Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:01, доклад
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Наиболее известной и распространенной теорией является: теологическая (божественная) теория . Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos- учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней.
В мире всегда существовало
и существует множество различных
теорий, объясняющих процесс
Вообще религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как свои возникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали. Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой Европы и Арабского халифата.
Учения о возникновении
права обычно тесно связаны с
концепциями происхождения
Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теологический подход – государство понимается в качестве результата божественной воли, воплощения идеи божественной справедливости.
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.
В мифах ряда народов
говорится о первоначальном непосредственном
правлении богов, которые затем
научили людей искусству
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Зарождение Христианства.
В Римской империи, а в конкретнее в восточной ее части - Византии, в начале нашей эры на смену многобожию приходит христианство, которое выступает с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. В раннехристианских общинах, как об этом говорится в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого". Однако во II веке нашей эры формируется духовенство и церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию2. Уже апостол Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться ему не только из страха наказания, но и по совести".
Заметную роль в развитии
христианско-теологических
Вообще, появление и утверждение
христианства как мировой религии
стало важным фактором обновления мира
и оказало огромное влияние на
все последующее историческое развитие.
Но реальная практика и земные дела
новой религии оказывались во
многом иными, чем это представлялось
энтузиастам раннего
3.1 Влияние римской католической церкви.
Особое своеобразие
Учение Фомы Аквинского.
Огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить что в людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность (государство).
Процедура учреждения государственности аналогична, по мнению богослова, процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа с активностью Бога, который, прежде чем приступить к руководству миром, вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Весьма своеобразна
.
Таким образом, как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.
Несмотря на то, что Фома
Аквинский является воинствующим защитником
папства и феодально-
Мусульманское право.
Одним из наиболее крупных
явлений в средневековой
Шариат с самого
начала сложился и развивался
как строго конфессиональное
право. Оно было органически
слито с теологией ислама, пронизано
его религиозно-этическими
2. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.
3. Третье место в иерархии
источников мусульманского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своей работе,
хочу отметить следующие аспекты. Теологические
учения о праве в процессе эволюции
государственно-правового
По мере развития и укрепления права, мы видим как изменялись наряду с ним и религиозные воззрения народов. В одних странах они отошли на второй план (Средиземноморье, Западная Европа), в других - были подвержены процессу искоренения (бывший СССР), в третьих - до сих пор имеют колоссальное значение (страны мусульманского мира). Поэтому, эстетическая функция правотворчества в цивилизованном государстве состоит в том, чтобы не притеснять свободы вероисповедания, как источника личных этических взглядов человека на жизнь.
Список используемой литературы:
История политических и правовых учений. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1996г.- 736с.
2. Омельченко О.А. Всеобщая
3. История государства и права
зарубежных стран. Часть 1. Под
редакцией Крашенинниковой Н.А.
4. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 1998.
5. Основы религиоведения: Учеб./ Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 1994г.- 368с.
Информация о работе Теологическая теория возникновения государства