Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:07, лекция
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.
Непосредственно возле дома находились разнообразные хозяйственные постройки: овины, амбары, хлева, конюшни, курятники, помещения для откорма свиней, погреба.
Во многих дворах были
колодцы и летние кухни.
Украинское дореволюционное
село.
Внутреннее убранство домов было достаточно
простым. Оно состояло из деревянных лавок,
полок, помоста для отдыха или глинобитной
лежанки. Возле входа стояла печь, топившаяся
обычно «по-черному», т. е. без трубы. Распространена
была и так называемая грубка (печь с дымоходом).
Напротив входа обычно оборудовалось
место, где стояли стол или сундук, а также
лавки. Здесь висели украшенные рушниками
иконы. Возле двери и над нею находилась
полка для посуды и предметов обихода.
Интерьер полесского
дома. Интерьер дома на Черкасщине.
В конце XIX — начале XX века в Украине распространилось
строительство из кирпича и другого фабричного
материала. Зажиточные слои населения
возводили из него просторные и теплые
дома или обкладывали кирпичом стены деревянных
домов.
В наше время интерьер многих сельских домов ничем не отличается от интерьера современной квартиры. В доме имеется, как правило, несколько комнат и все необходимые для жизни удобства, мебель и бытовая техника. Но это не значит, что сельские жители забыли традиции предков. Как и раньше, убранство многих сельских домов радует вышитыми рушниками, салфетками, домоткаными дорожками и коврами.
Родной дом всегда играл большую роль в семейной жизни украинцев. Недаром в народе говорили: «Хто рiдну оселю забуває, той в життi долi не має», «Своя хата — своя правда, своя стрiха — своя втiха». Понятно, конечно, что в этих поговорках речь идет не столько о доме как о жилье, сколько о семье. Во времена Киевской Руси и в период Средневековья (XV-XVI вв.) для территори1и Украины была характерна большая патриархальная семья, или домашняя община, известная под названием «семья», «дворище». Но наряду с ними существовали и небольшие семьи. По обыкновению семья состояла из родителей и неженатых детей. Чаще всего в ней было пять или шесть человек.
За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец. Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано в течение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца в крестьянских семьях была законом. Рабочий день начинался очень рано; летом — в четвертом-пятом часу, зимой — в пятом-шестом. Быстро позавтракав, все, кто мог работать, отправлялись в поле. Если оно находилось недалеко от усадьбы, то около полудня семья возвращалась домой на обед, если же далеко, то обед брали с собой или его приносил кто-то из членов семьи, чаще всего дети. В этом случае за одним столом вся семья собиралась только поздно вечером. После ужина готовились к следующему дню — чинили инвентарь, осматривали скот. Зимой работы было меньше. Правда, не для всех. Женщины и зимой вставали очень рано, готовили пищу, убирали в доме, занимались хозяйством, пряли, ткали, чинили одежду, шили и вышивали рубашки.
В семье существовало раз и навсегда установленное распределение дел на «мужские», «женские» и «общие». Женщина ухаживала за огородом, собирала и перерабатывала урожай овощей, готовила еду, обрабатывала лен и коноплю, пряла, ткала, шила рубашки, стирала одежду, присматривала за птицей, коровой, свиньями. Кроме того, она должна была заботиться о муже и детях, убирала в доме. В обязанность мужчины входила работа в поле, изготовление и починка сельскохозяйственного инвентаря, заготовка топлива и строительных материалов, уход за рабочим скотом. Совместно семья собирала урожай на поле (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Женщина должна была помогать мужчине во всем, однако мужчина считал зазорным для себя выполнять какую бы то ни было женскую работу и почти никогда за нее не брался.
Крестьянские семьи обычно были многодетными. Но присматривать за детьми матери было некогда: вся работа по дому держалась на ней. Поэтому за грудными детьми приглядывали старшие братья и сестры. Кормили младших детей тем же, что ели дети постарше, только грудным детям старались давать побольше молока. Спали грудные дети обычно в ивовых или дощатых колыбелях, на дно которых клали сено и застилали его полотняными пеленками. Старшие дети обычно спали все вместе на полатях — настиле из досок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Когда дети немного подрастали, их приучали к работе, поначалу — не очень трудной — пасти гусей, носить пищу родителям. Потом сыновья начинали помогать отцу в поле, а дочери — матери по дому. Девочки также учились готовить, прясть, ткать.
Любовь к родительскому дому была воплощением любви украинцев к своему роду, к родному краю. Тем не менее эти понятные каждому человеку чувства не всегда воспринимались надлежащим образом. Кое-кто усматривал в этом якобы присущее украинцам стремление к обособленности, индивидуалистическому образу жизни, ведь недаром, говорили эти горе-коллективисты, существует известная украинская присказка: «Моя хата с краю». Впрочем, общественная жизнь занимала видное место в жизни украинцев. Традиционными формами ее были сельские общины — громады. Устное народное творчество наглядно демонстрирует отношение народа к общине как к коллективной силе: «Громада — великий чоловiк», «Що громада скаже, то й пан не поможе». Через своих полномочных представителей громада решала вопросы, связанные с земельной собственностью, проступками членов общины, осуществляла контроль за состоянием крестьянских хозяйств, за использованием общественных лесов и пастбищ, следила за работой корчмы, ярмарок, за состоянием дорог, мостов, общественных зданий. Без нее не обходилось ни одно более или менее значительное событие на селе.
Традиционной для громады
была коллективная взаимопомощь крестьян
при выполнении особенно трудоемких
работ — так называемой «толоки». Селяне
при необходимости всем миром участвовали
в полевых роботах, сборе урожая, сооружении
жилья и хозяйственных построек и т. п.
Недаром в народе говорили: «Без толоки
як без руки: нi хати не зробиш, нi сiна не
скосиш». Такая коллективная работа по
обыкновению выполнялась в духе шутливого
соревнования и сопровождалась песнями
и шутками. Община считала такую трудовую
помощь почетным делом каждого члена.
На Полесье бытовала давняя традиция общего
хозяйствования — так называемое сябринство,
объединявшее родственников или соседей.
Заметную роль в общественной жизни играли
и артели — косарей, чумаков, молотильщиков,
табунщиков и др.
Сельская громада была не только органом
местного самоуправления, именно благодаря
ей сохранялись и передавались из поколения
в поколение народные обычаи и традиции.
«Традиции в Украине интересные и самобытные, но при этом многообразные и распространенные! И что интересно – ваша молодежь с удовольствием их придерживается», – увлеченно делятся с нами туристы. Это действительно так. И этот факт является доказательством существования души народной, признательности своим предкам, глубинной памяти (которую ученые называют архетипичной) и осознания связи поколений. Украинские традиции, живое и весьма интересное народное наследие, формировалось много веков. И поэтому, несмотря на нашу культурологическую «европейскость» и относительную молодую историю государства, мы умеем беречь духовную преемственность, и хорошо знаем родные неписаные законы, украинские обычаи и традиции.
«Обычай» и «привычка» в украинском языке однокоренные. Это – составляющая нашей повседневной жизни, которую мы впитываем с молоком матери, с пением любимой бабушки или с легендами, которыми так богата наша земля. И мы всегда рады поделиться с гостями страны веселыми украинскими обычаями, пригласить их на народные празднования на Масленицу или на Ивана Купала, подарить невероятно красивые свадебные песни, оберег или вышитый рушник, поднять стопку с караваем или угостить вкусной обрядовой пищей – блинами, кутьей, пасхальным куличом. И разделить с вами радость единения. Стран, времен, людей.
Наши гости сразу замечают главную закономерность: традиции в Украине тесно связаны с повседневной, календарной и религиозной жизнью. И это вполне естественно. Ведь множество украинских традиций и событий, как и у многих народов, были связаны с сельскохозяйственным календарем. Обжиночные песни, зимние колядки или радостные песни встречи весны с давних времен сопровождали сезонные работы. Невозможно было представить тяжелую работу без хозяйственных магических ритуалов, а отдых без маскарадов, развлечений или ритуальных поздравлений и обходов. Естественная гостеприимность и жизнерадостность передавались из поколения в поколение именно через эти повседневные украинские обычаи.
Семья для украинцев очень важна. И конечно, ее зарождение и существование сопровождается многими украинскими ритуалами и обрядами, украинскими обычаями и традициями. Засылание сватов и обручение, уговоры и покрывание (переход из девичества в замужнюю жизнь), девичник или свадебный поезд, приглашение и свадебный поход со многими выкупами невесты – почти все эти веселые составляющие с удовольствием соблюдают наши современники. Кстати, наши девушки очень, как сейчас говорят, толерантны: если им не нравится будущий муж, то они, согласно украинскому обычаю, вынесут сватам тыкву. А молодые так уважают родителей, что трижды кланяются им после подношения калача с солью. Одним словом, недаром обряд заключения брака у нас называют «весельем»: это действительно весело!
Украинские обычаи, связанные с рождением ребенка, насыщены обрядностью с использованием оберегов. А еще – с приметами и суевериями, которых у нас немало. Например, беременным нельзя встречаться с больными, смотреть на змей или стричься, шить или резать, покупать что-то будущему ребенку. И вообще, чем меньше людей знает о беременности, тем лучше. Посещать новорожденного в течение первых 40 дней нельзя мужчинам, да и не всем женщинам. Чрезвычайно важным является украинский обряд крещения. Отказаться от кумовства (то есть от статуса крестного) и по сей день большинство считает грехом. Традиционный украинский постриг – стрижка волос накрест – проводится в годовщину рождения. И, конечно, в этих обрядовых действиях народные украинские приметы тесно пересекаются с православными.
