Термены по зарубежной истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:10, лекция

Краткое описание

ЛЕГИСЛАТУРА (от лат . legislator - предлагающий законопроект), в государственном праве термин, используемый для обозначения законодательного органа.
ИМПИЧМЕНТ (англ . impeachment), в некоторых государствах (напр., в США, Великобритании, Японии) особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. При импичменте привлечение к ответственности и предание суду, как правило, осуществляет нижняя палата парламента, а рассмотрение дела - верхняя палата.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭДИКТ.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

ЭДИКТ (лат . edictum), в Др. Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. В период принципата и в ряде средневековых монархий Зап. Европы - вид императорского закона.

ЛЕГИСЛАТУРА (от лат . legislator - предлагающий законопроект), в государственном праве термин, используемый для обозначения законодательного органа.

ИМПИЧМЕНТ (англ . impeachment), в некоторых государствах (напр., в США, Великобритании, Японии) особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. При импичменте привлечение к ответственности и предание суду, как правило, осуществляет нижняя палата парламента, а рассмотрение дела - верхняя палата.

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) - особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления И. прежде всего предусматривается для главы государства - президента - на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (в США в порядке И. формально могут быть судимы все гражданские служащие). Процедура И. различна. Классической является схема, предусмотренная Конституцией США 1787 г. - нижняя палата парламента формулирует и выдвигает обвинение, а верхняя палата рассматривает его и принимает решение в качестве суда. По другой схеме право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов (Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии, Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии, Высокая палата правосудия - во Франции). Наказание не может идти дальше отрешения от должности, однако, как правило, оговаривается, что должностное лицо, отстраненное от должности в порядке И., в дальнейшем может быть судимо обычным судом и подвергнуто уголовному наказанию. В РФ используется близкая И. категория отрешения от должности.

 

ЛЕН административно-территориальная единица в Швеции.

ОБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ привлечение к уголовной ответственности какого-либо лица без установления его вины.

ИДЖМА (араб. – «единогласие», «единодушное мнение») – один из четырех основных источников мусульманского права (см. Усуль аль-фикх). Под иджмой понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших авторитетных знатоков фикха (муджтахидов) по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и Сунной. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую – нормы, сформулированные на основе иджмы, и умозаключения по аналогии (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Наибольшим авторитетом при этом пользуются единогласные решения сподвижников Мухаммада, поскольку при жизни пророка все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в хадисах, а после его смерти в 632 г. четыре первых «праведных» халифа (Абу Бакр, Умар (Омар), Усман (Осман) и Али ибн Аби Талиб) и другие сподвижники, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне. В неясных случаях они формулировали новые правила поведения на основе расширительного толкования этих источников или опирались на рациональные аргументы. Вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникновение понятия «иджма» с деятельностью «семи факихов Медины», живших во второй половине VII в. Положение об иджме как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии (ум. в 820 г.), однако в это понятие он вкладывал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа же выдвинул мнение, что иджмой можно считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения сподвижников пророка. Некоторые же правоведы считали иджмой единое мнение только четырех «праведных» халифов. Считается, что она выражает мнение всей общины мусульман (уммы). По существу, концепция иджмы лежит в основе признания ведущими мусульманскими правовыми толками (мазхабами) системы источников фикха (юриспруденции), причем в каждом из толков складывается собственная иджма, которая отражает учение его ведущих представителей и является гарантией правильности их выводов. Выделяются разные категории иджмы: общее решение, принятое при гласном обсуждении (иджма ал-каули); не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (иджма ал-амали); решение одного человека, ставшее известным всем и против которого не было сделано каких-либо возражений (иджма ас-сукути). Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых они считали достоверными, а также общие решения, исходящие от местных муджтахидов. Часть их также  признавала решение одного человека (иджма ас-сукути). Маликиты признавали только две первые категории. Шафииты признавали иджму по тем же критериям, однако расценивали ее как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все три категории мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая все это как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе иджма стала правотворческим институтом. В целом же иджма позволяет мусульманским правоведам (факихам) обосновывать введение новых норм фикха на основе иджтихада, по-новому толковать предписания Корана и Сунны и даже заменять отдельные предусмотренные ими правила поведения другими, сформулированными рациональным путем. Со ссылкой на иджму фикх нередко освещает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми. Поэтому в настоящее время иджма рассматривается в качестве важного инструмента реформ, приспособления фикха к потребностям современного общества.

