Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:08, реферат
Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т.п.
1. «Украинское» барокко
2. Украинская культура Нового времени
3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
4. Украинская культура на стыке двух веков
5. Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг.
6. Украинская культура в 30-е годы
7. Культура Украины в годы Второй мировой войны
8. Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе
Реферат
Украинская культура: развитие и современное состояние
Содержание
1. «Украинское» барокко
2. Украинская культура Нового времени
3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
4. Украинская культура на стыке двух веков
5. Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг.
6. Украинская культура в 30-е годы
7. Культура Украины в годы Второй мировой войны
8. Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе
1. «Украинское» барокко
Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т.п.
Во второй половине XVII в. Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.
В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.
2. Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большого
культурного подъема. Наука и
образование высшего уровня
Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшее наследие философской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 – 1794). Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенства народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальному обществу он видел в воспитании нового человека через самопознание и труд. Г. Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т.е. материальное, и внутреннее, божественное.
Большой вклад внес Г. Сковорода и в литературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе, баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Одна из его наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литературном процессе начал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа.
Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую литературу входят новые направления. В противовес дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой увеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия и др. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмблематичных сборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского народа, героями становятся городские жители, ремесленники.
Зарождается сатирическая поэзия. В сатирических стихотворениях раскрывается не лучшее отношение к церкви и ее служителям. Преимущественно эти произведения анонимны.
К оригинальному виду литературного творчества можно отнести проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещал определенную историческую информацию, формировал моральные принципы, осуществлял сравнительный анализ библейских героев с современниками; делались попытки ввести в них даже анекдоты и присказки. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужина ценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.
Популярными становятся оды. Их пишут по различным историческим поводам, а также в знак уважения к тому или иному лицу («Ода на рабство» В. Капниста).
Фольклорное наследие представлено историческими и лирическими песнями. В них речь идет о славных днях героического Запорожья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны: Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша, Ивана Гонту и др.
Архитектура и изобразительное искусство. Значительный художественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиеся мастера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Андреевской церкви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, автор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали архитекторы украинской школы С. Ковнир, который построил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближних пещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который построил церкви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Межгорского и Кирилловского монастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинских архитекторов отказывается от влияния барокко, чем подготавливает переход к архитектуре классицизма.
В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.
Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями.
Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII – начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В образах святых наблюдается введение украинского этнического типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII – начала XVIII вв. – И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения – это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волынцах и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляется интерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использования цвета, появляется движение; до этого фигуры были статичными. В Киево-Печерской лавре открывается школа для подготовки художников-иконописцев.
В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления – сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.
Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
Музыка. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всей Украине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове).
На основе народных песенных традиций развивается песня-романс литературного происхождения – «Всякому городу нрав и права», «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» Г. Сковороды, «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Смотрю я на небо» (сл. М. Петренко, муз. Л. Александровой), «Стоит гора высокая» (сл. Л. Глебова) и др.
В конце XVIII - начале XIX вв. появляются новые жанры опера (первой украинской национальной оперой была „Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского – 1863 г.) и камерно-инструментальные произведения (М. Березовский, Д. Бортнянский). Открываются театры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетные представления: 1776 г. – во Львове, 1806 г. – в Киеве, 1810 г. – в Одессе. Плодотворно работают композиторы И. Витковский, И. Лозинский, И. Лизогуб и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.
Таким образом, отечественные писатели, ученые, художники, музыканты, опираясь на идеи Просвещения и критикуя существующее социальное устройство, заложили основы материалистического мировоззрения в украинском искусстве.
3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление в развитии образования. Единственным высшим учебным заведением оставалась Киево-Могилянская академия. Но она не могла обеспечить надлежащего развития высшему образованию.
В XIX в. украинские университеты – Харьковский, Киевский, Одесский и институты – Харьковский технологический, Киевский политехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17 тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ (преимущественно частных).
Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызвала волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъему национальной самосознательности украинцев, пробудила романтический интерес к языку, фольклору и быту украинского народа.
Значительную роль в развитии украинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована, как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных городах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществляли театральные постановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподавания предметов в школах на украинском языке. В работе «Просвит» принимали участие прогрессивные деятели украинской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л. Украинка, М. Коцюбинский и др.
Значительные достижения украинской культуры связаны с развитием литературы. Первым произведением новой украинской литературы стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народного и литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей» писатель закрепил национальные основы литературного языка, утвердил жанр бытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло много талантливых авторов – П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребинка, в произведениях которых соединяются элементы классицизма и сентиментализма, романтизма и просветительского реализма, различные течения, стили и жанры.
Информация о работе Украинская культура: развитие и современное состояние