Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:56, реферат
В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества.
Сущность, формы, функции исторического
знания.
В ходе изучения истории формируется историческое
знание, которое является одной из важных
сторон общественного сознания. Под историческим
знанием в науке понимается совокупность
представлений общества в целом и его
социальных групп в отдельности о своем
прошлом и всего человечества. Под сущностью
исторического знания понимается выявление
на основе теоретического осмысления
исторических фактов закономерностей
развития общества.
Каждая национальная и социальная общность
обладает определенным кругом исторических
представлений о своем происхождении,
важнейших событиях в своей истории, деятелях
прошлого, о соотношении своей истории
с историей других народов и всего человеческого
общества. Благодаря этому данная общность
людей осознает себя как народ на основе
знаний своего места в мировом историческом
процессе.
Важнейшие формы исторического знания:
Знания, основанные на непосредственном
жизненном опыте, когда человек на протяжении
своей жизни, наблюдает какие-то события
или даже является их участником. Как правило,
эти знания бессистемны, не связанные
с ходом исторического процесса. Чаще
всего они выступают в расплывчатых, эмоционально
окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных,
неточных, субъективных.
Следующая форма (ступень) исторического
знания может формироваться под влиянием
художественной литературы, кино, радио,
телевидения, театра, живописи, знакомства
с историческими памятниками. На этом
уровне историческое знание также еще
не является систематизированным. Исторические
представления еще отрывочны, хаотичны,
не упорядочены в хронологическом отношении.
Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью,
впечатлительностью.
Третий уровень исторического знания
формируется на уроках истории в школе,
где учащиеся впервые получают представления
о прошлом в систематизированном виде.
К сожалению, для большинства людей изучение
истории завершается на школьном уровне.
Возможно пополнение знаний на любительском
уровне, однако такого рода интерес проявляется
не так часто, да и популярных книг по отечественной
истории немного.
Четвертая форма - научное знание, которое
формируется на основе всестороннего
теоретического осмысления прошлого,
выявления тенденций исторического развития,
обобщения исторического опыта, выявления
исторических закономерностей. Оно проявляется
в более-менее четком представлении о
природе и движущих силах развития человеческого
общества, в понимании смысла истории,
моделей исторического развития, его периодизаци.
На этом уровне предпринимаются попытки
объяснить человеческое прошлое во всей
противоречивости и сложности. Формирование
исторического знания на теоретическом
уровне помогает мыслить историческими
категориями, видеть общество в диалектическом
развитии, в изменении, осмысливать исторический
процесс в динамике, в хронологической
взаимосвязи времен. Носителем этого уровня
исторического знания является историческая
наука.
Таким образом, историческое знание как
элемент общественного сознания нужно
воспринимать системно, во всех его формах
и уровнях.
Исторические знания становятся научными
(т.е. отражающими действительность) при
строгом соблюдении следующих основных
принципов:
Принцип объективности. Он предусматривает
в первую очередь опору на исторические
факты в их объективном изложении без
искажений, с научной проверкой достоверности
факта и учетом степени этой достоверности.
Принцип объективности требует также
рассмотрения всей суммы фактов, относящихся
к данному явлению, без какого-либо исключения.
К этому принципу нужно отнести также
и признание объективного характера закономерностей
общественного развития
Принцип историзма. Предусматривает изучение
общественных явлений в их развитии: как
явление зародилось, какие этапы развития
оно проходило и чем стало в данный исторический
момент. Другим требованием принципа историзма
является изучение общественного явления
не изолированно, а в связи с другими, тоже
меняющимися во времени, учитывая взаимовлияние
и взаимозависимость явлений. Третьим
требованием принципа историзма является
оценка факта, личности, исходя из конкретных
исторических условий того времени, а
не абстрактных вневременных (или современных)
позиций. Главное при этом определить,
что нового это явление (или личность)
принесло в общественное развитие, и как
оно повлияло на последующий его ход. Принцип
историзма позволяет мысленно вживаться
в историческое время, понять мотивы поступков
и характер деятельности исторических
личностей в конкретной исторической
ситуации и адекватно оценить их вклад
в историю.
Принцип социального подхода к исследованию
исторического процесса. Исследование
общественной жизни предусматривает изучение
социальной структуры общества, противоречивых
социально-классовых интересов и всей
суммы социально-политических отношений:
в экономической области, в политической
борьбе, в противоречиях социальной психологии
и традиций. Социальный анализ позволяет
понять сущность общественных процессов
и мотивы действий субъектов истории.
К функциям исторического познания относятся:
1. Познавательная,
интеллектуально развивающая, состоящая
в самом изучении исторического пути и
в объективно-истинном отражении исторических
явлений и процессов.
2. Практически-
3. Мировоззренческая:
история способствует выработке научного
мировоззрения, является фундаментом,
на котором зиждется наука об обществе.
4. Воспитательная:
формирует гражданские качества: патриотизм
и интернационализм, позволяет познать
моральные и нравственные ценности,! выработанные
человечеством, понять такие категории
как честь, долг перед J обществом, видеть
пороки общества и людей.
5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями.
видеть общество в развитии, оценивать
явления общественной жизни по отношению
к их прошлому.
Информация о работе Сущность, формы и функции исторического знания