Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:46, реферат
В течение многих веков тюркоязычные племена прошли различные этапы исторического формирования и развития.
В общем, история Казахстана средних веков делится на три основных периода. Первый охватывает историю Казахстана в начале средних веков (VI-IX вв.). Второй – историю Казахстана середины средних веков (X-XIV вв.). Третий – историю создания единого Казахского государства (XV-XVII вв.).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-603 гг.)
1.1. Образование тюркского каганата.
1.2. Население, быт и культура тюрков.
ГЛАВА 2. ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603-704 гг.)
2.1. Образование и территория Западно-Тюркский каганат.
2.2. Политическое и социальное положение.
2.3. Культура и быт каганата западных тюрков.
ГЛАВА 3. ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704-756 гг.)
3.1. Территория и население Тюргешского каганата.
3.2. Внутреннее и внешнеполитическое положение каганата.
3.3. Культура и быт Тюргешский каганата.
ГЛАВА 4. КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)
4.1. Состав Карлукского каганата и его территория.
4.2. Политическое положение каганата.
4.3. Культура и быт каганата Карлукского каганата.
ГЛАВА 5. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX - начало XI вв.)
5.1. Образование Огузского государства.
5.2. Племенной состав и общественный строй огузов.
5.3. Политическое положение.
5.4. Хозяйство, помыслы и ремесла огузов.
ГЛАВА 6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX - начало XI вв.)
6.1. Племенной состав и образование Кимакского каганата.
6.2. Общественный строй каганата.
6.3. Политическое положение каганата.
6.4. Культура, хозяйство и ремесла кимаков.
Тюргешский каганат (704-756 гг.)
3.1. Территория и население Тюргешского каганата.
В 699 гогду вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть.
В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрков и создали своё государство – Тюргешский каганат. Территория каганат охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Тюркестане. Административным центром был город Суяб.
Население каганата составляли тюрко-язычные племена. Среди них основную роль играли племена тюргешей. Первые сведенья о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Будучи многочисленными племенами, входившими в состав левого крыла каганата ещё с VI века, тюргеши населяли обширную территорию в Чу-Илийском междуречье. Через земли их расселения проходила большая часть караванных путей в Жетысу.
Основатель тюргешской династии правитель-каган Ушлик разделил основные племена на 2 орды, на Большую и Малую орду. Ставка Большой орды находилась в городе Суяб, а ставка Малой орды – в городе Кунгит, расположенном на берегу реки Или. В самом городе и окружающей его местности жили представители племени кульгит. Все тюрко-язычные племена, входившие в состав населения каганата, находились в подчинение тюргешей. Сами Тюгеши делились на желтых (сары) и черных (кара) тюргешей. Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть в каганате.
3.2. Внутреннее и
Политическая власть была сосредоточена в руках кагана. Каганат был разделен на 22 административных владений. Каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тыс. воинов. С момента провозглашения Ушлика каганом он особое внимание уделял политико-административному укреплению каганата. После смерти кагана в 706 году разгорелась ожесточенная борьба за власть. Этим попытался воспользоваться каган Восточно-Тюркского каната, но к власти пришел каган Сулу (715-738гг), при его правление каганат вновь стал усиливаться. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).
После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Кутшар. Он правил каганатом короткое время. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за такого противостояния, длившегося 20 лет, каганат сильно ослаб и в политическом, и в экономическом плане. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои войска в города Куш и в Жетысу, затем в 748 году захватили город Суяб. В 751 году у города Атлах близ Тараза тюргешско-арабские войска нанесли сокрушительное поражение китайским войскам. После этого уцелевшие китайцы навсегда ушли из Жетысу.
После таких потрясений, умело используя создавшуюся обстановку в каганате, в 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть кагана в свои руки. Однако его усилия улучшить политическое и экономическое положение в каганате ни к чему не привели. В результате этого Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племён, принимавшие участие в Атлахских сражениях, воспользовались этим, в 756 году свергли тюргешского хана и захватили власть в свои руки.
3.3. Культура и быт Тюргешский каганата.
Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.
Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата.
Карлукский каганат (756-940 гг.)
4.1. Состав Карлукского каганата и его территория.
Сведения о карлуках, входивших в состав племён тиреков, встречаются в письменных памятниках V века н.э. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя – булак – населяет подножия Алтайских гор. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племён, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокерин и тухси.