Иджма

Перевод

Иджма

приходить к единому мнению, иметь сходную позицию. В Исламе иджма это единое мнение или одинаковые подходы по отношению к различным проблемам со стороны мусульманских ученых разных поколений. Иджма является одним из источников иджтихада, так как в исламском праве фетвы выдаются на основании четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса. История иджмы восходит к периоду жизни сподвижников пророка Мухаммада, которые после его смерти решали путем консенсуса некоторые возникшие проблемы. Причем такие коллективные решения расценивались более предпочтительными, чем решения проблем, исходящие от одного сподвижника. Именно тогда и возник термин «иджма». На протяжении следующих столетий иджмы придерживались все мусульманские муджтахиды, которые при решении какой-либо проблемы считались с методами и результатами исследований своих коллег и предшественников, и старались не выводить правовых предписаний явно противоречащих им. Область применения иджмы в исламских науках ограничивается только правовой сферой. Вопросы вероучения или эсхатологии путем иджмы не решаются. Если мнения подавляющего меньшинства муджтахидов все же оказываются отличными от позиции большинства, то это не нарушает иджму. Доказательством правомочности иджмы мусульманская традиция считает следующие аяты Корана:  
«А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!» (4: 115);  
«Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха» (3: 110).  
Примером указания на иджму в хадисах считается хадис из сборника Ибн Маджа (Фитан, 8): «Моя община никогда не объединится во мнении, которое ведет к неодобряемому (Аллахом)»  
Иджма разделяется на явную и неявную. Явная иджма ясно выговаривается каждым отдельно взятым муджтахидом, который открыто выражает свое мнение. Неявная иджма это отсутствие критических высказываний со стороны муджтахида по поводу какой-либо проблемы и его молчаливое согласие. Явная иджма принимается всей исламской уммой. Однако по отношению к принятию в качестве правового доказательства неявной иджмы единогласия среди улемов нет. Например, аш-Шафии не признавал этот вид иджмы, считая, что отсутствие явного выражения своего мнения муджтахидом не всегда является его согласием, так как это может быть достигнуто под принуждением.  
Обязательным условием принятия иджмы всей мусульманской общиной является ее обоснование на основе первоисточников Ислама - Корана и Сунны, так как законодательными функциями обладает только Аллах, а не муджтахиды. Иджма может быть достигнута и при ссылках муджтахидов на аналогию (кыяс) конкретной проблемы с доводами из первоисточников.  
Многие исламские правоведы признавали только иджму сподвижников. Такой позиции придерживались захириты, которые отказывались признавать иджму муджтахидов, так как считали, что по этому поводу нет ясных доказательств из Корана и Сунны. Другие, (например, Фахр ад-Дин ар-Рази) не признавали иджму, которая основывалась на хадисе в единичной передаче лишь одного передатчика (ахад). Шииты же считают иджмой мнения только своих имамов и муджтахидов.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

 

Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку). считалась недействительной  Право собственности

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.

Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

 

ОБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ - привлечение к уголовной ответственности  какого-либо лица без установления его вины.

 

Навкрария        

первоначально — организация  афинских граждан (предположительно восходящая к досолоновской эпохе), ведавшая постройкой военных кораблей для защиты побережья от нападений с моря. Каждая из четырех родовых фил Аттики была разделена на 12 Н., которые постепенно приобрели функции административных единиц. Начальники Н. играли определ. роль в политич. жизни Афин.

