Тайны древних библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Заниматься тайной исчезнувших древних библиотек я начал после того, как столкнулся с многочисленными фактами загадочного исчезновения информации из во множестве читаемых мною книг древних авторов.
В принципе, чтение книг древних авторов напоминает какой-то фантастический детектив. Ожидая на следующей странице описания раскрытия какой-то описываемой автором очередной тайны или загадки, вдруг с разочарованием обнаруживаешь, что повествование прервалось и автор сообщает уже о других событиях, мало связанных с предыдущей информацией.
Вначале это раздражало и казалось случайностью. Но при попытках обнаружить следы этой информации в других источниках, обнаруживалось то же самое, как будто кто-то преднамеренно убирал эти сведения из всех источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по библиотековед..docx

— 1.85 Мб (Скачать файл)

Малая «дочерняя» библиотека была уничтожена в 391/392 г. н.э., когда  после выхода эдикта императора Феодосия I Великого о запрете языческих культов христиане под предводительством патриарха Феофила разгромили Серапейон, в котором продолжались служения Серапису.

Вероятно, какие-то части  книжного собрания Александрийской  библиотеки сохранялись вплоть до 7 в. н.э. Во всяком случае известно, что после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная и бесконтрольная торговля книгами из собрания Музейона, частично восстановленного после пожара 273 г. н.э. Окончательный же приговор Александрийской Библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, будучи спрошен, как поступить с книгами, ответил: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, они       нежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае»[21]

 

[1] Вот что пишет М.Л. Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция»: «Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека» (Глава Александр и Александрия).

[2] «Аристотель из Стагиры (которого и греки, и средневековые люди называли просто Философом) научил Александра любить Гомера: свиток с текстом Илиады лежал у царя под подушкой рядом с кинжалом. Как сообщает Плиний Старший в Historia Naturalis (VII 21) с подачи Цицерона, огромная поэма была написана маленькими буквочками на одной полосе папируса и – по подтвержденным учеными слухам – помещалась в ореховой скорлупе; не знаю, насколько удобно было ее перед отходом ко сну почитывать. Иштван Рат-Вег указывает, что в Илиаде 15 686 стихов, и не могло быть такого тонкого пера и такого тонкого пергамента, чтобы эти строки уместились в скорлупе. Но однажды епископ Авранша Хюэт поставил эксперимент: он записал всю поэму на кусочке тончайшего пергамента размером 27 х 21 см бисерным почерком с двух сторон. Подлинность сообщения Цицерона была доказана». (А.Пучков. Александрия).

[3] Смотри - Ахилл Татий. История Александра Великого. Кн. , 30-34.

[4] М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. Александр и Александрия.

[5] Как известно, воспитанник Деметрия Фалерского Керавн (Птолемей Керавн), рожденный в 319/18 г. до н.э. или несколько ранее, был не менее, чем на 10 лет старше своего младшего брата Филадельфа (рожден в 309/8 г. до н.э.). Также имеются сведения о том, что, что Керавн первым браком мог быть женат ( в 300/295 г. до н.э.) на одной из дочерей Лизимаха. Наиболее вероятные даты заключения этого брака - 300 г. до н.э. (в этот год Птолемей I и Лизимах заключают союз, и Лизимах жениться на дочери Птолемея Арсиное II) или 295 г. до н.э., когда все диадохи заключают союз против Деметрия Полиоркета. Поскольку к уже женатому наследнику престола едва ли мог быть приставлен учитель, то заключение первого брака Керавна предпочтительнее датировать 295 г. до н.э. Таким образом, обязанности учителя наследника престола Деметрий Фалерский, по видимому, исполнял лишь в 297 – 295 г. до н.э. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что именно в 295 г. (освободившись от обязанностей воспитателя) Деметрий Фалерский предлагает царю Птолемею организовать Музейон и Библиотеку.

[6] Смотри также статью "Письмо Аристея как историческое свидетельство".

[7] Подробнее о датировке перевода читай в статьях "Письмо Аристея как историческое свидетельство", "История перевода LXX","Книга Экклезиаста: Речения".

[8] Смотри "Изречения и фрагменты сочинений Деметрия Фалерского".

[9] Плутарх. Изречения царей и полководцев.

[10] В 295 г. до н.э.  24-летний воспитанник Деметрия Фалерского Керавн, по-видимому, представлялся более реальной кандидатурой на египетский престол, нежели его 13-летний брат, ученик Стратона.

[11] Например, воспитателем будущего египетского царя Птолемея IV Филопатра был Эратосфен. Учителем был и Каллимах.

