Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:59, реферат
Краткое описание
Данная работа имеет своей целью изучить систему уголовного права и уголовного судопроизводства в Древнем Риме, что является предпосылкой для правильного понимания тех основных черт судебной системы и уголовного права в настоящее время. Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач: изучение понятия и видов преступлений в римском уголовном праве; изучение системы наказаний в уголовном праве Древнего Рима; анализ основных особенностей уголовного процесса в Древнем Риме.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 1. Понятие и виды преступлений в римском уголовном праве..........................5 1.1. Преступление: понятие и основные характеристики.........................5 1.2. Основные группы и виды преступлений.............................................8 2. Система наказаний в уголовном праве Древнего Рима.................................14 2.1. Общие принципы ответственности и цели наказания......................14 2.2. Виды наказаний в римском уголовном праве...................................13 3. Особенности уголовного процесса в Древнем Риме......................................17 3.1. Уголовный процесс и его формы........................................................17 3.2. Уголовное судопроизводство..............................................................24 Заключение.............................................................................................................28 Список использованных источников и литературы...........................................30
4. Тюремное заключение. Заключение
в тюрьму как вид наказания допускался
только в отношении рабов - за маловажные
преступления, за ослушание господ, за
отказ от свидетельских показаний и т.п.
Тюрьмы в основном были или храмовые, или
используемые не в точном своем назначении
подземные помещения при цирках, школах
гладиаторов, других общественных учреждениях.
Какого-либо регулирования сроков заключения
не было и, по-видимому, все зависело от
административной практики по каждому
случаю.
5. Телесные наказания. Членовредительские
телесные наказания в римском уголовном
праве не применялись (в раннее время возмездное
членовредительство допускалось в рамках
деликтного права). Болезненные телесные
наказания также были редким видом – и
главным образом как побочное, или дополнительное,
наказание. Как основное телесные наказания
применялись только за кражи детей. Вообще
телесное наказание (порка) считалось
позорным наказанием и применялось главным
образом в отношении рабов: их били специальным
бичом, который не только был более болезненным,
но и позорящим орудием. Свободных римских
граждан также могли подвергать телесным
наказаниям – битью палками или розгами,
но это наказание накладывалось магистратом
в полицейско-административном или военном
порядке, и поскольку пучок розог с вложенным
в них топором считался знаком власти
должностного лица (который за ним носили
специальные слуги-ликторы), то этим как
бы смягчались общественно-нравственные
последствия порки. Наиболее важным было
то, что наложение телесных наказаний
влекло ограничение некоторых гражданских
прав, в том числе отнятие части имущества.
6. Наложение штрафа. За мелкие
преступления, в основном почти неразделимые
с частными деликтами, могли накладываться
и имущественные взыскания – штрафы. Штраф
мог быть выражен в материальной форме
(скотом) и в денежной. Применялись штрафы
в основном в магистратско-комициальной
юрисдикции. Закон должен был предписывать
точную меру штрафной санкции – только
в этом случае его можно было применять.
В связи с традиционным формализмом римского
законодательства это порой делало бессмысленным
применение штрафа в точном соответствии
с нормой закона, поскольку истечение
длительного времени могло превратить
давнее имущественное взыскание в несущественное
для преступника.
3. Особенности уголовного процесса
в Древнем Риме
3.1. Уголовный процесс и его формы
Общая организация уголовной
юстиции в рамках римской юридической
культуры определялась двумя обстоятельствами,
представляющими как итог исторического
развития римского права, так и изначальные
особенности отношения римского правопорядка
к предмету уголовного преследования.
Уголовному преследованию подлежали только
правонарушения, которые рассматривались
как колеблющие порядок «публичных дел».
Значительный ряд безусловно опасных
по своим последствиям правонарушений
(кража личного имущества, оскорбления
словом или действием личности, причинение
телесных повреждений т.п.) рассматривался
в римской юстиции как вопрос частного
права и поэтому подлежащих разбирательству
не в порядке уголовного, а чисто гражданского
судопроизводства, образуя специальную
сферу деликгного права. В итоге сложилось
так, что собственно факт уголовного судебного
разбирательства и тем более его правовая
форма определялись совокупностью обстоятельств:
и правовым содержанием предполагаемого
дела, и качеством субъекта преступления,
и наличием особой подсудности, и предполагаемым
возможным наказанием, и другими условиями.
Единой и всеобщеобязательной формы уголовного
судопроизводства римская юстиция не
выработала и не предполагала.
В зависимости от разного рода
обстоятельств сложились пять более-менее
типичных и общераспространенных, опирающихся
на соответствующие указания римских
законов форм уголовного судебного разбирательства:
1. Чисто магистратский публичный
процесс – который велся единолично уполномоченным
должностным лицом (курульным магистратом)
в случае специальных обвинений против
особых категорий лиц. В правовом смысле
судебная власть магистрата опиралась
на полномочия в рамках «imperium». В этой
форме велись дела по воинским преступлениям,
т.е. совершенным римскими гражданами
как специальными субъектами и в особых
обстоятельствах, рассматривались обвинения
против женщин-римлянок (если это не находилось
в пределах административно-полицейских
полномочий эдила), против иностранцев
и вообще неримских граждан, в этой же
форме шел процесс по уголовным обвинениям
рабов и вообще (в феодальную эпоху) сословие
неполноправных лиц. При рассмотрении
дел единолично магистратом допускалась
только самозащита обвиняемого, порядок
разбора дела не регулировался никакими
формальными поцедурами. Сохранялись
также различия в юрисдикции магистрата
вне и внутри городских стен (выражающие
различия в объеме полномочий «imperium»).