НАВКРАРИЯ   

• Ναυκραρία,         

административное деление  афинского народа, сменившее прежнее  деление по родам, когда это последнее  сделалось неудобным для управления. Оно было введено еще до Солона. На каждое племя приходилось по 3 триттии и по 12 навкарий, следовательно, на все государство 48 Н. Каждая должна была поставить корабль (отсюда и название) и двух всадников. Начальники Н., навкрары, по одному на каждую Н., были почти то же, что впоследствии демархи. Во главе Н. стояли πρυτάνεις τω̃ν ναυκράρων, ο'ίπερ 'ένεμον τότε (во время килоновских беспорядков) τὰς Άθήνας. Обязанности судей они исполняли только в особенных случаях. Hdt. 5, 71. Навкрары составляли, вероятно, совет, ведению которого подлежали финансы и военное дело. Совет их в полном составе собирался только в особенно важных случаях, текущие же дела ведали пританы в пританее. Навкрарии существовали и после Клисфена, который, лишив их политического значения, перешедшего к демам, оставил их, как административную власть, и притом по 5-ти на каждую филу, всех 50; впоследствии они и в этом отношении были заменены триерахиями (ср. Λειτουργία, Литургия, 4).

 

Реальный словарь  классических древностей. Под редакцией  Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.

НЕКСУМ

НЕКСУМ (лат. nexum) - в древнейшем римском праве (по Двенадцати таблиц законам) долговое обязательство под залог личной свободы, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был вправе арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что кто-нибудь (родные, близкие или посторонние) выкупит его из неволи, уплатив долг. Н. был отменен в 326 г. до н.э.

 

Юридический словарь. 200

ЛЕН

(нем. Lehn). 1). В средние века, поместье или владельческое право, условленное уплатой ежегодной повинности государю. 2) связки шейных позвонков, сухожилье, затылок, шейная хребтинка.

Словарь иностранных  слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

лен

 
а, м. (нем. Lehn).

ист.  
1. В Зап. Европе (гл. обр. в Германии) в эпоху феодализма: земельное владение, которое вассал получал от сеньора на условии несения военной службы, с 12 в. наследственное.  
Ленный — относящийся к лену, ленам.  
|| Ср. аллод, альменда, апанаж, бенефиций, латифундия, манор, феод, фи, фьеф.  
2. Подать, собиравшаяся с ленного поместья.

 
а, м. (шв. län).

3. Основная административно-территориальная единица в Швеции.  
|| Ср. аймак, вилайет, губерния, департамент, дистрикт, кантон, комитат, коммуна, ном, префектура, провинция, район, штат.

Толковый словарь  иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский  язык, 1998.

Стратеги

Перевод

Стратеги        

(греч. btrategos), первоначально во обще военачальники В Афинах с 508 / 507 до н) С. назывались члены выборной коллегии из 10 чело век (ее председатель менялся ежедневно), осуществ лявшей верховное командование армией и флотом. Срок деятельности С. равнялся году, однако допускалось неоднократное их переизбрание. С. в Афинах 5 в. до н. з. оказывали большое влияние на об щую политику государства и часто правили им (Перикл) Предпосылкой для выдвижения в члены коллег ии С являлось наличие земельной собственности. Членство в коллегии С. долгое время полностью находи лось в руках аристократии. Известными С. были. Мильтиад, Фемистокл. Кимон, Перикл, Алкивиад. В период эллинизма С. поручалось выполнение и некоторых функций управления (наместники в пров.)

 

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

 

 

Вопрос 2

 
Цивильное право (лат. jus civile от римского civilis — гражданский, государства-города) - так в Древнем Риме называли  собственное римское "национальное" право. Цивильным правом обладали только исконные римские граждане (квириты), поэтому иногда под цивильным правом понимают гражданское право

ПРАВО НАРОДОВ (jus gentium) - в Древнем Риме правовая система, сложившаяся при разрешении споров между иностранцами (перегринами) и римлянами, но так и оставшаяся частью единого римского правового комплекса. Синоним - перегринское право.


Информация о работе Термены по зарубежной истории