Установление сегуната в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:18, реферат

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать систему сегуната Японии (ХП-Х1Х вв.), который был основой управления страны, того периода.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проследить становление и развитие сегуната как системы государст-венного управления в Японии (конец XII – II половина XVI века).
- охарактеризовать период расцвета и падения сегуната в Японии со второй половины XVI – до второй половины XIX века.

Содержание

Введение 3
1. Установление сегуната в Японии 5
2. Сегунат в период Камакуры 11
3. Сегунат в эпоху Токугава 11
4. Свержение сегуната 15
Заключение 22
Литература……………………………...…………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Мой.docx

— 56.48 Кб (Скачать файл)

Скопив достаточно сил, Ёритомо в 1180 г. решил бросить вызов дому Тайра. Недолгим взлетом в эти годы оказалась судьба двоюродного брата Ёритомо - Минамото-но Ёсинака. В 1183 году он захватил столичный Киото, но вскоре вышел из доверия у Ёритомо и был убит. На помощь к старшему брату поспешил Ёсицунэ. Он и возглавил поход Минамото на Хэйан. Одержав серию блистательных побед, Ёсицунэ в завершение пятилетней военной кампании нанес войскам Тайра сокрушительное поражение в морской битве при Данноура в Симоносэкском проливе. Судя по хроникам того времени, в ней участвовало свыше ста тысяч человек, а семистам кораблям Минамото противостояли пятьсот кораблей Тайра.

Можно было ожидать, что победители воцарятся в столице, вновь запустив маховик придворных интриг и местнических споров. Но Ёритомо поступил иначе. Он заставил императора признать свою верховную власть над восточными районами страны. Там же, в маленькой приморской деревушке Камакура, подальше от столичной суеты, находилась и его штаб-квартира. Выбор места был обусловлен не только близостью его к родовым владениям Минамото, но и уникальными природными условиями: прижатая к морю деревня была со всех сторон окружена горными цепями, защищавшими ставку Ёритомо от нападения врагов. Свою новую резиденцию Ёритомо назвал бакуфу (полевая ставка).

Чтобы укрепить властные позиции бакуфу, Ёритомо пригласил к себе на службу ряд наиболее способных, но не добившихся успеха в столице чиновников. Самым влиятельным среди них стал Оэ-но Хиромото, которого еще при жизни называли мешком мудрости. Усилиями этих советников в Камакуре было создано правительство, по форме - теневое, но по сути - обладавшее всей полнотой власти в стране. Минамото позволил обитателям Хэйанского императорского дворца продолжать игры в государственное правление, но рычаги реальной власти сосредоточил в Камакуре. Это, кстати, соответствовало типично японскому стилю отправления властных функций, когда сохранялись внешние атрибуты императорской власти, а истинные дела вершились всемогущими регентами, наставниками, канцлерами как бы из-за ширмы.

Следуя рекомендациям Оэ-но Хиромото, Ёритомо стал формировать основу централизованного военного правления. От власти устранялись не только бывшие враги, но и недавние друзья и соратники. Ёритомо не нужны были конкуренты. Попал под нож чистки и прославленный полководец Минамото-но Ёсицунэ. Спасаясь от вероломного брата, конфисковавшего его земли, Ёсицунэ с кучкой приближенных сбежал на север, в полупустынный Тохоку, где попытался укрыться у своих недавних противников - феодалов из клана Фудзивара. Однако преданный друзьями, внезапно напавшими на него, Ёсицунэ вынужден был покончить жизнь самоубийством.

В 1192 г., расправившись со всеми своими врагами, Минамото-Но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Войны с айнами, которых постепенно отжимали на север, действительно велись. Но титул сёгуна как верховного военного правителя Японии просуществовал почти семь веков (как в военное, так и в мирное время), вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г.

Однако неограниченной властью сёгуна Ёритомо наслаждался сравнительно недолго. В 1199 г. он умер, оставив бразды правления своему старшему сыну Ёрииэ. Но и у того сёгунская власть в руках не задержалась. В события вмешалась Масако, вдова Ёритомо, урожденная Ходзё (а клан Ходзё состоял в близком родстве с поверженным домом Тайра). Вместе со своим отцом Токимаса Ходзё вдова Ёритомо заточила заболевшего сына в одном из храмов на полуострове Идзу, передав пост сёгуна его младшему брату Санэтомо. А Токимаса стал при 12-летнем сёгуне регентом. А затем пришла очередь и Санэтомо, злодейски убитого в 1219 г. В результате этих манипуляций мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний (!) младенец из клана Фудзивара. А дела сёгуната в Камакуре с тех пор безраздельно вершили регенты Ходзё. Так продолжалось до 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати.