2. Магистратно-комициальный
процесс – который велся высшим магистратом
с участием народного собрания в качестве
обязательной апелляционной инстанции.
В правовом отношении судебное решение,
принятое в ходе такого разбирательства,
опиралось на верховные публично-правовые
полномочия римского народа. В этой форме
велись дела по наиболее важным преступлениям,
совершенным римскими гражданами, в особенности
тем, которые могли повлечь в качестве
наказания смертную казнь. Эта форма разбирательства
предполагала несколько обязательных
стадий судебного хода дела: приглашение
к суду, изыскание обстоятельств содеянного,
приговор магистрата, обращение к общинному
суду за утверждением приговора, решение
народного собрания; все стадии проходили
в точно регламентированных формальных
процедурах. Позднее апелляцию к народу
заменило право обжалования магистратского
(судейского) приговора монарху как главе
государства.
3. Частный процесс по частным
правонарушениям (в рамках деликтного
права) в суде претора – который не различался
от разбирательства других дел на основе
частного права вещного или обязательственного
содержания.
4. Процесс коллегии присяжных
– который производился специально организованными
коллегиями присяжных судей под председательством
магистрата (как правило, претора). В правовом
отношении судебное решение опиралось
на делегированные полномочия представителям
народа, в основном высшего сословия. В
этой форме велись разбирательства должностных
обвинений, тяжких уголовных преступлений,
преступлений против публичного правопорядка,
совершенных римскими гражданами. В классический
период эта форма процесса стала наиболее
распространенной, а впоследствии из нее
развился вообще суд с участием присяжных
заседателей из числа равноправных граждан.
Римская юриспруденция разработала также
некоторые общие нормы разбирательства
с участием присяжных: суд должен происходить
там, где присяжные могут получить лучшее
сведение о деле, т.е. по месту совершения
преступления, а не по месту происхождения
или жительства обвиняемого; суд решает
вопросы права, присяжные – вопросы факта,
т.е. событие преступления и виновность
в нем обвиняемого решаются присяжными
на основе рассказанного в суде, закон
же (посредством судьи) только определяет
правовые последствия решения присяжных.
5. Муниципальный процесс, который
велся единолично магистратом в провинции
на основе его специальных там полномочий
как в отношении римских граждан, так,
в отношении вообще всех жителей провинции
и сводился, как правило, к утверждению
решений и приговоров существовавших
там своих органов общинной юстиции.
3.2. Уголовное судопроизводство
Основные правовые процедуры,
в общих рамках уголовного судопроизводства,
сложились при отправлении магистратско-комициального
или магистратского с участием присяжных
судебного рассмотрения уголовных дел.
Наиболее принципиальной особенностью
уголовного судопроизводства в римской
юстиции, выражавшей опять-таки начало
индивидуализма всей римской правовой
системы, было требование необходимости
только частного обвинения по всем уголовным
делам. Ни должностные лица, ни официально
исполнявшие судейские функции, ни кто
бы, то ни было в своем качестве не гражданина,
а чиновника, военного, священнослужителя
и т.д. не мог ни возбудить уголовного дела,
ни поддерживать обвинения в суде, представлять
доказательства и т.п. Для начала уголовного
судопроизводства по римскому праву необходимо
было, чтобы частное лицо (полноправный
римский гражданин) обвинил другое лицо
в нарушении права с признаком уголовного
преступления, в частном порядке обратился
в соответствующую судебную инстанцию
и выразил решимость в порядке частной
инициативы поддерживать обвинение. Соответственно,
такая традиция предполагала наличие
правовых и политических знаний в данном
гражданине, нужны были некоторый общественный
вес и немалое гражданское мужество, чтобы
поставить вопрос о индивидуальном преследовании
кого-либо, особенно если речь шла о должностных
лицах, матерых разбойниках и т.д.
Заинтересованное в обвинении
лицо обращалось в специальный по данной
категории дел орган – уголовную комиссию
– «quaestio». Комиссий было несколько (первая
для разбора дел о взяточничестве и лихоимстве
была учреждена в сер. II в. до н.э.; в период
монархии постепенно заменялись специальными
судами). Объединение всех таких комиссий
считалось как бы верховным уголовным
судом. В составе их было по несколько
специалистов судей из числа граждан высших
сословий, присяжные судьи избирались
по жребию; председательствовал специальный
претор. До назначенного заседания суда
гражданин-обвинитель должен был выполнить
некоторые формальности по засвидетельствованию
своего намерения и сути обвинения.
