Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:27, доклад
Шеге-шапан
"Шеге-шапан"—подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны джигита это кдргыбау. А отец девушки на плечи жаушы (доверенное лицо жениха) накидывает шеге шапан (шеге-гвоздь, шапан-чапан). Увидев на жаушы новый чапан (шеге шапан), встречающие осыпают его шашу.
Шеге-шапан
"Шеге-шапан"—подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны джигита это кдргыбау. А отец девушки на плечи жаушы (доверенное лицо жениха) накидывает шеге шапан (шеге-гвоздь, шапан-чапан). Увидев на жаушы новый чапан (шеге шапан), встречающие осыпают его шашу.
Кдргыбау
Подарок. Перед тем, как сосватать девушку, со стороны жениха едет жаушы для предварительного разговора. После соглашения двух сторон обговаривается размер калыма, дата свадьбы и т.д, (калым - кальщ мал, букв, много скота). Жаушы вручает отцу девушки "кдргыбау" (каргы - ошейник, здесь -уздечка; бау - шнур, здесь - поводья) - скакуна или иноходца. Затем отец юноши сам едет сватать девушку с группой людей в которую могут входить родственники предыдущего свата, племянник и т.д.
* Куда тусу
Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.
Отец юноши, с близкими родственниками едет (могут ехать и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название "куда тусер".
Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, оповещает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец девушки дает "добро", обе стороны преподносят друг другу полагающийся презент по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрьгк-бауыр и т.д. Самый главный представитель из сватов называется "бас куда"(бас - главный). В свою очередь отцы жениха и невесты -бауыздау куда, т.е. самые близкие.
"Бас куда"(главный сват) всегда дорог девушке после замужества. Она будет называть его "агатеке"(дядя), который будет обязан всегда заботиться о ней. Девушка (невестка) всю жизнь почитает его.
"КуДа тусу"—самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый колорит национальной традиции.
Шщдехана
Той, устраиваемый при появлении на свет младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят "кутты болсын". Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре, угощаются. "Шщдехана"- праздник в честь новорожденного.
К сожалению, после родов у женщин часто возникают поблемы с зубами, это у казахов называется "шщце каккан" (значит не было надлежащего ухода за молодой матерью во время беременности и после родов).
Шщце каккан
У казахов есть притча, что каждый ребенок при рождении забирает один зуб матери. Действительно, у женщин после родов часто портятся и выпадают зубы. Конечно, это зависит от ухода за здоровьем как во время беременности, так и после родов. Роженица по примете не отгоняет собак словами "кет"(пошел), в противном случае у нее обязательно выпадет зуб. И это, видимо, не зря. Ведь нельзя же аннулировать приметы и запреты народа.
Суйшддр
После рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать. Это установившийся обычай и вместе с тем обязательный долг каждой матери. Об этом должны знать и помнить все женщины казашки, у кого есть дочь. Мать искренне радуется за свою дочь, помогает советами по уходу за младенцем. Разделяет радость сватов, привозит подарки для малыша, являясь желанной и уважаемой гостьей.
Приезд матери к дочери, которая стала матерью, древний обычай. Однако даже старцы не смогли вспомнить название такого прекрасного обычая. И мы назвали этот обычай "суйиццр".
Быт. Жизнедеятельность Аманат
Ценные вещи (семейные реликвии и т.д.), передаваемые на временное хранение кому-либо. Сохранить "аманат" и передать по просьбе (завещанию) считалось и считается огромной человечностью. "Аманатка киянат кылма" -"Не злоупотребляй доверенным тебе"- гласит народная мудрость, призывая к честности, гуманности. "Аманат" имел огромное значение в заключении устного договора между родами, жузами. "Аманат" играл роль единения, дружбы, перемирия. В былые времена враждующие стороны во время заключения перемирия в виде "аманата" обменивались детьми.
Ант
"Ант" - присяга, клятва. Знак ручательства, выражение доверия. "Ант" дается только в исключительных случаях: месть, верность, обещание. "Ант" - слово честности, чести. Нарушившего "ант" ненавидели как проклятого - "ант аткан".
Ак, алым шыгу
Молочные изделия - молоко, кумыс, шубат, айран и т.п. казахи называют "ак" - белый. Считается, что в них есть священная сила. Также и сам белый цвет олицетворяет чистоту, преданность. По обычаю казахи новых соседей встречали угощением и обязательно белого цвета - "ак,алып шыгу". Это как бы говорило, что их отношения должны быть чистыми, приятными. В свою очередь новые жители приглашают соседей к себе в гости. Перед этим старожилы зовут их на "ерулш".. Не встречать новых соседей и не приглашать их на "ерулис" считалось нарушением обычая и нерадивостью.
Кудайы
Жертвоприношение. Уцелевший от несчастного случая, после возвращения из тяжелых поездок или с целью проявления благодарности, человек режет живность и угощает знакомых, родственников, односельчан и получает благословение, благопожелания людей. Это и называется "кудайы".
К,¥Ран ¥стаУ
Доказательство невиновности, клятвенное заверение. Человек, обвиняемый в несовершенном преступлении, в знак доказательства своей невиновности или при заверении не повторять ошибку, взяв в руки священную книгу Коран, дает клятву или клятвенное заверение, обещание и ест хлеб. Это является полным доказательством непричастности к совершенному преступлению или верности данной клятве. Противостоящая сторона убеждается и верит оправдывающемуся. Иногда за недоказательством просят прощения. Сочетание: "куран, нан"("коран, хлеб") исходит из этой традиции.
Ораза
Пост. Одна из 5-ти заповедей мусульман. По условиям обычая постятся—женский пол с 9-летнего возраста и мужской пол с 12-летнего возраста. Постящийся в течение 30-ти дней не употребляет пищу весь световой день. Утром, до восхода солнца, завтракают и вечером, после заката солнца, выполняется обряд "ауыз ашу". Знакомые, близкие в знак почитания постящихся готовят разные вкусные блюда и приглашают вечером на "ауыз ашар". По шариату не рекомендуется пост людям со слабым здоровьем, беременным женщинам, путникам дальнего следования, детям младшего возраста, людям, страдающим хроническими заболеваниями. Есть 6 разновидностей "оразы": 1. Парыз, 2.Уэжш, З.Суннет, 4.Мэндуп, 5.Нафила, б.Мэкру (Мухтасар). "Ораза" ежегодно опережается на 10 дней. Во время поста запрещается сквернословить, производить насилие.
Восточные ученые не раз доказывали пользу этого обряда для человеческого организма.
Похоронные обряды Арыздасу
"Арыздасу"—прощальное слово умирающего. Находясь в здравом уме, он прощается со своими детьми, родными и со всеми присутствующими. Говорит им о своих несбьшшихся мечтах и просьбах. Некоторые прощальное слово называют "макулдасу".
Иман айту
Отходная. Человек, чувствующий неизбежность кончины, сам себе воспевает отходную. Если больной не в состоянии, то за него отходную воспевает один из присутствующих': По традиции с тяжелобольным сидят родные, близкие родственники, мулла. Это называется "кузет". Человека, умершего без отходной, в народе называют "арам елитп" или "имансыз елгпи". Последний вздох перед смертью называют "ант-мезгш".
Еепрту
Извещение о смерти. Весть о кончине родителей, сына или дочери, близкого родственника всегда трагична. Извещающий начинает говорить тактично, издалека, просит проявить выдержку. Такую весть не сообщали где попало, не относились к ней спустя рукава. В народе много философских, психологических, классических примеров "есттрту". Его поручали человеку, владеющему ораторским искусством, многоуважаемому аксакалу.