Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:35, доклад
Крестьянская война тайпинов по-разному оценивается в отечественной историографии. В советском востоковедении в работах В.П. Илюшечкина, В.Н. Никифорова и др. подчеркивался антифеодальный, антиманьчжурский характер тайпинской войны (1850-1864).
Каков же характер тайпинского движения?
Крестьянская война тайпинов по
В современных работах российских востоковедов (О.Е. Непомнин, Л.С. Васильев, С.Б. Сенюткин и др.) антифеодальные аспекты движения не рассматриваются, антиманьчжурский характер движения не вызывает сомнения.
Позиции историков советской
и постсоветской школы совпадают по проблемам:
а) антиманьчжурской направленности войны;
б) уравнительных утопических идеалов тайпинов. Далее идут различия. В работах
последних лет, в отличие от исследований
советского периода, определение восстания
как антиколониального, антизападного
встречается все реже. Ибо тайпины, не
только не воевали с европейскими колонизаторами,
но и восприняли западные идеи. Нам близка
точка зрения Л.С. Васильева на крестьянскую
войну тайпинов. Он считает, что Тайпинское
восстание не было прямой реакцией на
колониализм, оно было реакцией на социально-экономический
кризис, вызванный колониализмом. Среагировало
же китайское общество традиционным способом:тайпины хотели восстановить нарушенную
норму, добиться социальной справедливости.
Средством для достижения цели было привычное
для Китая стремление создать новое государство,
по обычной модели, но более справедливое[2]. Выступление тайпинов против бу
Непомнин О.Е. подчеркивает религиозный характер крестьянской войны, называет тайпинов «богопоклонниками». Несмотря на знакомство тайпинов с основами протестантизма, в их «христианстве больше было заимствований из средневекового католицизма с его религиозным фанатизмом, нетерпимостью и косностью»[3]. В китайском варианте, считает исследователь, христианство сочеталось с великоханьской доктриной Срединной империи как центра Вселенной, и с традиционным китаецентризмом. Согласно этой доктрине остальные страны представляют собой только «варварскую» периферию Китая. Нам кажется, что христианские идеи не могли глубоко проникнуть в сознание тайпинов. Конфуцианская идеология Поднебесной на протяжении столетий подавляла и поглощала любую другую традицию. Вряд ли она могла проиграть западному христианству.
Периодизация движения.
В работах советских историков, как правило, выделялось два периода крестьянской войны:
первый период – с 1850 по 1856 гг. – подъем движения, образование государства тайпинов;
второй период – с 1857 по
1864 гг. – внутренний кризис, военные
неудачи и поражение
Илюшечкин В.П. предлагает разделить каждый из периодов на две части. Таким образом, в его трактовке схема крестьянской войны выглядела следующим образом:
первый период – с 1850 по
1853 гг. до взятия Нанкина и образования
тайпинского государства – Тайп
второй период – с 1853 по 1856 гг. – расширение движения, попытки осуществления программы тайпинов;
третий период – с 1857 по 1860 гг. – борьба за власть внутри руководства тайпинов, вторая «опиумная война», расширение движения на запад;
четвертый период – с 1860 по 1864 гг. – помощь маньчжурскому правительству со стороны иностранных держав, подавление движения[4].
Как же началось восстание? В 1849 г. массовый голод охватил южные районы страны. Все это привело к активизации народных масс. Центром движения становятся провинции Гуандун и Гуанси. Именно здесь появилась христианская секта – «Общество поклонения небесному владыке». Ее создал в 1843 г. сельский учитель, сын крестьянина Хун Сюцюань (1814-1864). Непомнин О.Е. называет Хун Сюцюаня идеологом «христианского» движения, теоретиком китаизированного христианства. Китаизированное христианство сочеталось у тайпинов с древнекитайскими социально-этическими учениями о справедливом обществе «Великого Единения» (датун) и Великого Благосостояния (тайпин)[5].
К Хун Сюцюаню присоединились Ян Сюцинь, Ши Дакай и другие. Следует заметить, что среди руководителей восстанием были представители различных социальных слоев: крестьяне, сельские интеллигенты, горнорабочие, горожане и даже так называемые «помещики». Под воздействием экономического кризиса, последствий колониальной экспансии, в условиях падения жизненного уровня и пауперизации значительной части населения южного Китая менялась психология людей. С одной стороны, усиливались люмпенские настроения. С другой стороны, формируется идеология всеобщего равенства. Мечта людей о «царстве всеобщего благоденствия» находила подтверждение, как в конфуцианском Пятикнижии, так и в христианском Новом Завете[6].
С 1848 по 1850 гг. в южных провинциях растет число последователей нового учения, создаются разрозненные отряды сторонников секты, которые все чаще с оружием в руках выступали против вооруженных отрядов китайских землевладельцев и отражали атаки регулярной Цинской армии. Центром движения становится провинция Гуанси. По стране стали распространяться сведения о мятежниках – людях со срезанной косой (символ непокорности маньчжурам) и в красных головных повязках (отличительный знак восставших).
В январе 1851 г. Хун Сюцюань провозглашает начало всеобщего антиманьчжурского восстания и создания государства «Тайпин Тянго». Руководитель секты из религиозного лидера постепенно превращается в главу складывающегося государства. Тайпины начинают открытые военные действия против императорских войск. Они продвигаются от Цзинтяна к реке Янцзы, один за другим берут города Юньань, Ухань, Аньцин.