[12] Письмо Аристея, 298 – 299.

[13] Письмо Аристея, 9.

[14] Смотри Перечень сочинений Деметрия Фалерского. Комментарии на Гомера содержатся также в его книге «О стиле».

[15] Деметрий Фалерский известен как третий великий законодатель Афин. Поэтому при написании законов для столицы птолемеевского государства Александрии он, конечно же, опирался на афинское законодательство, которое было близкое и понятное ему не только в связи с практической работой по разработке законов и руководству городом, но и по глубокому интересу к теории вопроса, отраженному в целом ряде трудов Деметрия Фалерского, одним из которых является работа «Об афинском государственном устройстве» (в двух книгах). Относительно этого утерянного сочинения хотелось бы сказать, что его, возможно, следует идентифицировать с найденным в конце XIX столетия папирусом «Государственное устройство Афин», который в настоящее время отождествляют  с книгой Аристотеля «Афинская полития», являющей лишь частью всеобъемлющего труда, описывающего государственные устройства 158 греческих городов.

В пользу данной версии приведу следующие соображения. Поскольку «Государственные устройства» (158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические), которое к трудам Аристотеля причисляет Диоген Лаэртский (кн. Y-27, с. 195-196), скорее всего, является сочинением именно «аристотелевской школы», а не самого Аристотеля, вполне разумно предположить, что найденный в конце XIX в. папирус «Государственное устройство Афин» следует идентифицировать вовсе не с книгой Аристотеля «Афинская полития», но – с текстом философа-перипатетика Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» (см. Перечень сочинений Деметрия Фалерского, данный по книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». – М, 1986, кн. Y-80, с.210). В пользу этого может говорить как совершенное совпадение найденного текста с названием работы Деметрия Фалерского (у Аристотеля именно такой работы нет), так и соответствие структуры найденного текста, состоящего из двух частей – «История государственного устройства афинян» и «Современный государственный строй афинян» - строению исследования Деметрия Фалерского, состоящего из двух книг. Стиль указанного произведения также гораздо ближе стилю Деметрия Фалерского, нежели стилю Аристотеля. К тому же, если согласиться, что книга Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» является его ранним сочинением, написанным в качестве одной из 158 частей обзорного сочинения аристотелевской школы, становится более понятным достаточно неожиданное возвышение Деметрия Фалерского (участие в процессе Гарпала, участие в переговорах с Антипатром в посольстве Фокиона, утверждение в качестве ставленника Кассандра правителем Афин), первоначальным толчком к которому могло стать именно достаточно глубокое и в то же время написанное доступным языком исследование о государственном устройстве Афин.

[16] Подробнее об этом в статье История Септуагинты.

[17] Отрывки из книги Манефона в изложения Иосифа Флавия можно найти здесь.

[18] По книге: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М, 1991; стр. 30. Также – в книге Ж.Бержье. Проклятые книги.

[19] Известно, например, что Афиней прочитал восемьсот комедий, называемых средними, от которых до нашего времени ничего не дошло.

[20] Так сказано у Диона Кассия (А.  Боннар. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии).

[21] Приведу слова М. Бэттлса из его статьи "Сожженная библиотека": «История о том, как арабы сожгли величайшую библиотеку эллинистического мира, хорошо известна: Иоанн Грамматик, коптский священник, живший в Александрии во время арабского завоевания (641 год н.э.), завязал знакомство с Амром, мусульманским полководцем, захватившим город. В интеллектуальном отношении собеседники оказались достойны друг друга, и Иоанн, завоевав доверие эмира, стал его советником. Набравшись храбрости, он спросил у своего господина: «Амр, как следует поступить с «книгами мудрости», хранящимися в царской сокровищнице?» И Иоанн рассказал эмиру о    величайшей библиотеке, собранной Птолемеем Филадельфом и его преемниками. Амр ответил, что не может решить судьбу книг, не посоветовавшись с халифом Омаром. Ответ халифа, цитируемый мною по книге Альфреда Батлера «Арабское завоевание Египта» (1902), стал знаменитым: «Что касается упомянутых тобой книг, то, если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, они нежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае». Согласно традиции, свитки были скручены в один огромный сверток и доставлены в городскую баню, где шесть месяцев пролежали в горячей воде».

G



Читайте также:

Александрийский Музейон.

Александрия в IY - III в.в. до н.э.

Фаросский Маяк.

История Септуагинты. 

Письмо Аристея к Филократу.

Письмо Аристея как историческое свидетельство.

Жизнеописание Деметрия Фалерского.


Информация о работе Тайны древних библиотек