Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:03, реферат
Тмутараканское княжество отличалось пестротой этнического состава. В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. Тмутаракани подчинялся также и Керченский полуостров на другом берегу пролива с центром в городе Кърчевъ.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Географическое положение Тмутараканского княжества ……………... 4
2. Население Тмутараканского княжества ………………………………… 4
3. Тмутараканские князья …………………………………………..………. 4
4. Тмутараканский камень ……………………………………………….…. 5
5. Тмутараканский монастырь (церковь Пресвятой Богородицы) ………. 7
6. Роль Тмутаракани и Тмутараканского княжества во взаимоотношениях народов Северного Кавказа ……………………………………………… 8
7. Причины упадка Тмутараканского княжества (спорный вопрос)…… 11
Заключение …………………………………………………….………………. 13
Список использованной литературы……………………………...………….. 14
О пути из Тмутаракани в Итиль и Каспийское море пишет и В.В. Бартольд. Тмутаракань была расположена на одном из важнейших торговых путей по дороге на Каспий. Некоторые владетели Северного Кавказа поддерживали политические связи с правителями Тмутараканского княжества. Эти связи выражались в участии в современных походах против общих врагов. Тмутараканский князь взимал с касогов дань, в помощь ему касожские общины выставляли дружины воинов, которые участвовали не только в ближних, но и весьма дальних походах.
В Х в. возросло политическое значение восточных групп касогов. Аль-Масуди в середине X в. писал, что кашаги (касоги) представляют одну из наиболее сильных общностей Кавказа, но политически разрознены и не имеют общего «царя». Однако к началу XI в. центростремительные тенденции внутри адыгского этнолингвистического массива, как полагают, взяли верх, о чем может свидетельствовать тот факт, что борьба с Тмутараканским княжеством в это время, согласно «Повести временных лет», велась уже объединенными силами касогов (зихов) под предводительством одного вождя, представлявшего всю касожско-зихскую землю. Касоги (черкесы) при помощи осетин (ясов) овладели Тмутараканью. Ярослав послал войско в 1029 г. против ясов и вернул Тмутаракань.
«Княжество Тмутараканское, - пишет Р.Трахо, - фактически оставалось в руках касогов (черкесов) вплоть до 1022 года, когда Мстислав двинул туда свою армию, чтобы утвердить здесь свою власть».
Изложенное иллюстрирует мысль о том, что после разграбления города и ухода Святослава Таматарха (Тмутаракань) была восстановлена как торговый город, которым владели касоги с 965 по 1022 годы.
Тмутаракань была и важным церковным центром. Как известно, до проникновения ислама многие народы Кавказа исповедовали христианскую религию. Следует полагать, что в отдельные регионы Северного Кавказа христианская религия проникла из Тмутаракани. О значительном культурном влиянии Тмутаракани на народы Северного Кавказа свидетельствует тот факт, что в распространении среди черкесов христианства в Х-ХI вв., наряду с греко-византийской церковью, принимала участие и тмутараканская Епархиальная церковь Бориса и Глеба. В конце XII - нач. XIII в. на юге и юго-востоке Русь теснили половцы и «Тмутаракань не принадлежит боле Руси». В ХI-ХII вв. половцы преградили путь к морю, и Тмутаракань стала «землей незнаемой». Появление казачества связывается с Тмутараканским княжеством. По заключению В.Д. Сухорукова, смешанное население Тмутараканского княжества составило в низовье Дона лишь то ядро, вокруг которого впоследствии и сформировалось там казачество. Накопление населения могло происходить как в силу миграции, имевшей место всегда и всюду, так и массовой передислокации населения из Тмутаракани, оказавшейся под нараставшими ударами и половцев, и Византии, которые в конечном итоге и предрешили судьбу этого государства.
С середины XI в. взоры византийских
императоров все сильнее
Исчезновение крупного и
стратегически важного для
княжества - это именно вопрос, ибо в утвердительном тоне можно говорить
лишь о свершившемся факте.
О причинах же нам до сих пор
достоверно почти ничего не известно.
Во всяком случае, в этом пространственно-временном
уравнении слишком много
Главный письменный источник "Повесть временных лет" упоминает о Тмутаракани между 988 и 1094 годами с интервалами в три-пять и, максимально, до 25 лет. Прекращение упоминания о Тмутаракани в Киевском летописании, естественно, объясняется тем, что как раз в 1094 году (27 апреля; по другим сведениям - в 1088 году) в Киеве скончался преподобный Никон, через которого благодаря его личным связям с княжеством сведения о последнем поступали в Киевскую лавру. Поэтому некоторые считают именно 1094 год годом гибели Тмутаракани. Но большинство историков доводят жизнь княжества до начала двадцатых годов XII века. Важно упоминание Тмутаракани в решении Любечского съезда русских князей в 1097 году и в "Хождении игумена Даниила в Иерусалим" в 1104 -1106 годах.
Керамические остатки, как
и другие находки русских ремесленных
изделий, а также предметов
А что сказать о причинах не только прекращения упоминания Тмутаракани в источниках, но и о сходе ее с исторической арены? А.И. Полканов, посвятивший в 1929 году специальную статью вопросу о конце княжества, перечисляет три возможные причины: прекращение связей с княжеством из-за особенностей местного летописания, отделение княжества от Руси и устремление его к востоку, перехват половцами пути к нему из Руси.
Последняя версия, уже, кстати, приведенная в этой работе, считается
общепринятой. Так полагали классики отечественной истории, так написано в энциклопедиях. Да, написано, но - в повторение бытующих представлений. А они ведь могут оказаться и вольными или невольными заблуждениями.
После разгрома в 1111 и 1116 годах полками Владимира Мономаха и Ярополка в низовьях Дона приазовские половцы надолго отошли от границ русских земель в предгорья Кавказа и к Каспию. Где и пребывали, во всяком случае, до середины столетия. И вообще оказалось, что, в отличие от Великой Степи, половецкие каменные бабы - наиболее показательный признак былого распространения кочевых половецких орд - как раз в среднем и нижнем течении Кубани и на Тамани отсутствуют. Так что красивая гипотеза о полном поглощении Тмутараканского княжества половцами не вполне подтверждается.
Заключение.
Нами был проведён теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, который позволяет сделать следующие выводы: эта тема малоизучена и по ней существует ряд спорных вопросов, княжество не имело устоявшейся княжеской традиции, оно оказало большое влияние на взаимоотношениях народов Северного Кавказа.
Список использованной литературы.
Приложения.