Теория и методология исторической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:03, реферат

Краткое описание

1. Сущность, формы и функции исторического знания.
2. Методы изучения истории.
3. Понятие и классификация исторических-источников.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Вложенные файлы: 1 файл

seminar_1)).docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

4. Смешанная классификация по  цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).

5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

6. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое  явление, и источники, отображающие  явление». Благодаря первым возможно  непосредственное восприятие события, данные вторых требуют «расшифровки».

7. В советском источниковедении  утвердилась классификация источников  по т. н. «социально-экономическим  формациям» в соответствии с  марксистско-ленинской схемой исторического  развития.

8. Источники могут быть разделены  также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы:

Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие основные виды:

1) законодательные источники, включающие  памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные  памятники;

2) актовый материал;

3) делопроизводственные текущие  документы;

4) статистические документы, а также  документы экономического и географического  порядка;

5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);

6) периодическая печать;

7) публицистика и литературные  памятники.

К историческим источникам в современном источниковедении принято относить весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. При этом любой исторический источник является продуктом социальной деятельности людей.

 

4.Отечественная историография  о прошлом и настоящем: общее  и особенное.

 Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.

В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.

 Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший  многотомную "Историю России с  древнейших времен", видел ход  истории нашей страны в переходе  от родовых отношений к семье  и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа  страны, природа племени и ход  внешних событий объективно определяли  ход русской истории.

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

 В советский период историки  особенно успешно изучали социально-экономическую  проблематику, движение народных  масс. Были выявлены и введены  в научный оборот новые исторические  источники. Однако господство в  теоретической сфере только одной  марксистско-ленинской концепции  существенно сковывало творчество  ученых. Они исходили из определяющей  роли материального производства  в жизни людей и видели смысл  исторического развития в переходе  от одной общественно-экономической  формации к другой, завершающемся  построением на земле коммунистического  общества.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).

Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

Литература

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2006. 
  2. История Отечества /Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.. 2002.
  3. История России: учебник для вузов. / Под ред. М.Н. Зуева. А.А. Чернобаева.- М., 2001.
  4. Кузнецов И.Н. Отечественная история - М., 2005,
  5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций- М, 2005.

 


Информация о работе Теория и методология исторической науки