Теория государственного суверенитета Ж. Бодена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:09, реферат

Краткое описание

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся фран¬цузский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централи¬зованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория государственного суверенитета. 5
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия 5
1.2 Форма государства 10
Глава 2. Государственность 14
2.1 Концепция верховной государственной власти 14
2.2 Политические и правовые учения эпохи 19
Возрождения и Реформации
Заключение 25
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государственного суверенитета Ж. Бодена..doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В принципе так же обстоит  дело и в сфере политике правовой мысли.

Представители различных теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики своих противников и т. д. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства и т. д. К авторитету и идеям древних и новых классиков политической и правовой мысли (от Платона, Аристотеля, Цицерона до Гоббса, Руссо, Канта, Гегеля, Фихте, Маркса, Ницше, Вебера и др.) апеллируют многие современные концепции социального, политического и правового развития.

Стойкая вовлеченность истории  политических и правовых доктрин  в центр идейной и теоретической  борьбы вокруг актуальных для каждого  времени проблем государства, права, политики, власти, свободы, справедливости и т. п. обусловлена комплексом причин социально-политического, мировоззренческого, теоритико-познавательного и методологического порядка.

Выражая и отстаивая  различные позиции, интересы и воззрения в специфической форме теоретического знания, политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим легитиматорским потенциалом и играют существенную роль в деле не только научного, но и общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования и

оправдания тех или  иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин, в которых с наибольшей полнотой и последовательностью нашли свое концентрированное выражение те или иные новые вехи, аспекты и направления в историческом процессе познания проблем политики, государства и права.

Постоянное обращение к «авторитетам» и «классикам» политической и правовой мысли (большинство которых занимают ключевые позиции также в истории философии, юриспруденции, этики, социологии и т. д.) диктуется также причинами общеметодологического и гносеологического характера. Всякая новая теория, как известно, с внутренней необходимостью вынуждена иметь дело со старыми теориями, должна опираться на предшествующий теоретический материал, на уже накопленные знания в данной области исторически развивающегося познания, на исторически апробированные положения и концепции, на сложившийся понятийный аппарат, приемы исследований и т. д. Без такой историко-теоретической базы, ее постоянного обновления и развития также и современные науки о политике, праве и государстве были бы просто невозможны.

Обращение к известным  политическим и правовым идеям и  теориям прошлого, соответствующая  их интерпретация и т. д. в значительной мере диктуются и потребностями  своеобразного «самоопределения», выяснения, «кто есть кто» в духовном пространстве истории, выявления места, характера и профиля той или иной новой юридической или политологической концепции в исторически сложившейся и получившей всеобщее научное признание системе учений о политике, государстве, праве.

Большое влияние на характер и направление соответствующих апелляций к истории политических и правовых идей оказывает актуальная социально-политическая практика. Нередко подобные трактовки прошлого носят откровенно фальсификаторский характер. Политическая история XX в. в этом плане богата выразительными примерами искажения и эксплуатации истории идей с целью оправдания антинародных политических режимов, агрессивных внешнеполитических акции, дискредитации идейных и политических противников — со ссылкой на авторитет Истории и т. п.

Знание реальной истории  политических и правовых учений, отвергая подобные фальсификации, содействует  лучшему пониманию как прошлых и современных идей и теорий, так и подлинного содержания и смысла современных политических и правовых процессов, закономерностей и тенденций их развития12.

 

Список использованных источников:

  1. История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г.
  2. История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г.
  3. История диалектики XIV – XVIII вв. под редакцией Каменского З.А., М., Мысль, 1989, 355 с.
  4. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1991, 318 с.
  5. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

 

 

1 История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г., стр. 42

2 История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г., стр. 22

3 История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г., стр. 24

4 История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г., стр. 21

Но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления  тирану в виде отказа платить подати.

6 Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

7 Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 229 с.

8 История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г., стр. 51

9 В особенности— Новый Завет

10 История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г., стр. 101

11 История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г., стр.154

12 Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 314 с.




Информация о работе Теория государственного суверенитета Ж. Бодена