Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа
Судебная реформа 1860-1864 гг. по праву занимает одно из наиболее заметных мест в числе государственных реформ второй половины XIX века. Без реформирования судебной системы было немыслимо дальнейшее развитие Российской империи, реформа означала окончательный отход от средневековой системы судопроизводства, введение многих демократических элементов, некоторые из которых только начинают возрождаться сейчас.
В этом ряду наиболее заметной была реформа именно уголовно-процессуального законодательства, в которой наиболее явно проявились наметившиеся в это время тенденции к гуманизации законодательства, защите прежде всего прав человека.
Введение
1. Основные принципы судебной реформы
2. Порядок судебного следствия
3. Институт суда присяжных в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Контрольная работа |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
Кафедра теории права и гражданско-правовых дисциплин
по дисциплине: «Правоохранительные органы в Российской Федерации»
«Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее»
Выполнила: студентка группы 134ЮР-31
Поройка М.С.
Оценка________________________
Ярославль 2013
Содержание:
Введение
1. Основные принципы судебной реформы
2. Порядок судебного следствия
3. Институт суда присяжных в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Судебная реформа 1860-1864 гг. по праву занимает одно из наиболее заметных мест в числе государственных реформ второй половины XIX века. Без реформирования судебной системы было немыслимо дальнейшее развитие Российской империи, реформа означала окончательный отход от средневековой системы судопроизводства, введение многих демократических элементов, некоторые из которых только начинают возрождаться сейчас.
В этом ряду наиболее заметной была реформа
именно уголовно-процессуального
1. Суд присяжных.
Основные принципы судебной
Необходимость реформы судебной системы и, в частности, уголовного процесса не вызывала сомнения в правящих кругах. О необходимости такой реформы говорила еще Екатерина II, отмечавшая необходимость выведения судебных учреждений из-под контроля административных органов, однако, практически не осуществившая это. Разработка нового уголовно-процессуального закона была начата при Александре I под руководством графа Сперанского М.М. и продолжена под руководством Блудова Д.Н. Разработанный комиссией к 1837 г. "Проект о следствии" не был, однако, принят.
К основным принципам реформы относились: идея отделения суда от административной власти, установление состязательности, введение присяжных заседателей. Предполагалось, что у присяжных будут изъяты дела о государственных ("для сохранения уважения к институту присяжных") и должностных (из-за опасения чрезмерного возвышения судебной власти) преступлениях. Авторы проекта настояли также на выделении института мировых судей из общего порядка судопроизводства, подчеркивая их специфику.
Отзывы, поступившие с мест на разосланный
проект, отметили неполноту и
Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных. Какую выбрать - континентальную (перед присяжными ставится вопрос: "виновен ли подсудимый?") или английскую (перед присяжными ставится вопрос: "совершил ли подсудимый данное деяние?"). В итоге остановились на континентальной модели. Были сомнения и относительно института мировых судей: как они должны были решать дело - по закону, или по своему усмотрению, лишь ссылаясь на закон? Выбрали первый вариант.
2. Порядок судебного следствия
Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно более прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Суд присяжных рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как некий катализатор, стимулирующий состязательность судопроизводства, право обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции невиновности. Суд присяжных – это не просто более широкое вовлечение представителей общества в отправление правосудия по наиболее серьезным уголовным делам, вместо объединенных в одну коллегию с судьей двух народных – двенадцать независимых присяжных заседателей. Это новая форма судопроизводства, радикально менявшая сущность и содержание всего уголовного процесса. Судья становился беспристрастным арбитром, он больше не был обязан в ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия. В суде присяжных не связанных профессиональными навыками и привычками, знаниями материалов дела, оценивающих фактическое обстоятельства дела и выносящие на их основе вердикт – виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает принцип состязательности, уравниваются возможности сторон, обвинения и защиты, в процессе, подлежат исключению из судебного разбирательства доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона, через всю процедуру красной нитью проходил принцип презумпции невиновности.
Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния".
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д.1 Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге – отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела.
Присяжный заседатель за неявку в суд по вызову без законных причин подвергается денежному взысканию: в первый раз — от десяти до ста рублей, а во второй раз — от двадцати до двухсот рублей. За не явку в третий раз присяжный предается суду и подвергается лишению права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующие общественного доверия2.
