Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:59, контрольная работа
Проблема изучения истории государственных учреждений (административных, военных, полицейских, судебных и пр.) представляет большой интерес. Государство – важнейший орган политической власти. Эта организация характеризуется наличием особой системы специальных органов и учреждений, образующей государственный механизм. Изучать и понять этот государственный механизм на разных этапах исторического развития – одна из важных задач науки.
Основное направление развития правительственной политики в области государственного устройства России на протяжении всего ХVII – первой четверти ХIХ вв. было связано с формированием и укреплением системы координированных государственных учреждений, с помощью которой проводилась в жизнь политика абсолютизма.
1. Введение.
1.1 Историография.
1.2 Источники.
2. Образование Ш отделения и Корпуса Жандармов.
3. Ш Отделение (1826-1855 гг.). Функции, цели и задачи. Организация и структура.
4. Заключение.
5. Литература.
Заочный факультет
по дисциплине
История органов внутренних дел.
на тему:
«Учреждение и полномочия III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (СЕИВ) канцелярии».
Москва 2008 г.
Оглавление
1. Введение.
1.1 Историография.
1.2 Источники.
2. Образование Ш отделения и Корпуса Жандармов.
3. Ш Отделение (1826-1855 гг.). Функции, цели и задачи. Организация и структура.
4. Заключение.
5. Литература.
1. Введение.
Проблема изучения истории государственных учреждений (административных, военных, полицейских, судебных и пр.) представляет большой интерес. Государство – важнейший орган политической власти. Эта организация характеризуется наличием особой системы специальных органов и учреждений, образующей государственный механизм. Изучать и понять этот государственный механизм на разных этапах исторического развития – одна из важных задач науки.
Основное направление развития правительственной политики в области государственного устройства России на протяжении всего ХVII – первой четверти ХIХ вв. было связано с формированием и укреплением системы координированных государственных учреждений, с помощью которой проводилась в жизнь политика абсолютизма.
При стабилизации государственного аппарата, немаловажное значение уделялось карательным органам, основное назначение которых сводилось к борьбе с политическими преступлениями, направленными против государственной власти. Среди этих органов заметный след в истории оставили Преображенский приказ и Тайная Канцелярия при Петре I, Тайная экспедиция, Министерство полиции, Особенная канцелярия Министерства внутренних дел. Этот список органов политической полиции продолжило III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавлявшее на протяжении более полувека (1826-1880 гг.) всю систему организации тайной полиции в России.
СЕИВ канцелярия становится
важнейшим государственным
Роль III отделения в системе николаевской России была значительной. Поэтому без изучения организации, структуры и функций этого учреждения невозможно во всей полноте представить развитие государства во второй-третьей четвертях ХIХ века, в частности, внутреннюю политику правительства, особенности развития государственного аппарата власти.
1.1 Историография.
Материалы о III отделении впервые приведены в работах начала ХХ века – Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1902). – СПб. 1901; Н.К.Шильдер. Император Николай I. Т. 1-2, СПб, 1903. Они были схематичны и носили справочно-информационный характер. В это же время появилась монография М.К.Лемке «Николаевские жандармы и литература 1826-1855. По подлинным делам III отделения СЕИВ канцелярии» (СПб, 1909), посвященная изучению одного из направления деятельности III отделения. Сведения об органе политической полиции содержались также в общих работах А.А.Корнилова, А.А.Кщеветтера, М.Полиевктова, А.Д.Градовского и др., затрагивающих основные вопросы внутренней политики Николая I и развития государственного аппарата власти во второй четверти ХIХ века.
В советский период выходят
работы В.И.Ленина: «Государство и революция»,
«О государстве» и др., где автор
характеризует особенности
В 1961 г. выходит работа С.Монаса «Третье отделение. Полиция и общество в России при Николае I»1, а в 1968 г. П.С.Сквайера «Третье отделение. Политическая полиция в России при Николае I»2. Работа Монаса – научно-популярный очерк о деятельности Ш отделенеия в области цензуры. Сквайер уделяет внимание административной истории полиции, выяснению организации и структуры Ш отделения и Корпуса Жандармов. Нельзя не отметить диссертацию Деревиной Т.Г., где автор подробно изучает Ш отделение СЕИВК, а также монографию Ф.Лурье.