Как отмечает С.Б. Сенюткин, за полгода тайпины прошли путь в 2400 км, пересекли четыре провинции и захватили 26 городов. В марте 1853 г. их армия численностью около 1 млн человек взяла город Нанкин (дословно «южная столица»)[7]. В это время складывается государство тайпинов. Какова же его структура? Во главе государства стоял Хун Сюцюань – «Небесный князь». Он был наделен прерогативами императорской власти. Вероятно, это совпадало с традиционными представлениями китайцев о государе – защитнике и попечителе подданных. После взятия Нанкина Хун удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами. Все военное и гражданское руководство он передал Ян Сюцину – Восточному князю. Были еще Западный князь – Сяо Чаогуй, Южный – Фэн Юньшань, Северный – Вэй Чанхуэй. Титул князя-помощника имел Ши Дакай. Высокие титулы и звания получили и другие руководители восстания. Среди них были крестьяне и пираты, мелкие «помещики» ишэньши.
Что же это было за государство? Нам кажется недостаточно обоснованной точка зрения О.Е. Непомнина, который называет Тайпин Тяньго теократической монархией[8]. Действительно, во главе нового государства стоял религиозный вождь тайпинов. Но, его власть очень скоро стала формальной. Государство было создано восставшими, объединенными в воинские подразделения, держалось армией, заботилось об армии. Поэтому можно согласиться с мнением Л.П. Делюсина в том, что новое государство – это государство-армия. Военная власть в нем была всегда главной. Принятая в 1853 г. «Земельная система Небесной династии» содержала программу общественного строя Тайпин Тяньго. Закон преследовал две цели:
во-первых, установить справедливый порядок распределения земли, то есть равное право на минимальное количество продуктов;
во-вторых, обеспечить снабжение продуктами армию и пополнение ее рекрутами. И эта цель была главной[9].
Да, конечно, идея
всеобщего равенства имела
Илюшечкин В.П. отмечает примитивный крестьянский коммунизм тайпинов. Вероятно, это был военный коммунизм. Можно согласиться с С.Б. Сенюткиным (он солидарен с Л.П. Делюсиным) в том, что идея равенства трансформировалась в нормы уравниловки. Эти нормы «при своем воплощении в практику привнесли в общество казарменно-военизированную сельскую общину с вполне отчетливыми тоталитарными чертами»[10]. Уравниловка – удел простых тайпинов, руководители движения быстро обогащались, строили роскошные дворцы, носили шелковые одежды и т.д. Именно это привело к идейному размежеванию в среде восставших и ослаблению движения в целом.
В 1856 г. усилились противоречия между Хун Сюцюанем и главой его правительства Ян Сюцинем. Последний был не только «главой кабинета», но и заслуженным воином, руководителем армии. В результате заговора Ян Сюцинь и его сторонники были убиты. Главой правительства стал инициатор заговора Вэй Чанхуей. Однако в 1857 г. он был убит. Борьба за власть ослабила как тайпинскую армию, так и государство тайпинов. Неудачный поход на Север, переход к оборонительной тактике, непоследовательность экономической политики на местах – все это предрекало поражение восставших. В 1859 г. в Нанкин прибыл один из родственников Хун Сюцюаня – Хун Жэньгань, он разработал программу реформ прозападного толка («Новое сочинение в помощь управлению»). Однако реализация ее была практически невозможна. Чуть раньше, в 1856 г. началась вторая «опиумная» война. Теперь против Китая воевали не только англичане, но и французы. Англия и Франция навязали Цинам два соглашения: Тяньцзиньский договор (1858) и Пекинские конвенции (1860). По договорам Китай открывал новые города-порты, обязался выплачивать контрибуцию и т.д. С этого времени изменилась позиция западных держав по отношению к мятежникам. Если до 1860 г. они сохраняли нейтралитет, то теперь же оказывали помощь Цинам боеприпасами и вооружением. В случае если затрагивались их интересы в открытых зонах, сами воевали стайпинами, как это было в Шанхае.
С 1860 по 1864 гг. тайпины все чаще отступают, уменьшается численность армии, сокращается контролируемая восставшими территория. В июле 1864 г. правительственные войска захватили Нанкин, несколько раньше Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Восставшие терпят поражение. Следует подчеркнуть, что в отдельных районах сопротивление маньчжурам продолжалось еще несколько лет. Вероятно, с этим связано появление в последних работах новой даты окончания крестьянской войны – 1868 г.
Крестьянская война тайпинов имела определенные последствия.
В ходе крестьянской войны погибли десятки миллионов человек. Сенюткин С.Б. приводит следующие данные: если в 1851 г. в Китае проживало 432,16 млн человек, то в 1866 г. – 191,72 млн человек[11]. Эти трагические обстоятельства уменьшили земельный голод, так как сократилось число претендентов на земельные участки на юге страны.
Цинское правительство, поставленное в экстремальные условия, с одной стороны, заключало все новые неравноправные договоры со странами Запада, с другой стороны, вынуждено было восстанавливать страну, проводить экономические преобразования, перевооружать свою армию. В Срединной империи начинаются реформы, названные «политикой самоусиления».