Основными местами расселения карлукских племён были предгорья Джунгарского Алатау до Сырдарьи. Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки были сначала под властью тюргешей. Известно, что в борьбе арабов в Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием тюргешского кагана Сулу. Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.
В письменах Культегина есть слова: “Уничтожил и покорил карлуков”, что свидетельствует о вхождение карлуков в состав Восточно-Тюркского каганата. После этого поражения ещё одна группа племён карлуков переселилась в Жетысу. Одной из причин такого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата. Словом, карлуки были крупным племенным союзом, населявшим огромную территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали своё государство.
4.2. Политическое положение каганата.
Столицей каганата являлся город Суяб. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Китайцы и ранее неоднократно совершали вторжения в пределы каганата и захватывали города Тараз и Ташкент. В сражение против арабов под Атлахом карлуки тоже принимали участие, чтобы отвести угрозу ссо стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои восточные границы.
Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке – Уйгурского каганата. Борьба против уйгуров длилась около 20 лет. Только в союзе с киргизами в 830 году, карлуки смогли нанести поражение Уйгурскому каганату. После этой победы Бильге Кул Кадыр-хан – правитель города Испиджаб – объявил себя каганом.
Но в это время с целью расширения и распространения исламской религии династия Саманидов объявила “священную войну карлукам” и захватила Испиджаб. Правитель города покорился им обязался платить дань. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где построили мечеть.
Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть фактически находилась в руках карлуков. Поэтому борьба против саманидов никогда не прекращалась. В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около 2-х веков. Это период можно разделить на 2 этапа , первый – с 712-713 годов (борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы. Длилась она до 766 года, до того времени когда карлуки захватили власть в свои руки). Второй этап охватывает вторую половину VIII века до конца IX. Карлуки в этот период часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат также и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись таким положением карлуков, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через 2 года город захватил сын Арслан-хана Сатук Богра-хан. В период правления этого хана произошло массовое принятие карлуками исламской религии. Богра-хан являлся основателем государства караханидов.
Таким образом существовавший около 200 лет Карлукский каганат распался.
4.3. Культура и быт каганата Карлукского каганата.
Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.
Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.
По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.
Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.
Второе направление хозяйства – полуоседлое земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.
В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.
Культура населения каганата этого периода представлена двумя направлениями. Первое – материальная культура и второе – духовна культура.
Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудие труда. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.
В результате тесных связей кочевых карлуков с оседлым населением Средней Азии в их материальной культуре произошли значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата.
К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков.
Огузское государство (конец IX – начало XI вв.)
5.1. Образование Огузского государства.
В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течение Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент.
Тюркоязычные огузские племена в раннем средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В XII веке огузские племена жившие в западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племён канлов и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенги были вынуждены перекочевать на запад.
О происхождение слова “огуз” имеются различные мнения. Одни считают, что оно произошло от слова “уыз” (“молочная основа”), другие - от слова “ок” (“стрела”), третьи – от слова “огиз” (“вол”). В “Письменах Культегина” говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюрко-язычных племен участвовал и “главный хранитель печати огузкого правителя”. Это свидетельствует о значимости одного из высших деятелей Огузского государства среди других тюрко-язычных племен. В письменах “Письменах Культегина” есть слова “народ тогуз-огузов подчинятся мне”, что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой.
В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселение огузов вместе с другими тюрко-язычными племенами Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.
5.2. Племенной состав и общественный строй огузов.
В состав огузов входили часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Это были племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, перенявшие тюркскую культуру и язык.
Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и каев, арабские свидетельствуют также о вхождение в состав огузов некоторой части кимакских племен. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази – из 12. Из этого можно сделать вывод, что огузы в пору своего первоначального формирования состояли из 24 племен, а со временем, объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племен снизилось до 12.
Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть Джабгу передавалась по наследству. Выборы правитель происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались специальные наставники – атабеки. У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управление государством. Они носили титул “хасун”. Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, они назывались “сюбаши”. У Джабгу были советники, так называемые “хатун”. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. С расцветом общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаю.
Огузы делились на группы племен и родов. Называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы – общины. Судя по “Огузнаме”, джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.