Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:44, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение теоретических основ процесса отмены крепостного права в России, его положительных и отрицательных уроков.
Объект исследования: крепостное право.
Предмет исследования: уроки отмены крепостного права в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные положения крестьянской реформы,
- раскрыть и охарактеризовать содержание причин и предпосылок отмены крепостного права,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект понятия отмены крепостного права. Содержание реформы…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и основные положения крестьянской реформы……………..5
1.2 Причины и предпосылки отмены крепостного права…………………8
1.3 Основные положения крестьянской реформы………………………..16
1.3.1 Размер наделов…………………………………………………..16
1.3.2 Повинности временнообязанных крестьян……………………17
1.3.3 Местные положения………………………………………….…18
1.3.4 Освобождение дворовых крестьян…………………………….19
1.3.5 Выкупные платежи……………………………………………...19
2. Ответ крестьян на реформу…………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...26
Рассматривая тот период, представляется необходимым отметить тот факт, что все чаще стал возникать вопрос о факте преимущества, которое отличает вольнонаемный труд.
Крестьянство России было принято подразделять на три основные группы:
- крестьян помещичьих,
- крестьян государственных,
- крестьян удельных.
Помещичьих крестьян было принято подразделять на две группы, в состав которых входили собственно крестьяне, занимавшиеся ведением сельского хозяйства на земле, и дворовых, которые лишены всяких средств производства, которые были призваны удовлетворять личные потребности, изъявляемые помещиком.
Статистика свидетельствует о том, что общая численность помещичьих крестьян находилась в пределах 10 694 445, из этого числа количество дворовых составляло 1 467 378 душ.
В соответствии с формами эксплуатации, помещичьих крестьян было принято подразделять на барщинных крестьян и оброчных.
Необходимо отметить тот факт, что незадолго до провозглашения отмены крепостного права 71,7% крестьян состояли на барщине. Значительной частью крестьян неслась смешанная повинность, отбывая барщину и неся оброк. Общая численность таких крестьян по 23 великорусским губерниям находилось в пределах 16,5%. Как можно себе представить, - данная цифра не является точной, так как многими помещиками искусственно увеличивалось подушное количество крестьян и точное их количество установить не представляется возможным, не взирая на сохранившиеся регистрационные документы, отчеты и показатели переписи.
А вот на территории нечерноземных губерний в качестве основной формы повинности выступал оброк.
А вот в самом сложном положении пришлось находиться барщинным крестьянам. Работа на барщине, которая требовала ежедневного общения с помещиком и его управляющими, выступала в качестве причины, влекущей за собой наличие мелочной регламентациивсей жизни крепостного, что становилось причиной проявления случаев насилия и произвола в целом над личностью.
Представляется возможным утверждать, что в качестве инициатора преобразований, которые намечались и происходили в тот период времени на территории России, выступала государственная власть и непосредственно сам император Александр II, который в то время находился у власти. Что выступило в качестве причины, толкнувшей самодержавную монархию на осуществление непосредственно проведения подготовки реформы (и в последующем ее проведения), направленной на отмену крепостного права, которое на протяжении долгих веков продолжало выступать в качестве его фундамента. Данный факт не требует более детального обоснования, так как является достаточно выясненным и не нуждается в дальнейшем анализе.
Фактом поражения в Восточной войне (1853–1856 гг.) на собственной территории победоносное полуторовековое продвижение к Черному морю было прервано, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., посредством которого была лишена Россия военного флота и военно-морских баз, которые располагались на Черном море, части Бессарабии и выступили в качестве причины, посредством которой было поставлено непосредственно под сомнение факт престижа России в целом как великой державы. Необходимо отметить тот немаловажный и не требующий объяснения факт, что всем этим был обнажен факт отставания страны от развитых европейских стран. Наличие устаревшего вооружения и несовременная система комплектования армии, факт отсутствия железных дорог и телеграфной связи с югом страны4 и огромное множество других очевидных признаков отсталости страны в целом не оставляли сомнения в факте неизбежности проведения перемен. Эти перемены было императору, который находился в то время у власти, предвидеть, регулировать, инициировать и претворять в жизнь самому, подконтрольно, воизбежание стихийности и вероломства. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", – данное крылатое выражение, которое было высказано В.О. Ключевским, принято относить ко всем слоям русского общества, не исключая даже и власть. "Прежняя система уже отжила свой век", – таковым являлось содержание общего приговора одного из недавних апологетов этой системы историка М.П. Погодина. Александром II, воцарившимся 19 февраля 1855 г., было получено сложное наследие, которое нуждалось в разработке и принятии ряда кардинальных мер. В немного более поздний период, уже непосредственно после факта провозглашения отмены крепостного права, министром финансов М.Х. Рейтерном было написано в докладе императору: "Если бы правительством после Крымской войны и было изъявлено желание возвратиться к традициям последних времен, то им бы гарантированно был встречен ряд непреодолимых препятствий, если не в открытом, то, таковых, которые проявлялись, по крайней мере, в оказании пассивного противодействия, которое со временем имело возможность даже поколебать преданность народа – широкое основание, на котором зиждется в России монархическое начало".5
Но еще в более ранний период, в период 1856 г., крупнейшим деятелем эпохи реформ Н.А. Милютиным в своей записке было признано, что осуществление дальнейшего сохранения крепостного права в перспективе, лет через 15, может выступить непосредственно в качестве причины восстания крестьянства.
Александром II было принято решение встать на путь внедрения освободительных реформ не по причине своих убеждений, а являясь военным человеком, стратегом, которым были осознаны и проанализированы самым тщательным образом уроки, которые были приподнесены Восточной войной, являясь императором и самодержцем, для которого превыше всего выступали престиж и факт величия державы. Большая роль была отведена и свойствам его характера. Он отличался добротой, сердечностью, восприимчивостью к идеям, которые преследовал гуманизм, которые были бережно привиты ему непосредственно всей системой воспитания, которая была дана ему В.А. Жуковским.
Вскоре после заключения мира, во время выступления в Москве перед предводителями дворянства, императором было сказано следующее6: "Слухи носятся, что мною изъявляется желание объявить освобождение крестьян. Я не могу сказать вам, чтобы я являлся абсолютным противником этого. Нам невольно приходится жить в таком веке, что с течением времени данный факт обязательно должен случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, полностью его разделяете, а из этого следует, что гораздо лучше будет, чтобы данное событие произошло свыше, чем снизу".
Вышеупомянутая знаменитая, хоть и немногословная речь является свидетельством того, что имеет место много важного в истории реформы 1861 г.:
- о том, что инициатива исходила непосредственно от самого Александра II;
- что непосредственно им она была навязана дворянству;
- что им признавалось необходимым выступить на опережение инициативы крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения;
- что он считался с общим направлением развития века.
Дальнейшие события выступили в качестве свидетельства того, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права.
А вот относительно того, каковыми же были предпосылки реформирования, единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права не существует, не взирая на проведение многолетних исследовании данной темы. Советскими историками было написано о наличии кризиса феодально-крепостнической формации, большинством западных исследователей утверждается, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. представляется возможным назвать вполне жизнеспособной. Представляется целесообразным утверждать, исходя из этого, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий.
В качестве более бесспорного выступает факт влияния на процесс подготовки реформы банковского кризиса конца 1850-х гг.
В качестве важной предпосылки Великих реформ выступает факт наличия кадров, - людей, которые изъявляют готовность взять на себя грандиозный труд по осуществлению процедуры преобразования России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в период первой половины XIX в.
В качестве другой такой предпосылки выступили ряд институциональных реформ, которые были проведены в период царствования Александра I, в том числе создания министерств, в которых и произрастали и развивались кадры будущих реформаторов.
В качестве заслуживающих пристального внимания выступает и ряд реформ, имевших место в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., посредством которых была осуществлена непосредственно подготовка почвы для грядущих перемен.
1.3 Основные положения крестьянской реформы
1.3.1 Размер наделов
Исходя из положений реформы, необходимо отметить то, что были установлены максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы представлялось возможным уменьшать на основании специальных соглашений крестьян с помещиками, а также в случае получения дарственного надела7. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещику было вменено в обязанность либо прирезать недостающую часть земельного надела от размера минимума (т.н. «прирезки»), или провести снижение повинностей. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел был принят установленный размер оброка от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещиком отрезалась в свою пользу «лишняя» земля. Если надел был менее высшего, то происходило уменьшение повинности, но не пропорционально8.
В результате данного положение вещей средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещиками отрезалась у крестьян пятая часть их земель. Самые большие потери были понесены крестьянами Поволжья. Помимо отрезков, в качестве других инструментов ущемления прав крестьян являлись осуществление переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Огромные трудности для крестьян представляла и чересполосица, которая вынуждала крестьян брать у помещика земли в аренду, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
1.3.2 Повинности временнообязанных крестьян
Крестьяне продолжали находиться во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывали. 28 декабря 1881 года он, в конце концов, был установлен. Исходя из постановления, всех временнообязанных крестьян было принято переводить на выкуп с 1 января 1883 года. Факт подобной ситуации имел место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян продолжало сохраняться вплоть до 1912-1913 гг.9
При временнообязанном состоянии крестьянам было вменено в обязанность за пользование землёй осуществлять уплату оброка или трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел колебался в пределах 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) приходилось платить крестьянам Петербургской губернии, земли которой являлись крайне неплодородными. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Ещё в качестве одного порока оброка представляется возможным с уверенностью назвать тот факт его градированности, при которой первую десятину земли было принято оценивать по каким-то причинам дороже остальных. Данное обстоятельство вынуждало крестьян осуществлять покупку земли, а помещикам предоставлялась возможность с выгодой для себя сбывать неплодородные земли.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрастной категории от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина являлась более ограниченной и упорядоченной. За полный надел крестьянин должен был отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней
1.3.3 Местные положения
Ряд остальных «Местных положений» в основном повторял «Великороссийское», но принимая во внимание специфику своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов были определены на основании «Дополнительных правил» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области»10.
1.3.4 Освобождение дворовых крестьян
«Положением об устройстве дворовых людей» предусматривалось осуществление освобождения их без земли и усадьбы, однако на протяжении 2 лет они продолжали оставаться в полной непосредственной зависимости от помещика.
Дворовые слуги в тот период времени составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, можно заключить, что огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
1.3.5 Выкупные платежи
Содержанием положения «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определялся порядок осуществления выкупа крестьянами земли у помещиков, организация выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Осуществление выкупа же полевого надела находилось в непосредственной прямой зависимости от соглашения с помещиком, который имел право обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цену земли было принято определять оброком, который был капитализирован из 6 % годовых. В случае выкупа на основании добровольного соглашения, крестьянами должен был быть внесен помещику дополнительный платёж. Основная сумма помещиком получалась у государства.
Информация о работе Теоретический аспект понятия отмены крепостного права. Содержание реформы