Если обвинителей было несколько
претор назначал одного в качестве dominus
litis, добавив также, как правило, троих
помощников. Все они подписывали обвинительный
акт, в котором указывались: место слушания
дела; имя претора; имя обвинителя;
имя обвиняемого; суть вчиняемого преступления;
указания закона по этому поводу; место,
год и месяц совершения преступления.
Обвиняемый пользовался правом пересмотра
акта обвинения. (В случае большинства
обвинений гражданин оставался полностью
свободным до суда и в ходе суда; предварительному
заключению подвергались обвиняемые в
отцеубийстве и в попытке восстановить
царскую власть в Риме.)
Обвинитель в известном смысле
связывал себя фактом обвинения. Только
выигрыш дела не влек никаких возможных
отрицательных последствий, и даже давал
возможность получить общественную награду
(кроме известности). При проигрыше дела
в суде, при недоказанности обвинения,
обвинителю мог быть в свою очередь вчинен
иск со стороны прежнего обвиняемого по
поводу клеветы на него, а также любой
римский гражданин мог обвинить его в
недобросовестности, сговоре с обвиняемым
и возбудить очередное дело.
После определения cодержания
обвинения следовала процедура назначения
состава суда присяжных. Каждая сторона
имела право отводить определенное количество
назначенных в списке присяжных; как правило,
в слушании дела принимали участие от
35 до 75 присяжных (типичным было наличие
51 присяжного). Затем жребием определялись
судьи-специалисты. Суд собирался в специально
организованном месте в строго определенные
дни и часы, был открытым и гласным: помимо
участников процесса и их приглашенных
не возбранялось участие публики.
Судоговорение начиналось
с речи обвинителя, в которой тот обязан
был следовать четырем условиям: Rem ut definiat,
hominem ut notet argumento probet, teste confirmat. Обвинение
могло быть строго единичным, т.е. кого-либо
можно было обвинить в ходе процесса только
по одному уголовному преступлению (одного
типа). Главным элементом судоговорения
были речи: обвинителей и обвиняемого
(с его защитниками) – как правило, по 4
с каждой стороны, но могло быть и до 12.
Время речей не ограничивалось. Позднее,
во избежание злоупотреблений, установилось
правило, что обвиняемому давалось время
на треть большее, чем речь обвинителя.
Допрос свидетелей велся лично сторонами.
После завершающего спора ораторов и напутствия
председательствующего наступал момент
решения присяжных.
Присяжные выносили общий
вердикт голосованием (dixerunt...). Решение
их предполагалось трояким: «оправдан»
(А. – absolvo), «приговорен» (С. – condemno), «истина
не установлена» (N.L. – nоn liquet). Приговор
требовал голосов не менее 50% присяжных,
при равенстве голосов «за» и «против»
подсудимый оправдывался. Слушание дела
могло быть возобновлено с тем же либо
с аналогичным содержанием обвинения,
но по прошествии определенного времени.
Приведение приговора в исполнение оставлялось
на попечении обвинителей с выдачей им
специальных приказов на имя уполномоченных
магистратов города.
В эпоху монархического строя,
тем более рецепции римского права, значительно
возросла роль председательствующего
в суде. Появились платные обвинители-доносчики,
а затем и профессиональные следователи-полицейские.
Дела о незначительных преступлениях
подлежали ускоренному административно-полицейскому
разбирательству с упрощенными наказаниями.
Обвинение могло быть уже не только частным,
но и официальным. Судоговорение становилось
закрытым и сводилось практически к допросу
обвиняемого по поводу обвинения. Не допускалось
более соглашение сторон о содержании
обвинения, о требуемом наказании. Вынесенный
и оформленный судебный приговор, если
не приводился в исполнение немедленно,
считался властным приказом для администрации
и не требовал никаких дополнительных
судебных действий.
Заключение
В работе изучено содержание
уголовного права и процесса в Древнем
Риме, отдельных видов уголовных преступлений
и системы наказаний за них, а так же начал
уголовного процесса, рассмотрена система
римских судов, дана характеристика различным
формам уголовного процесса.
Преступление обозначалось
как требование о жестоком возмездии.
Совершаемого в процессе публичного обвинения
в деянии. Классификация преступлений
в римском уголовном праве предопределялась
в основном объектом преступного посягательства.
Система наказаний же в Древнем
Риме была неопределенной: как правило,
конкретный вид и размер наказания зависел
от усмотрения судей. Главной целью наказания
стало уже не возмездие, а устрашение.
Римское право, как основа
всей системы процессуального права, определило
основополагающие принципы уголовного
процесса: диспозитивность, состязательность,
устность, гласность. Римские юристы разработали
вопросы подсудности, подведомственности,
судебного обжалования и т.д.
Судоустройство Древнеримского
государства представляло собой постоянно
трансформирующуюся во времени общность
судебных, судебно-административных органов
и должностных лиц, при этом процесс трансформации
шел в сторону установления единой иерархичной
системы судов, что так и не было окончательно
реализовано на практике.
Наличие в праве нескольких
форм возможного судопроизводства свидетельствует
о достаточно высоком уровне развития
юридической техники этого правового
явления и о непрерывном развитии процессуальных
средств, приводящих к закономерной смене
од ной формы процесса другой в соответствии
с требованиями развивающегося государства.