Камакурский сёгунат (Камакура бакуфу) стал первым в истории страны правительством, возглавляемым военным лидером - сё:гуном. По мнению многих историков, двенадцатый век в Японии стал временем окончательного перехода от древности к средневековью. Традиции государственного управления, заложенные в этот период, продолжали доминировать вплоть до середины XIX в.

Начало перехода власти от аристократии к военному сословию - один из наиболее актуальных вопросов, поскольку он напрямую связан с процессом становления японского феодализма. Изучение данного периода в значительной степени помогает более полно воссоздать картину эволюции политических традиций, имевших место в истории страны. Эти традиции имеют яркую индивидуальную окраску, свойственную только истории Японии.

События, произошедшие в конце XII в., положили начало кардинальным изменениям в традиционной Японии. На историческую арену вышло сословие самураев, которое продолжало оставаться доминирующим еще на протяжении почти семи столетий - вплоть до эпохи Мэйдзи (1868-1912) - и стало символом японского средневековья.  
Начав свое восхождение с захвата власти и укрепления экономического могущества, сословие буси постепенно стало определять не только направление политической истории.

Традиции буси стали в значительной степени влиять на культурную жизнь страны. В связи с этим представляется актуальным изучение истоков власти самураев, поскольку это господство началось именно с политического влияния, а уже потом распространилось на другие сферы жизни.

Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия - самураев. Подчеркнутый аскетизм воинской жизни ярко контрастировал с изнеженностью и блеском столичного бытия. Это нашло свое отражение в искусстве, культуре и формировании национального характера. Официальной религиозной доктриной сёгуната стало учение буддийского монаха Догэна, проповедовавшего философию дзэн. Простота и внутренняя сосредоточенность этого религиозного течения, самодисциплина, необходимость постоянного духовного и физического самосовершенствования были созвучны представлениям сурового воинства об основах мироздания.

 

3. Сегунат в эпоху Токугава

Новый военно-бюрократический аппарат назывался бакуфу (правительство). Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями.

Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке.

Сёгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата.

Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев - в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сёгун создал свою столицу в Камакура.

Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора.

Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов (даймё - большое имя) конфискуются государством.

Вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья (даймьо) известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками или же вовсе не имело земли, существуя на выделяемый сеньорами рисовый паек или на доходы от занятий торговлей, интеллигентными профессиями и т.п.

В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой си-но-ко-сё: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

У самураев была одна важная привилегия - они и только они могли занимать административные и военные должности.

Исключительно самурайским занятием была военная служба. В дворянском сословии самураев имелось две группы - высшая и низшая.

Высший слой делился на: фудай-дайме - занимали все административные посты при сегуне, в том числе при его правительстве бакуфу тодзама-дайме - внешние князья, отстраненные от дел управления.     

В Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала. Уплачиваемая крестьянином продуктовая рента достигала 60-80% урожая. Помимо нее существовали денежная рента и отработки.  Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье: брат отвечал за брата, отец за детей и т.д.

В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Верхом и окончательной победой самурайской политики и культуры (но вместе с тем и началом ее заката) стала эпоха Токугава (XVII - первая половина XIX вв.), которая кодифицировала и ревизовала самурайский образ, ставший в следующую эпоху символом Японии в представлении западной культуры.

Однако события периода начала эпохи феодализма долгое время воспринимались сквозь призму более поздних образов. Заключительный период истории господства самураев - эпоха Токугава - заслонила собой начальный период - эпоху Камакура. Вследствие этого события XII - XIII  
. Образ жизни военного сословия к этому времени в значительной степени определял характер японского общества.

К середине XVII в. в Японии закрепилась социальная модель, в рамках которой (за исключением императора и придворной, - аристократии), самураи стояли выше других сословий - крестьян, ремесленников и торговцев, что было закреплено в законодательстве того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Свержение  сегуната

 

 Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием "реставрации Мейдзи" или Мэйдзи-исин, что переводится как  "просвещенное правление".

Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие в Японии, в своих основных чертах были сходны с европейскими.

Историки  замечают, что "Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками".

В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения.

В первой половине XIX в.  значительно увеличилось число и размеры мануфактур. Если за весь XVIII в. было основано 90 мануфактур, то за первые две трети XIX в. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурные предприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактур применялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300 промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторых мануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков.

Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся  ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория  людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.

Первая половина XIX в. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета.

Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги.

Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм. Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей.

В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио -  выступавшего против спекуляции, дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города. Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной  мере с феодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебно относилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты.          

Информация о работе Установление сегуната в Японии