1.2 Источники.
Источники можно разделить на 3 большие группы:
Первая группа представлена самыми разнообразными материалами. Это, прежде всего, материалы законодательного характера, помещенные в Полном Собрании законов, Своде военных постановлений, а также различные проекты и записки об организации, функциях и структуре органа политической полиции, об образовании жандармских округов и т.д. Ежегодные и юбилейные «Обзоры» о деятельности III отделения и Корпуса Жандармов за 25 и 50 лет, «всеподданнейшие» доклады и докладные записки А.Х.Бенкендорфа и А.Ф.Орлова – все это также относится к группе официально-документальных источников. Ежегодные отчеты – своеобразная летопись «жизни и деятельности» полиции, дают богатый фактический материал для определения роли III отделения в государственной системе, в направлении «внутренней и внешней политики правительства». «Всеподданнейшие» доклады позволяют выяснить круг вопросов, которые рассматривались Николаем I, определить его отношение к делам тайной полиции, степень личного участия император в них. Из докладных записок императору наибольшую ценность представляют записки Бенкендорфа за первые годы существования III отделения. В состав официальных материалов входит также внутриведомственная переписка, которая чрезвычайно разнообразна по своему содержанию.
Мемуарная литература представлена:
1) воспоминаниями и очерками ведущих деятелей III отделения и Корпуса Жандармов (записки А.Х.Бенкендорфа, заметки и дневник Л.В.Дубельта) и воспоминаниями жандармских офицеров (А.И.Ломачевского, Э.И.Стогова и др.)
2) воспоминаниями и
дневниками современник и
Среди них были «Былое и думы» А.И.Герцена, записки Ф.Ф.Вигеля, дневник М.А.Корфа, воспоминания О.де Брэя и многие другие.
Из эпистолярного наследия необходимо выделить, прежде всего, письма М.Я.фон Фока А.Х.Бенкердорфу. Эти письма служат незаменимым источником по истории первых месяцев существования III отделения, характеризуют начало его деятельности, противоречия с МВД. Представляют интерес также письма великого князя Константина Павловича А.Х.Бенкендорфу и переписка Л.В.Дубельта с женой.
2. Образование Ш отделения и Корпуса Жандармов.
Первый жандармский полк в России появился в 1792 году. Его сформировал в составе своих гатчинских подразделений наследник престола великий князь Павел Петрович. Став императором, Павел I включил своих гатчинских жандармов в лейб-гвардии Конный полк. В первые годы царствования Александра I образовалась система министерств, вводился Государственный Совет. В ходе реорганизации системы высших и центральных государственных учреждений определенные изменения произошли и в органах политического сыска. Это касалось, прежде всего, образованного Министерств внутренних дел, которое наряду с самыми разнообразными задачами внутреннего управления Россией занималось и вопросами политического сыска. В последствие было создано специальное Министерство полиции (1810-1819 гг.), Особенной канцелярии которого поручались все дела «внутренней безопасности».
Политический сыск, хотя и оформлялся в рамках министерств (Министерства Внутренних Дел, Министерства полиции, затем опять МВД), но далеко не ограничивался ими. Об этом свидетельствуют и секретные комитеты 1805 и 1807 годов, которые занимались вопросами «La haute police» в общегосударственном масштабе. В 1815 году император переименовал Борисоглебский драгунский полк в жандармский, а затем рассредоточил его небольшими группами по разным армейским частям, где они выполняли обязанности военной полиции, в том числе и осведомительские. Меры, предпринятые Александром I по формированию сети военной полиции, объясняются тем, что императору начали поступать тревожные сообщения о проявлениях вольнодумства среди офицеров и нижних чинов после их возвращения из стран Западной Европы. Но в раскрытии кружков будущих декабристов жандармы никакого участия принять не сумели.
Кроме жандармских подразделений полицейские функции выполнял Корпус внутренней стражи, образованный в 1810 году. В его составе 1 февраля 1817 года была организована конная городская полиция – жандармы внутренней стражи – для поддержания порядка в столичных. Губернских и припортовых городах. После волнений в Семеновском полку на жандармов, как на военную полицию Александр I указом от 4 января 1821 года возложил надзор за настроениями в войсках.
