Таблицы исторических эпох

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности.
Все многообразие предметов, вещей в мире имеет единую первооснову, «первовещество».
Логос по Гераклиту – является объективным законом мироздания. Благодаря Логосу в мире царит упорядоченность (за ночью наступает день и т.п.)

Вложенные файлы: 1 файл

Исторические эпохи философии.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Исторические эпохи философии

Этапы философии

Главная особенность эпохи

Имена философов и философские  школы

Идеи

Античная  философия  (с VI в. до н. э. по VI в. н. э)

  1. Ранняя (древняя) греческая философия(VI в. до н. э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. классическая  греческая философия (V–IV в. до н. э.); 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. греко-римский  период (III в. до н. э. – VI в. н. э.)

Космоцентризм

Философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксиман), Гераклит, философы Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), философы школы атомистов (Ксенофан, Левкипп, Демокрит)

 

 

 

 

 

Платон (427 – 347  до н.э.)

Сократ (469-399 до н.э.)

Аристотель (384-322 до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антисфен (444г. до н.э.)

Диоген  Синопский (ум. 330 – 320 г. до н.э.)

Зенон (334 – 262 г. до н.э.)

Натурфилософия  – философия природы, умозрительное  истолкование природы в ее целостности.

Все многообразие предметов, вещей в мире имеет единую первооснову, «первовещество».

Логос по Гераклиту –  является объективным законом мироздания. Благодаря Логосу в мире царит  упорядоченность (за ночью наступает  день и т.п.)

Бытие. Бытие существует, небытия не существует (Парменид)

Объективная диалектика Гераклита – мир противоречив, находится в вечном процессе становления  и развития.

 

Бытие Платона – действительным бытием является мир идей.

Идеальный мир – является действительным бытием.

Материя – это своего рода материал, который благодаря идеям «превращается» в ту или иную чувственную вещь.

Чувственный мир Аристотеля является вполне реальным.

Сверхчувственный мир  Аристотеля – является своего рода сущностью чувственного.

Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемонизм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно которой счастье является высшей целью человеческой жизни.

Ригоризм (от лат. rigor – строгость, твердость) Платона – придавал обоснованию природы моральных добродетелей.

Киники (Слово «киник»  произошло от греческого слова «кюнос», которое означает «собакоподобный». За свой образ жизни они получили это название).

Крайний аскетизм – нравственная норма, добродетель, в понимании  киников.

Если человек ищет спасения в этом мире, то он должен искать его внутри себя – в этом и  состоит добродетель.

Стоики (в переводе с  греческого «stoa» означает «крыльцо») основной принцип этики стоиков: учитесь не воспринимать внешние воздействия.

Только достигший полного  покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью.

Философия средневековья

Патристика

Схоластика

Теоцентризм

Августин  Аврелий

 

Фома Аквинский

Патристика  – это учение «отцов церкви», то есть первых христианских мыслителей 2 – 8 вв.

Схоластика – это  пик развития средневековой философии, характеризуется наличием многих философских  школ и интересом к формально-логической стороне проблем. Ее отличает высочайшее развитие понятийного аппарата философии, ориентация на логику и философию Аристотеля.

Религия –форма мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественное.

Креацианизм – идея творения мира Богом из ничего.

Бог – это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность.

Сверхъестественность  Бога означает невозможность чувственного его восприятия: бытие Бога усматривается не глазами, а умом человека – «умозрительно»,либо воспринимается в акте мистической интуиции.

Природа – это творение Бога, но не сам Бог, как это было в мифе.

Надприродность человека основана на том, что человек в религии – это образ и подобие Бога.

Теоцентризм: Бог – творец мира является главной темой философских размышлений. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть истина, Добро и Красота.

Реалисты (линия Платона) – идеи существуют реально –  до вещи, как мысли в уме бога. Соответственно, божественный разум  первичен по отношению к божественной воле.

Номиналисты (линия Аристотеля) – универсалии есть только наименования, имена вещей, и они не могут  предшествовать вещам. Божественная воля первична по отношению к разуму: только после появления вещей  через акт божественного творения ониосознаются в уме Бога и в уме человека.

 

Философия эпохи  возрождения

14 – 16 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т. Кампанелла

 

Н.Кузанский (1401-1464)

Д. Бруно (1546-1600)

«Возрождение» или «Ренессанс» - характеризует прежде всего культуру Италии, ставшей в этот период интеллектуальным центром Европы.

Протестантизм – новая христианская конфессия, выражающая интересы нарождающейся буржуазии.

