Съезд народных депутатов РСФСР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть предпосылки, причины учреждения, статус, организационное устройство; основные проблемы формирования, главные этапы деятельности съездов народных депутатов РСФСР.

Содержание

1. Ведение
2. Предпосылки и причины учреждения съездов народных депутатов РСФСР
3. Полномочия Съезда
4. Порядок формирования Съезда народных депутатов и этапы деятельности
5. Основные достижения и проблемы деятельности съезда
6. Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

съезд народных депутатов рсфср.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

      Съезд народных  депутатов и избранный им Верховный  Совет создали правовые условия, открывшие дорогу экономическим  преобразованиям в стране. Были приняты законы о собственности (1990), о земельной реформе (1990), о банках и банковской деятельности (1990), о предприятиях и предпринимательской деятельности (1990), о крестьянском (фермерском) хозяйстве (1990), о плате за землю (1991), о приватизации государственных и муниципальных предприятий (1991), об основах налоговой системы (1991), о денежной системе (1992), о валютном регулировании и валютном контроле (1992) и многие другие.[7]

      Народные  депутаты впервые законодательно  закрепили гарантии прав и  свобод человека и гражданина, приняв, законы о свободе вероисповеданий (1990), о СМИ (1991), о реабилитации  жертв политических репрессий (1991), о гражданстве (1991), о языках народов  РСФСР (1991), о праве граждан на  свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства (1993).

      Особенно  важным было принятие закона  о референдуме, что явилось признанием  прямого волеизъявления народа, как последней инстанции в  решении особо важных государственных  вопросов и стало переворотом  в мировоззрении людей. С практической  точки зрения всенародный референдум  оказался действенным инструментом  разрешения острых конфликтных  ситуаций.

      Следует  признать, что наряду с несомненными  достижениями этого депутатского  корпуса  некоторые законы в  экономической сфере оказались  половинчатыми, а политические решения  – противоречивыми. Первый Съезд  народных депутатов РСФСР не  сформулировал четких решений  о направлениях, целях и способах  радикальных экономических преобразований  в России. В результате экономика  в начале реформ была доведена  до состояния паралича, социально-экономическая  сфера оказалась в катастрофическом  положении, экономическая жизнь  общества была деморализована. В  связи с этим была создана  такая рыночная экономика, которая  до сих пор не содействует  развитию свободного творчества  и предпринимательства.

      Для успешного  и благоприятного развития экономики  современной России необходимы  коренные ее изменения на принципиально  иной социально- экономической базе. Экономическая реформа должна  сопровождаться поэтапной реорганизацией  государственного устройства, созданием  эффективной политической системы  народовластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Первый и  единственный состав народных  депутатов РФ был избран 4 марта 1990 года, по итогам выборов ни  одна фракция не имела абсолютного  большинства голосов. Указом Президента  «О поэтапной конституционной  реформе» деятельность Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета прерывалась, однако сам  Съезд (большинство его депутатов) указу не подчинился, а сам  Указ был признан противоречащим  Конституции Конституционным Судом. Большинство из числа не сложивших  мандаты народных депутатов 4 октября 1993 года объявило о прекращении  работы Съезда.

      В сравнительно  короткий исторический период - с  марта 1990 по декабрь 1991 гг. - в политической  истории России происходили сложнейшие, зачастую противоречивые процессы, подготовившие воссоздание российской  государственности в полном ее  объеме. Особая роль в этом  была отведена Съезду народных  депутатов и Верховному Совету  РСФСР.

      Деятельность  этих институтов, созданных, казалось, по рецептам 70-летней давности, на  заре становления Советской власти, в качественно новых условиях  конца XX века привела к принципиально  иным результатам.

      Прежде всего, лозунг "Вся власть Советам" был обращен против КПСС - той  политической силы, которая когда-то  эффективно использовала его  для прихода к власти. Уже на  первом Съезде народных депутатов  РСФСР ясно определилась тенденция  к устранению КПСС от управления. Другой стороной лозунга "Вся  власть Советам" стало противопоставление  и конфликт между советскими  органами Союза ССР и Россией. С момента принятия "Декларации  о государственном суверенитете  РСФСР", утвержденной абсолютным  большинством депутатов - от радикальных  сторонников "Демократической России" до членов ЦК компартии РСФСР - был заложен фундамент того  явления, которое получило название "войны законов".

      Съезду и  Верховному Совету РСФСР была  отведена важная роль в подготовке  законодательной базы для проведения  экономической реформы. Именно там  летом 1990 г. была принята Программа "500 дней", ставшая первой, хотя  и нереализованной, попыткой осуществления  реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

        1. Абдулатипов, Р.Г. Российский парламентаризм: поиски и перспективы / Р.Г. Абдулатипов // Этнополитический вестник. - 1995. - №4. - С. 20-31

        2. Абушахманова, Н.3. Реформирование высших органов власти советской представительной системы: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Абушахманова Н.З. - М.: РАГС, 2001. – 25 с.

        3. Азаров, Н.И. Идея разделения властей и  ее реализация в России / Н. И. Азаров // Вестник С-Петербург. ун та. -  Сер. 6. Философия. - 1994. - № 1. – С. 22-26.

        4. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса / Дж. Боффа. - 1964-1994. - М.: Академия, 2006.  – 233 с.

        5. Варламова, Н.В. Конституционный процесс в  России / Н.В. Варламова (1990 – 1993 г.г.). - М.: Юридическая литература, 2008. – 290 с.

        6. Голубева, Е.И. Представительные учреждения в системе государственного управления России (Начало и конец XX в. Сравнительный анализ) / Е.И. Голубева. - М.: Владос, 2005. – 326 с.

        7. Золотухина, А.Ф. К проблеме становления парламентской демократии в России / А.Ф. Золотухина // Материалы научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2008. - С. 22-25.

        8. Современная  политическая история России. (1985-1998 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. Издание 2 -е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999. – 466 с.

        9. Эпоха  Ельцина. Очерки политической истории / Авт. колл. под рук. Ю.М. Батурина. - М.: Гадарики, 2009. – 334 с.

 

 

 

 

 

 

 

-----------------------

[1] Современная политическая  история России. (1985-1998 годы). Т. 1. Хроника  и аналитика. Издание 2 -е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999. – С. 90.

[2] Эпоха Ельцина. Очерки  политической истории / Авт. колл. под рук. Ю.М. Батурина. - М.: Гадарики, 2009. – С. 69.

[3] Варламова Н.В. Конституционный  процесс в России (1990 1993 г.г.). - М.: Юридическая литература, 2008. – 290 с.

[4] Золотухина А.Ф. К проблеме становления парламентской демократии в России // Материалы научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2008. - С. 22.

[5] Эпоха Ельцина. Очерки  политической истории / Авт. колл. под рук. Ю.М. Батурина. - М.: Гадарики, 2009. – С. 135.

[6] Абдулатипов Р.Г. Российский парламентаризм: поиски и перспективы // Этнополитический вестник. - 1995. - №4. - С. 26.

[7] Голубева Е.И. Представительные учреждения в системе государственного управления России (Начало и конец XX в. Сравнительный анализ). - М.: Владос, 2005. – С. 158.


Информация о работе Съезд народных депутатов РСФСР