Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Новгородский государственный
университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического
образования
_____________________________________________________________
Кафедра теории и методики физического
воспитания
Физическая культура и спорт
в России до 1917 года.
Реферат по дисциплине «История
физической культуры»
Специальность 050100.62 – Педагогическое
образование
(профиль «Физическая
культура»)
Руководитель
___________ А. Г. Кулебина
«___»___________ 2014 г.
Студент группы 3211зо
___________ И.Н. Беляев
«___»____________2014 г.
Содержание
Введение
Не одно столетие создавался фундамент
истории русского спорта и физической
культуры. Если рассматривать истоки его
традиций, то, пожалуй, трудно найти точку
отсчета: эти истоки - в основе нации, в
основе характера нашего народа.
В древних летописях не раз встречается
упоминание, что люди еще в былые времена
были выносливые, сильные. А если есть
сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают
историки, редкий праздник обходился без
игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках,
ходили по натянутым канатам, дюжие силачи
поднимали лошадей, валили наземь быка,
впрягались в груженые возы, гнули подковы.
Бывало, боролись с медведем, состязались
в умении бросать тяжелые валуны…
Воспитание физических качеств основывается
на постоянном стремлении сделать сверх
возможное для себя, удивить окружающих
своими возможностями. Но для этого со
времени рождения нужно постоянно и регулярно
заниматься физкультурой.
Физическая культура - часть общей культуры
общества, направленная на укрепление
здоровья, развитие физических способностей
человека, спортивных достижений. Составной
частью физической культуры является
спорт - средство и метод физического воспитания,
система организации соревнований по
различным физическим упражнениям.
1 Физические
упражнения и игры у восточных славян
Тяжелые условия существования, постоянное
преодоление опасностей, связанных с внезапными
нападениями кочевых племен скифов, сарматов,
печенегов, половцев и других, требовало
от славян хорошей военной выучки, развития
физических и морально-волевых качеств:
владения оружием, обладания силой, ловкостью,
выносливостью, необходимыми в рукопашной
схватке, стойкостью, мужеством, а также
навыками в быстром беге, различного рода
прыжках, метаниях, переноске тяжестей,
лазании по деревьям, плавании, умении
преодолевать водные преграды.
По сведениям очевидцев, византийских
писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.),
анты отличались свободолюбием, гостеприимством,
были высокорослыми, сильными и храбрыми
воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты
не склонны ни к рабству, ни к повиновению,
храбры, особенно в своей земле, выносливы,
легко переносят холод и жару, недостаток
в одежде и в пище… Они особенно умеют
переправляться через реки, потому что
они больше и лучше, чем остальные люди,
умеют держаться на воде…».
Военное дело и физическая подготовка
во времена до изобретения пороха, как
известно, были связаны теснейшим образом,
представляя собой, по сути, единое целое.
На вооружении славян были лук и стрелы,
дротики, а также тяжелые, прочные щиты.
Исследователи отмечают хорошее владение
ими оружием. Так, А. Ф. Медведев пишет о
том, что древнерусские стрелки-лучники
имели хорошую выучку, занимаясь обучением
стрельбе с детских лет одновременно с
обучением верховой езде.
Игры, физические упражнения предков
носили, как правило, состязательный характер. Взять, к примеру, тризны, проводившиеся при погребении
воинов. Н. М. Карамзин сообщает: «Славяне
Российские – кривичи, северяне, вятичи,
радимичи – творили над умершими тризну:
показывали силу свою в разных играх воинских,
сожигали труп на большом костре и, заключив
пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности
дорог». Этот обряд, как отмечает
историк, показывает воинственный дух
народа, который праздновал смерть, чтобы
не страшиться ее в битвах.
Слово «тризна» в древнеславянском языке
означало состязание, применялся термин
«тризницы и борцы». Позднее тризны стали
проводить и без реальных похорон, именно
как состязания, где погребальный костер
с покойником заменялся сжиганием чучела.
Сжигание чучел проходило в любые времена
года, но среди этих празднеств особое
место занимал праздник Ивана Купалы,
проводившийся в самый длинный летний
день. Зажигание костра или чучела, круговые
танцы вокруг пламени сопровождались
самыми разнообразными формами борьбы,
конных ристаний и другими состязательными
упражнениями.