Каждая из сторон имеет право на отвод присяжных заседателей без объяснения причин отвода. « Прокурор или частный обвинитель имеет право отвести не более шести заседателей. Подсудимому, а если их несколько, то всем им вместе предоставляется отвести столько заседателей, чтобы из общего числа тридцати осталось не менее восемнадцати неотведенных лиц3.»
Независимость присяжных заседателей при разрешении дела обусловливала необходимость тщательной подготовки доказательственной базы. В связи с этим особое значение приобретала стадия предварительной подготовки дела к слушанию, в которой последовательно участвовали представители прокуратуры, Судебной палаты и окружного суда. Работа обвинителей и защитников по уголовному делу могла проходить в условиях изначального недоверия к ним присяжных заседателей. В связи с этим основной функцией сторон было аргументированное убеждение присяжных в правильности своей позиции по делу. В то же время присяжные рассматривали председательствующего как лицо, не заинтересованное в исходе дела, что обусловливало более высокую, по сравнению со сторонами, степень влияния председательствующего на позицию присяжных по делу. Запрет председательствующему проявлять в напутственном слове свое мнение не способствовал уяснению присяжными обстоятельств дела и часто служил причиной формального подхода председательствующих к произнесению напутственного слова. Для придания полновесного значения напутственному слову практика требовала законодательного разрешения председательствующему выказывать перед присяжными свое мнение о деле, не опасаясь кассационных поводов. Целью вопросного листа было выяснение мнения присяжных относительно виновности подсудимого. В процессе с участием присяжных вопросный лист способствовал решению следующих задач: сосредоточению внимания присяжных на существенных обстоятельствах дела, ограничению вердикта обстоятельствами, составлявшими предмет судебного рассмотрения, а также выявлению и письменному закреплению мнения присяжных по делу.
По делам о соучастии практика оптимизировала процесс составления вопросного листа: если роли в совершении преступления не были распределены, то в вопросах по каждому из соучастников указывалось, что вменяемое деяние описано в вопросе по одному из соучастников. В результате вопросный лист становился более компактным и, следовательно, легким для восприятия присяжными.На основе материалов исследования сформулировано определение основных признаков вердикта присяжных заседателей по Судебным уставам 1864 г. Вердикт - это результат голосования присяжных о разрешении дела, выраженный в форме письменных ответов на вопросы коронного суда и определявший характер приговора. Помимо обстоятельств дела, серьезное влияние на существо вердикта могли оказывать как объективные факторы - несоответствие норм права представлениям общества о справедливости, неосведомленность присяжных о грозящем подсудимому наказании, так и субъективные факторы - социальный состав скамьи присяжных, неправильное определение режима работы присяжных заседателей, отклонение обвинительного вердикта коронными судьями.
3. Институт суда присяжных в современной России
В 1990 г. основы законодательства o судоустройстве СССР и союзных республик предоставили им право предусматривать в своем законодательстве возможность решения вопроса о виновности подсудимого судами присяжных (расширенной коллегией народных заседателей) по делам o преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет4. 1 ноября 1991 г. в ст. 166 Конституции РСФСР появилось положение о возможности рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных. Данное конституционное предписание было воплощено в Законе РФ от 16 июля 1993 г. N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР", который положил начало постепенному введению суда присяжных в РФ.
Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, прописанного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия - вопрос о виновности подсудимого - решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями5.
Частью 4 ст. 123 Конституции
РФ установлено, что в особых случаях,
предусмотренных федеральным
В соответствии со ст. 20 Конституции
РФ граждане Российской Федерации имеют
право участвовать в
Более подробно рассмотрим основные
положения федерального закона № 113
ФЗ от 20.08.2004г. «О присяжных заседателях
федеральных судов общей
В соответствии со ст. 12 ФЗ предоставляются следующие гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя:
1. На присяжного заседателя в
период осуществления им
2. Лица, препятствующие
присяжному заседателю
Сегодня, как и в дореволюционной России существуют требования, предъявляемые к присяжным заседателям9:
1. Присяжными заседателями
могут быть граждане, включенные
в списки кандидатов в
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту
составления списков
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете
в наркологическом или
Информация о работе Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее