Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:30, реферат
Цель работы требует решения следующих задач:
1. Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.
2. Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.
3. Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.
Введение. ………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена. ………4-10
Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников..10-14
Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина..14-18
Заключение. ………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………….20
«Донской Государственный Технический Университет»
Кафедра: "Автоматизация технологических процессов и производств"
Тема: Теория русского социализма
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………………………
Глава I. Основные положения
теории «русского социализма» А.И.
Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников..10-14
Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина..14-18
Заключение. ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В конце 40-х – начале 50-х
годов XIX в. складывается революционно-демократическое
направление русской
В этот же период складывается оригинальная теория «русского социализма». Основоположником ее был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в работах, написанных им в 1849-1853 гг.: «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и др. Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.
«Русский социализм» Герцена стал отправным пунктом идеологии народничества, а тема социализма Герцена привлекает внимание историков и публицистов уже второе столетие.
Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна в мире по-прежнему, актуальность обращения к этой проблеме очевидна.
Цель работы: на основе изученных
источников, представленных работами
А.И. Герцена и идеологов
Хронологические рамки: 50-е
- 90-е годы XIX века. Выбор хронологических
рамок объясняется
Цель работы требует решения следующих задач:
1. Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.
2. Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.
3. Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена
В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Под утопическим социализмом понимается совокупность тех учений, которые выразили идею желательности и возможности установления такого общественного строя, где не будет эксплуатации человека человеком и иных форм социалистического неравенства.
Утопический социализм отличался
от прочих утопий тем, что в нём
зародилась и получила развитие идея
общего, подлинного равенства. Предполагалось
строить это идеальное общество
на базе или с учётом достижений
материальной и духовной культуры,
которые несла с собой
Основоположником русского
социализма стал Александр Иванович
Герцен (1812-1870 гг.). Своё духовное пробуждение
Герцен связывал с восстанием декабристов.
Открывшийся
«Сознание неразумности и
жестокости самодержавного политического
режима развило в Герцене
Большой интерес вызывала у Герцена философия истории. В начале 40-х г.г. он приходит к выводу, что где нет философии как науки, там не может быть и твёрдой, последовательной философии истории. Такое мнение было связано с тем представлением о философии, которое сложилось у него в результате знакомства с философией Гегеля. Он не интересовался теоретической основой философии, она интересовала его постольку, поскольку её можно было применить на практике. Герцен нашёл в философии Гегеля теоретическое основание своей вражды с существующим; тот же тезис о разумности действительности он раскрыл совсем по-другому: если существующий общественный порядок оправдывается разумом, то борьба против него оправдана - это непрерывная борьба старого и нового. В результате изучения философии Гегеля Герцен пришёл к выводу, что: существующая русская действительность неразумна, поэтому борьба против неё оправдана разумом. Понимая современность как борьбу разума, воплощённого в науке, против неразумной действительности, Герцен соответственно этому строит целую концепцию всемирной истории, получившую отражение как в работе «Дилетантизм в науке», так и в «Письмах об изучении природы». Он усматривал в гегелевской философии высшее достижение разума истории, понятого как дух человечества. Этот воплощенный в науке разум Герцен и противопоставил неразумной, безнравственной действительности.
В философии Гегеля он нашёл
обоснование правомерности и
необходимости борьбы со старым и
конечной победы нового. В творчестве
Герцена идея разумности истории
соединялась с
Проблема единства бытия и мышления выступает еще в одном плане -как революционная практика, как сознательное деяние, как внедрение, воплощение науки в жизнь. В овладении наукой массами он видел необходимое условие установления социализма. Поскольку в науке заключён зародыш нового мира, то стоит только внедрить его в массы и дело социализма будет обеспечено. Социализм Герцена был утопическим. Рассуждая таким образом, он даже ставил в общей форме вопрос о возможности для России первой вступить на путь коренного общественного преобразования: «...может мы, мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела.
По существу эта надежда не опиралась ни на какие фактические данные, не были серьёзными его ссылки на особые качества русского национального характера.
Использование Герценом абстрактных философских идей в целях обоснования революции и социализма означает, что философия перестаёт быть здесь собственно философией. Она становится социальной доктриной, теорией революционной борьбы за социализм. Движение мысли вперёд заключалось в том, что признавалась закономерность борьбы в обществе и необходимость рационального просвещения масс наукой. Усвоив диалектику Гегеля он понял, что она - «алгебра революции», но он пошёл дальше, к историческому материализму.
В конце 40-х годов все
свои мысли о будущем
Государство, в наибольшей
степени способное к