Такая система организации полиции с ее разобщенными, разрозненными звеньями, не имевшими единого руководящего центра и своего постоянного исполнительного органа (жандармы существовали независимо от системы политической полиции), была характерна для первой четверти ХIХ века.
Перед Николаем I стояла задача: покончить с организационной неразберихой и многообразием органов политического сыска, усовершенствовать всю политическую организацию. Обстановка в стране после подавления восстания декабристов способствовала тому, чтобы процесс реорганизации полиции протекал в ускоренном темпе. К составлению проектов в высших правительственных кругах приступили уже в декабре 1825 года, и в начале следующего года Николаю был представлен проект генерал-адъютанта А.Х.Бенкердорфа, будущего шефа жандармов и начальника III отделения.
Проект Бенкендорфа наметил общие начала, которые должны были лечь в основу нового органа «высшей» полиции: строгая централизация и четкая организация всех его звеньев в центре и на местах, рассосредоточение жандармов по всем городам и армии и т.д. Этот проект был дополнен мартовской запиской 1826 года М.Я.фон Фока, которая касалась конкретных вопросов будущего устройства органа политической полиции.
Проекты Бенкендорфа и Фока были лишь частью той обширной подготовительной работы по созданию III отделения, которая велась в правительственном аппарате. И хотя неизвестна ни точная датировка, ни имена других проектов, существующих параллельно с этими, их общее направление и идеи тесно переплетались с основными положениями вышеупомянутых проектов. Все проекты, записки и предложения всесторонне рассматривались лично Николаем I и его ближайшими сановниками.
Собственная его императорского величества канцелярия возникла в конце ХVIII столетия, но лишь в царствование Николая I приобрела роль высшего государственного учреждения. Канцелярия состояла из шести отделений: I отделение, собственно канцелярия, занималось рассмотрением отчетности министерств, составлением указов, местной администрацией, подбором служащих центрального бюрократического аппарата; II отделение производило кодификацию законодательства; IV ведало благотворительными учреждениями; V отделение разрабатывало реформы о государственных крестьянах; VI отделение занималось реформой управления Кавказом. Каждое отделение состояло из канцелярии и нескольких экспедиций.
Итак, император решил не возрождать непопулярное Министерство полиции. Для повышения авторитета политической полиции Николай I именным высочайшим указом от 3 июля 1826 года ввел ее в состав III отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Начальником (главноуправляющим) нового учреждения монарх назначил шефа жандармов Бенкендорфа. Определяя задачи преобразования III отделения, император писал:
«Предметами занятий сего третьего отделения собственной моей канцелярии назначаю:
1. Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции.
2. Сведения о числе существующих в государстве различных сек и расколов.
3. Известия об открытиях по
фальшивым ассигнациям,
4. Сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения.
5. Высылка и размещение людей поднадзорных и вредных.
6. Заведывание наблюдательное и
хозяйственное всех мест
7. Все постановления и
8. Ведомости о всех без
9. Статистические сведения, до полиции относящиеся».
Особенную канцелярию монарх изъял из Министерства внутренних дел и перевел в III отделение, а ее главе М.Я.фон Фоку дал должность директора канцелярии III отделения, которую он усердно исполнял до 1831 года.Основные положения указа 3 июля 1826 года продолжила и развивала записка от 14 июля о подразделении III отделения на 4 экспедиции (пятая с 1828года). Первая (секретная) экспедиция наблюдала за «общественным мнением», осуществляла политический сыск, следствие и контроль исполнения наказания. Вторая экспедиция занималась расколом, сектантством, должностными и уголовными преступлениями, кроме политических, а также прошениями и жалобами. В ее ведении находились Секретный дом Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь и другие места заточения политических преступников. Третья экспедиция следила за проживавшими в России иностранцами. Четвертая экспедиция занималась крестьянскими делами, в том числе подавлением крестьянских волнений, а также сбором сведений о происшествиях, случившихся на территории Российской империи. Пятая экспедиция, созданная в 1828 году, ведала наблюдением за периодическими изданиями и цензурой.