Крупные состязания древних славян именовались
игрищами и как и древнегреческие Олимпийские
игры носили религиозный характер, проводились
в честь языческих богов – Перуна, Сварога,
Волоса. Кто знает, возможно, по своим масштабам
и социальной значимости эти состязания,
зрелища, собиравшие толпы народа, не уступали
античным Олимпийским играм?! Но с уверенностью
можно сказать, что социальная значимость
их была весьма весомой. На играх между
селами похищали невест из чужих сел, т.
е, родов, которые не уступали их добровольно
при недостатке невест, вследствие господствовавшего
тогда многоженства. Таким образом, игрища служили
сплочению славянских родов. Очевидно,
они выполняли и другие социальные функции:
способствуя развитию физических и морально-волевых
качеств, они играли важную роль в подготовке
молодого поколения к трудовой и военной
деятельности.
Разрозненные источники дают возможность
составить представление о видах физических
упражнений, демонстрировавшихся на этих
состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки
через костер, метание различных предметов,
вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду,
стрельба из лука, конные ристания, кулачный
бой, палочные бои, лазание по оголенному
стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические
упражнения скоморохов. Имелось и место
проведения состязаний – «чистое поле».
Игрища заложили основы народных традиций
физического воспитания.
Сведения об играх-зрелищах у славян
позволяют глубже осмыслить особенности
физической культуры русского народа
в последующие эпохи, а также понять истоки,
корни, откуда берет начало любовь современного
человека к спортивным зрелищам, самым
популярным в мире.
2 Физическое воспитание в Киевской Руси
Выдающимся памятником архитектуры Киевской
Руси, сохранившимся до наших дней, является
всемирно известный Софийский собор –
так называемая София Киевская, основанный
князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Грандиозные
размеры, строгие пропорции, акустика,
роскошная мозаика и фрески покоряют своим
совершенством. О чем говорят эти фрески?
Прежде всего, о широком распространении
на Руси различных видов физических упражнений.
Иначе подобные фрески не могли бы появиться
в главном храме страны.
Во-вторых, благодаря им мы можем судить
о том, что церковь не была противницей
народных игр и физических упражнений.
Правда, некоторые представители церкви
выступали против народных форм физического
воспитания как пережитка язычества. Но
критика была направлена главным образом
против грубых, опасных не только для здоровья,
но и для жизни людей занятий.
Церковь, следуя православному вероучению,
стремилась облагородить, гуманизировать
народную физическую культуру. Кроме того,
многие монастыри стояли на страже российских
городов, а их воспитанники нередко выступали
в поединках с вражескими воинами, стремясь
принести таким образом победу русскому
воинству.
Для этого надо было обладать достаточно
высокой физической подготовкой. В более
позднее время церковь принимала меры
по улучшению постановки физического
воспитания в духовных семинариях и других
духовно-учебных заведениях.
В Киевской Руси постепенно расширялись
и углублялись экономические и культурные
связи между городами, усиливался обмен
духовными ценностями, в том числе опытом
физического воспитания и средствами
физической культуры. Из города в город
ходили странствующие актеры-скоморохи,
плясуны, батлеечники (кукольники), акробаты,
жонглеры, гусляры и другие музыканты.
В. Мавродин справедливо считает, что народные
игры и обряды, сопровождавшиеся пением,
игрой и пляской, явились началом театральных
представлений на Руси.
Повсеместно была распространена борьба,
привлекавшая детей и взрослых из всех
слоев населения. Об этом свидетельствуют
многие русские летописи и былины. Так,
в «Повести временных лет» рассказывается
о том, какие сильные и ловкие борцы имелись
на Руси во времена частых нападений на
Киевскую землю печенегов. Великий князь
Владимир встретился с последними на берегах
Трубежа. Вот что повествует об этом летописец:
«Войско печенегов стояло за рекою: князь
их вызвал Владимира на берег и предложил
ему решить дело поединком между двумя
с обеих сторон избранными богатырями.
