Тайна убийства реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в исследовании жизни и деятельности велико реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, который внёс огромную политическую роль в жизнь России.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- Исследовать биографию Столыпина;
- Исследовать его политическую деятельность;
- Изучить какие реформы были проведены во время жизни Столыпина;
- Рассмотреть какие изменения были сделаны для жизни людей разных сословий;
- Узнать как закончил свою жизнь великий реформатор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………....................3
1. ЖИЗНЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ П.А. СТОЛЫПИНА……………..…..............4
2. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ…………………………………………………………..........8
2.1 Аграрная реформа……………………………………………………………………………8
2.2.Реформа в области прав м свобод граждан…………………………………………….....11
2.3. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти………………………….………………………………………………………......................11
2.4. Реформирование судопроизводства……………………………………………..………..12
2.5. Местное управление и самоуправление………………………………..……..……….....13
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………………………………..13
2.7. Образование, наука и культура…………………………………………………………...14
2.8. Военная реформа…………………………………………………………………………..14
3. ТАЙНА УБИЙСТВА РЕФОРМАТОРА………………………………………………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………......17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………………........18

Вложенные файлы: 1 файл

столыпин и его реформы.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

Реформы в России носили ярко выраженный политический характер. Столыпин никогда не скрывал, что ими он стремился потушить огонь крестьянских выступлений. В  результате методы осуществления реформ вызвали неприятие их со стороны  самых различных политических сил.

И наконец, нельзя не признать, что аграрные преобразования Столыпина были начаты с большим  историческим опозданием. Как минимум  на сорок лет.

 

2.2. Реформы в области прав и свобод гражданина 

 В Российской  империи даже после цикла Великих  реформ правовой статус в значительной  мере определялся сословной, национальной  и конфессиональной принадлежностью.  А без создания единого правового  пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований  было невозможным. Уже 5 октября  1906 г. Был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России – крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян – например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое» проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. Был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра. Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. Во II Думу правительством был внесен законопроект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции». Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал. Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны. Как сказал Столыпин в одном из своих выступлений в Думе, его целью было чтобы «писаная свобода превратилась в свободу настоящую».

 

2.3. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти

 

Реформаторские  проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они  изменяли элементы системы во имя  сохранения целого – самодержавной модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это в первую очередь относилось и к проблеме государственного управления – к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом – одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства, устанавливавших определенные правила игры, конституционные рамки для необходимого взаимодействия. П.А. Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным, так как депутаты в значительной своей части не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство. Благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная дума аккумулировала наиболее конструктивно мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем. Правительство искало договоренностей с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства  П.А. Столыпина уникален в истории  России. По сути дела, впервые был  реализован правовой механизм широкой  общественной экспертизы правительственных  инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью  и обществом. 

2.4. Реформирование судопроизводства 

Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы  государством, которое реализует  декларируемые принципы в каждодневной практике право применения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина. Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др. Иными словами, предполагалось "вплести" в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

 

2.5. Местное управление и самоуправление 

Институты гражданского общества только тогда приобретают  жизнь, когда они могут участвовать  в процессе выработки решений  на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия  гражданского общества - развитые формы  местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело  многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился  к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения  эффективности. Уже в 1907 г. были внесены  в Государственную думу "Положение  о поселковом управление" и "Положение  о волостном управлении". Законопроекты  предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом  уровне - в поселковом обществе и  волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким  образом, планировалось, что самоуправляющееся  общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная  от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным  началам преобразования земских  и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и  губернских земств, а также органов  городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия  в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или  иначе участвовавших в управлении государством. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными  полномочиями, представляли узко сословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества. 

2.6. Экономика, финансы, инфраструктура 

Гражданская свобода  не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому  одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической  активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для  предпринимателей разрешительной процедуры  учреждения акционерных компаний, открывавшей  широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный  принцип организации акционерных  обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности  для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также  пошло на реформирование нормативной  базы для совершенствования финансово-кредитной  системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был  разработан Устав Банка обществ  взаимного кредита, Устав кассы  городского и земского кредита. Предполагалось провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить  налоги, на что и было направлено "Положение о поземельном и  промысловом налогах". Во-вторых, налоговая система должна была стать  социально ориентированной, что  бы способствовало поддержанию внутреннего  мира в России. Для этого правительство  предлагало ввести прогрессивную шкалу  подоходного налога. Минимальная  сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система  льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов  могла заметно снижаться. Таким  образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования  во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными  группами. При этом правительство  уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло  большие финансовые расходы на строительство  новых, стратегически значимых железнодорожных  магистралей: второй путь Сибирской  магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства  П.А. Столыпина активно строились  шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась  сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации. В экономической  сфере правительство П.А. Столыпина  решило главную задачу: оно расширило  правовое пространство для свободного предпринимательства. И заявляло о  государстве как о решающем факторе  существования этого пространства. Правительство определяло правила  игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры. 

2.7. Образование, наука и культура 

Системная модернизация без приобщения большинства населения  к хотя бы элементарным знаниям была невозможна. Поэтому одно из важнейших  направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование  системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего  начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало  меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим  элементом, а не обособленным элитарным  заведением. Широкомасштабные проекты  в области народного просвещения  требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать  специальные курсы для будущих  учителей и учительниц, в Ярославле  же правительство инициировало создание Учительского института. Государство  не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало  организовывать их ознакомительные  поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в  четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось  реформировать и систему высшего  образования. Так, правительством был  разработан новый Университетский  устав, предоставлявший высшей школе  широкую автономию: возможность  выбора ректора, значительная сфера  компетенции Совета университета и  т.д. Вместе с тем, устанавливались  четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что  должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство  считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о  негосударственных Московском археологическом  институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. При этом развитие системы образования  понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало  фундаментальные исследования, научные  экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные  коллективы, развитие кинематографа  и т. д В период премьерства  П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение  о создании Пушкинского дома в  Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в  различных частях империи. Правительство  создавало благоприятную среду  для дальнейшего поступательного  развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан  России.

Информация о работе Тайна убийства реформатора