Традиции в Украине, безусловно, связаны со староукраинской языческой атрибутикой. Например, молодежный, а еще озорной, поэтический и очень старый праздник Ивана Купала (в ночь на 7 июля), как у многих славян, когда-то был связан с Днем солнцестояния. Вы собственными глазами и сейчас можете увидеть, как девушки водят хороводы и пускают в воду венки, а парни прыгают через костер и ищут цветущий папоротник. Еще одна старая украинская традиция, связанная с поворотом солнца – 7 января (сейчас – Рождество). Когда-то в эту зимнюю пору было принято гадать на будущее, и потому сейчас рождественские украинские обычаи – это гадания и обращение к силам природы. Накануне Старого нового Года (13 января) дети и подростки до сих пор щедруют и «меланкуют» (в честь преподобной Мелании). И если вы умеете петь или хотите искренне кого-то поздравить, у вас есть возможность заработать немного украинских гривен или сладостей. Кстати, такие детские походы чем-то напоминают американский Хеллоуин. Еще одна украинская традиция – святить воду на Крещение и вера в ее замечательные целебные свойства в ночь накануне. С самого утра мы убираем наши квартиры в Чистый четверг (накануне Пасхи). Обязательно красим яйца и выпекаем пасхальные калачи к Пасхе. Вспоминаем умерших в поминальный день. Провожаем зиму и встречаем весну на Масленицу. Освящаем поля и украшаем дом цветами и травой на Троицу.
Ну, и последнее: немного украинских примет и суеверий, чтобы ваше пребывание в Украине вас не очень удивляло. Одетую наизнанку рубашку или платье считают предвестием того, что вас побьют. Не передавайте ничего через порог, чтобы не поссориться: лучше наступите на него, а еще лучше – зайдите в дом. Ну, и как это назвать, как не признаком знаменитой украинской гостеприимности? Хотите, чтобы будущий муж был рыжим – не доедайте блюда (правда, сделать это практически невозможно – они очень вкусные). Хотите, чтобы в новом доме был достаток – запустите туда первым кота. Ну, а если ваша цель – одиночество, то садитесь на угол стола, и тогда, по украинским приметам, брак вам не светит. Если вы хотите подарить цветы, всегда дарите букеты с нечетным количеством цветов, потому что четное количество принято приносить только на похороны.
Русский народ отличается
богатой культурой, множественными обычаями
и красочным фольклором.Национальная культура, как память, выделяет
русский народ из других, позволяет ощутить
неподдельную связь между временами и
поколениями, дает возможность получить
жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, обычаи и традиции русского
народасвязаны и с календарем,
и с церковными таинствами, праздниками
и непростыми обрядами. Календарь на Руси
называли месяцесловом, который охватывал
и описывал абсолютно весь год жизни крестьян.
В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные
приметы, всевозможные погодные явления,
обычаи, традиции и суеверия. Народный
календарь был земледельческим, что существенно
отразилось в названиях месяцев, и являлся
своего рода энциклопедией, которая включала
и включает в себя сельскохозяйственный
опыт, нормы общественной жизни, обряды.
Народный календарь русского народа -
это слияние христианского и языческого
начал с помощью народного православия.
Обряды, которые из покон веков приурочены
к достаточно большим праздникам, включали огромное
количество песен, хороводов, игр, приговоров,
танцев, масок, драматических сценок, народных
костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией
и произведениями искусства.
Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны
с темой семейно-брачных отношений, так
как на масленицу чествовали тех молодоженов,
которые поженились в предыдущем году.
А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуются Священным
писанием – Библией, а также украшением
столов освященными пасхами из творога,
расписными яйцами и куличами. Рождество
традиционно являетсяпраздником возвращения и возрождения,
его обычаи исполнены подлинной добротой,
человечностью, высокими нравственными
идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали
и собирают дорогих родственников и гостей,
а молодые девушки в ночь перед этим праздником
увлекались народными гаданиями. А вот
день летнего солнцестояния русский народ
олицетворял с праздником Ивана Купала.
Теплыми вечерами распевались песни, а
молодежь прыгала через костер. Это действие
смешивало языческую и христианскую традицию.
Русские национальные традиции в быту связаны с такими
событиями, как ожидание и рождение младенца,
крестины, свадьбы и похороны. Пополнение
в семье всегда было радостной вестью
и связано со множеством примет, которые
многие будущие мамы соблюдают и по сей
день. После рождения ребенка было не принято
показывать его в течение 40 дней посторонним
людям. Обряд крестин олицетворялся с
омовением ребенка в свяченой воде и наречением,
то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили
с выкупом невесты, разнообразными конкурсами
и похищением молодой супруги. А вот похороны
проводились только по церковным обрядам.
Ни смотря на сходство обычаев с другими
народами, русский народные обряды наиболее
красочны, музыкальны и красноречивы.