Принцип гуманизма: признание  ценности каждого человека как личности, признание права каждого человека на свободу, счастье и развитие.

Философия эпохи Возрождения  антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек (антропос).

«Реабилитация» человеческого  тела приводит к возрождению (христиански  переосмысленного) античного идеала калокагатии – прекрасно-доброго человека.

Пантеизм – философское  учение, исходящее из тождества бога и природы. (дословный перевод: «пан» - все, «теос» - бог: «все есть бог»).

Эстетизм – возвеличивание прекрасного безотносительно к его эстетическому содержанию.

 

Философия Нового времени 

 

Эмпирический метод

Философия эпохи Просвещения

 

Рационализм

 

  1. Философия 17  века

Ф. Бэкон

Р. Декарт

Б. Спиноза

Д. Локк

Т. Гоббс

 

  1. Философия 17 века – философия эпохи Просвещения

Вольтер,

Руссо,

Дидро,

Гольбах (Франция),

Лессинг,

Толанд (Англия)

 

  1. Немецкая  классическая философия (18 – сер. 19 вв.)

Кант,

Фихте,

Шеллинг,

Гегель,

Фейербах

 

Рационализм – является проявлением рационалистического  духа эвропейской культуры Нового времени.

Деизм – учение, согласно которому бог, создав мир, больше в дела мира не вмешивается.

В Новоевропейской культуре и новоевропейской философии  получает свое окончательное оформление идеал личности как человека, активно  преобразующего мир на основе могущества своего разума.

Научная картина мира – это целостная система представлений  о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов.

Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия», «естественные  права человека») представление  о человеке как «гражданине мира», для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности, который служит Истине, а не тому или иному государству.

Материя, то есть вещество, в механистической картине мира имеет предел делимости – атомы.

Агносцитизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей.

В механистической картине  мира весь мир – от атомов до планет и звезд – уподоблен некоему  неизменному, раз и навсегда созданному механизму, где все материальные объекты перемещаются, не претерпевая  развития, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.

Метод – путь познания.

Проблема метода –  проблема основ познания и критериев истины.

Сенсуализм – философская  концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства.

Эмпиризм – философская  концепция основы познания и критерий истины усматривает в опыте.

Рационализм – это  философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая  в разуме.

Субстанция – «объективная реальность, рассматриваемая со стороны  ее внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить  чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему»

Дуализм – это философская  концепция, все многообразие бытия  сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта.

Монизм – философская  концепция в основе бытия усматривает  одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция  представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632-1677)

Плюрализм – концепция, допускающая бесконечно многое число  субстанций. Сам автор этой концепции  – известнейший немецкий математик  и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) –  назвал свое учение «монадологией».

 

Принцип самодвижения материи. Материя никем не сотворена, она  существует вечно. Движение – неотъемлемый атрибут материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Биологическая природа человека – человек и человеческое сознание появились в процессе длительной эволюции материального мира.

Сущность силы – творческий потенциал, способности к разумной и свободной деятельности.

Коммунизм – это гуманизм, это процесс возвращения человека к самому себе, это преодоление  разрыва между сущностью и  существованием человека.

Теория формационного  развития общества: общество в своем  развитии проходит через исторически  определенные, своеобразные ступени  развития – общественно-экономические  формации.

В основе каждой формации лежит исторически обусловленный  способ производства, то есть диалектическое единство производительных сил (орудия труда и люди с их умениями и навыками) и производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления).

Производственные отношения  являются базисом, то есть основой формирования и функционирования соответствующей  надстройки общества: идей (политических, правовых, религиозных и проч.), господствующих в общественном сознании, и институтов, их реализующих (государство, правоохранительные органы, церковь и др.).

Философия

19-20 в.

 

Иррационализм

  1. Философия А.Шопенгауэра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Ф.Нитцше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория  психоанализа З.Фрейда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия экзистенциализма М.Хайдеггер и  К.Ясперс (Германия), Н.Бердяев и Л.Шестов (Россия),Ж-П Сартр, Г.Марсель, А.Камю (Франция).

В рамках экзистенциализма можно выделить религиозное направление (Н.Бердяев, Г.Марсель, К.Ясперс, Л.Шестов) и атеистическое (Ж-П Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия позитивизма.

 – классический  позитивизм (сюда же включается  и его обновленная форма –  эмпириокритицизм).

О.Кант, Дж.Милль, Г.Спенсер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- постпозитивизм.

Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос, У. ван Куайн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия постмодернизма

 

Ж.Ф.Лиотар (1924-1998)

 

З.Бауман

 

М.Фуко (1926-1984)

 

Ж.Делез

 

Ф.Гваттари

 

Ж.Деррида (1930-2004)

 

А.Гаргани

В основе мира лежит не разум а воля. Воля – это могучая творческая бессознательная сила.

Многие положения философии  Шопенгауэра созвучны основным идеям  буддийской философии. Так и Шопенгауэр, и буддизм полагают в качестве основной причины страдания –  желания. Избавиться от страданий можно только тогда, когда избавишься от желаний.

     Центральный  пункт философии Нитцше – учение о сверхчеловеке. Каждый человек, независимо от расы, национальности и социальной принадлежности, может и должен стать сверхчеловеком, т.е. стать свободным, независимым, сильным, не должен сострадать и не должен нуждаться в сострадании.

По Фрейду, в основе психоаналитической структуры личности лежит бессознательное, в терминологии самого автора – Оно (латинизированный вариант - ld). Бессознательное – это врожденные инстинкты, неизменные по своей сути.

Второй элемент структуры  личности – сознание, в терминологии Фрейда – Я (в латинском варианте - Ego). Как видим, сознание теряет свои лидирующие позиции, переносится на периферию. Третий элемент структуры личности – Сверхъя (Superego). Это моральные нормы, которые действуют в обществе и которые вошли в структуру личности в качестве внутренних запретов.

Философы-экзистенциалисты, считают, что не обстоятельства творят человека, а человек выбирает обстоятельства, социальную среду и сам реализует  свой собственный проект в соответствии со своими желаниями.

Свобода в экзистенциализме понимается не как награда, заветная цель, к которой надо стремиться, а как тяжелое бремя – человек  обречен быть свободным.

Тема абсурда. Сам по себе мир не абсурден, он только неразумен, абсурд возникает от столкновения человека и мира. Чувство абсурдности –  это разлад между человеком  его  жизнью.

В центре внимания философии  экзистенциализма – проблема человеческого  существования. Человек понимается как уникальное, неповторимое существо, не выводимое ни из социальной, ни из природной реальности. Личность не может быть частью, элементом целого, она сама – целое.

     Подлинным  знанием о мире может считаться  лишь «позитивное знание», т.е.  знание фактов. В этой связи  большая роль в познании действительности  отводится наукам, которые изучают  это самые факты. После накопления  фактов науки должны их систематизировать  и классифицировать. В этой связи  формам эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент) придается  большое значение. Каждое научное  утверждение должно пройти проверку  опытом. Знание фактов опирается в основном на органы чувств, поэтому оно носит относительный характер.

Из этого важнейшего для позитивизма принципа следует  не менее важный следующий: «наука – сама по себе философия».

 

Философии по-прежнему отказано в познании мира, философия и наука  по-прежнему противопоставляются, но неопозитивизм  отличает еще более крайние формы  сциентизма. Задача философии сводится не к систематизации данных специальных  наук (как в классическом позитивизме), а к разработке методов анализа  знания, при этом анализ знания дается через возможности выражения  его в языке.

Важнейшее положение  постпозитивизма – признание плюрализма методологии в оценке истории науки. Невозможно понять, как было сделано то или иное открытие, если использовать одну единственную методологию.

История науки – это  конкуренция исследовательских  программ. Каждая исследовательская  программа включает в себя негативную эвристику (показывает, каких путей  необходимо избегать) и позитивную эвристику (какими путями следует продвигаться вперед).

     Постмодерн  – это современное культурное  состояние, эпоха, а постмодернизм  – это его теоретическое осмысление  средствами философии.

Глобализация – еще  одна черта постмодерного общества. Она создает такие условия для человека, что он рискует никогда себя не реализовать при всей неустанности поиска самореализации.

Абсолютного субъекта (субъекта познания) уже не существует, существуют субъекты дискурса, желания, экономического процесса. Ризома означает принципиально нелинейный способ организации целого (текста). «Ризома означает разрушение установки на обнаружение центра структуры, которого уже нет. Ризома – это альтернатива замкнутым и статичным линейным структурам, которые предполагают жесткую осевую ориентацию. Ризома нелинейна, не завершена, она открыта и имеет множество выходов».

Постмодернистская эпистемология  связана с деконструкцией. Деконструкция разрушает представление о познании как процессе отражения, в рамках которого через производное, вторичное постигается первичное, изначальное – содержание и смысл.

Встретить истину – это  означает для каждого встретиться со своей судьбой. Мир как событие идет навстречу и предстает перед субъектом – вот  подлинная альтернатива метафизической философии.



Информация о работе Таблицы исторических эпох