Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:39, курсовая работа
Цель моей работы заключается в исследовании жизни и деятельности велико реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, который внёс огромную политическую роль в жизнь России.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- Исследовать биографию Столыпина;
- Исследовать его политическую деятельность;
- Изучить какие реформы были проведены во время жизни Столыпина;
- Рассмотреть какие изменения были сделаны для жизни людей разных сословий;
- Узнать как закончил свою жизнь великий реформатор.
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………....................3
1. ЖИЗНЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ П.А. СТОЛЫПИНА……………..…..............4
2. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ…………………………………………………………..........8
2.1 Аграрная реформа……………………………………………………………………………8
2.2.Реформа в области прав м свобод граждан…………………………………………….....11
2.3. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти………………………….………………………………………………………......................11
2.4. Реформирование судопроизводства……………………………………………..………..12
2.5. Местное управление и самоуправление………………………………..……..……….....13
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура…………………………………………………..13
2.7. Образование, наука и культура…………………………………………………………...14
2.8. Военная реформа…………………………………………………………………………..14
3. ТАЙНА УБИЙСТВА РЕФОРМАТОРА………………………………………………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………......17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………………………........18
Реформы в России носили ярко выраженный политический характер. Столыпин никогда не скрывал, что ими он стремился потушить огонь крестьянских выступлений. В результате методы осуществления реформ вызвали неприятие их со стороны самых различных политических сил.
И наконец, нельзя не признать, что аграрные преобразования Столыпина были начаты с большим историческим опозданием. Как минимум на сорок лет.
2.2. Реформы
в области прав и свобод гражданина
В Российской
империи даже после цикла
2.3. Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти
Реформаторские проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого – самодержавной модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это в первую очередь относилось и к проблеме государственного управления – к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом – одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства, устанавливавших определенные правила игры, конституционные рамки для необходимого взаимодействия. П.А. Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным, так как депутаты в значительной своей части не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство. Благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная дума аккумулировала наиболее конструктивно мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем. Правительство искало договоренностей с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России.
Опыт взаимодействия
представительной и исполнительной
властей в период премьерства
П.А. Столыпина уникален в истории
России. По сути дела, впервые был
реализован правовой механизм широкой
общественной экспертизы правительственных
инициатив. Реформы же были не плодом
традиционного бюрократического волюнтаризма,
а стали результатом
2.4. Реформирование
судопроизводства
Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, которое реализует декларируемые принципы в каждодневной практике право применения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина. Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др. Иными словами, предполагалось "вплести" в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.
2.5. Местное
управление и самоуправление
Институты гражданского
общества только тогда приобретают
жизнь, когда они могут участвовать
в процессе выработки решений
на всех уровнях государственного управления.
Поэтому важный признак наличия
гражданского общества - развитые формы
местного самоуправления. В Российской
империи, начиная с 1864 г., существовала
земство, которое после 1890 г. имело
многие черты сословного учреждения
и чья сфера компетенции была
весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился
к качественному преобразованию
системы местного самоуправления во
имя ее демократизации и повышения
эффективности. Уже в 1907 г. были внесены
в Государственную думу "Положение
о поселковом управление" и "Положение
о волостном управлении". Законопроекты
предполагали учреждение органов местного
самоуправления на самом низовом
уровне - в поселковом обществе и
волости. Причем речь шла о бессословной
организации этих учреждений. Таким
образом, планировалось, что самоуправляющееся
общество будет проявлять свою творческую
активность на всех уровнях, начиная
от поселка и кончая государством.
Кроме того, согласно "Главным
началам преобразования земских
и городских общественных управлений",
сфера компетенции уездных и
губернских земств, а также органов
городского самоуправления расширялась,
а имущественный ценз для участия
в работе этих учреждений снижался.
Иными словами, правительство стремилось
к расширению круга лиц, так или
иначе участвовавших в
2.6. Экономика,
финансы, инфраструктура
Гражданская свобода
не может считаться полноценной,
если она не подкреплена свободой
хозяйственной деятельности. Поэтому
одним из направлений деятельности
правительства П.А. Столыпина было
снятие многих ограничений с экономической
активности человека. Государство отказалось
от чрезвычайно тягостной для
предпринимателей разрешительной процедуры
учреждения акционерных компаний, открывавшей
широкий простор для
2.7. Образование,
наука и культура
Системная модернизация
без приобщения большинства населения
к хотя бы элементарным знаниям была
невозможна. Поэтому одно из важнейших
направлений реформ П.А. Столыпина -
расширение и совершенствование
системы образования. Так, в Министерстве
народного просвещения был
Предполагалось
реформировать и систему