"Ежели русский убьет печенега, – сказал
он, – то обязывается три года не воевать
с вами, а ежели наш победит, то мы вольны
три года опустошать твою землю". Владимир
согласился и велел бирючам, или герольдам,
в стане своем кликнуть охотников для
поединка. Не сыскалось ни одного, и князь
российский был в горести. Тогда приходит
к нему старец и говорит: "Я вышел в поле
с четырьмя сынами, а меньшой остался дома.
С самого детства никто не мог одолеть
его. Однажды, в сердцах на меня, он разорвал
надвое толстую воловью кожу. Государь!
Вели ему бороться с печенегом". Владимир
немедленно послал за юношей, который
для опыта в силе своей требовал быка дикого;
и когда зверь, раздраженный прикосновением
горячего железа, бежал мимо юноши, сей
богатырь одной рукою вырвал у него из
боку кусок мяса. На другой день явился
печенег, великан страшный, и, видя своего
малорослого противника, засмеялся. Выбрали
место, единоборцы схватились. Россиянин
крепкими мышцами своими давнул печенега
и, мертвого, ударил об землю. Тогда дружина
княжеская, воскликнув победу, бросилась
на устрашенное войско печенегов, которое
едва могло спастися бегством».
Высоким физическим развитием, недюжинной
силой и смелостью отличались многие русские
князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава
Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани,
плотный телом, отважный в битве, прославился
своей богатырской удалью. В то время (первая
четверть XI века) на Тмутаракань часто
нападали соседи – касоги. Их предводитель,
князь по имени Редедя, предложил Мстиславу
единоборство с тем, чтобы тот из них, кто
в борьбе станет победителем, получил
имущество, жену, детей и землю побежденного.
Редедя был исполинского роста и обладал
необыкновенной силой. Мстислав по началу
поединка уступал противнику, изнемогая,
однако собравшись с силами, в конце концов
одержал победу, повалив Редедю на землю.
Среди зимних забав, особенно в северных
городах Руси, были популярны катание
на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа
«взятие снежной крепости». Летом играли
в кости (бабки), в подвижные игры с чурками,
шарами и другими предметами.
С детских лет мальчики учились стрельбе
из лука, верховой езде, плаванию, гребле.
Юноши состязались в метании в цель дротиков.
Устраивали скачки на лошадях. Важным
средством закалки служили бани, имевшиеся
на каждом подворье.
Киевское государство возглавлял великий
князь. Отдельные регионы страны (удельная
земля и княжества) отдавались им под управление
сыновьям – княжичам и доверенным лицам
– мужьям-посадникам. К числу приближенных
князя относились воины его «большой боярской»
дружины и командиры мелких отрядов –
«старшие вои». Занимавшиеся военным делом
должны были хорошо владеть всеми видами
оружия и обладать прикладными навыками.
К ним относились верховая езда, гребля,
плавание и др. Поэтому в дружинах «старшими
воями» проводилось обучение молодых
воинов – «гридней», а при дворах великого
князя, удельных князей и посадников время
от времени устраивались конные «ристания»
– состязания в скачке, вольтижировке,
рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени,
метании в цель копий, фехтованию, борьбе.
Возникает новая тактика боя: шли в бой
уже не беспорядочными толпами, как древние
славяне, а строем, в сомкнутых рядах, вокруг
своих знамен, при звуках воинских труб.
Конница и сторожевые отряды обеспечивали
безопасность войска. Эта тактика требовала
специального обучения воинов. «Готовясь
к битвам, – сообщает Н. М. Карамзин, – они
выходили на открытое поле заниматься
воинскими играми: учились быстрому, дружному
нападению и согласным движениям, дающим
победу; носили для защиты своей тяжелые
латы, обручи, высокие шлемы. Мечи с обеих
сторон острые, копья и стрелы были их
оружием».
Древнеславянские города возникали и
расцветали на берегах рек, которые издавна
служили путями-дорогами для русских людей.
Обилие рек и озер, в том числе и пригодных
для судоходства, способствовало созданию
такой крупной, особенно по тем временам,
водной артерии, как известный «путь из
варяг в греки». Русские воины были хорошими
гребцами, умело управлялись с парусом.
Река, а затем и море были освоены славянами
в весьма отдаленные от нас времена. Анты
не могли не воспользоваться морскими
плаваниями как средством передвижения
и нападения. Поэтому Черное море становилось
постепенно Русским морем. Кроме Черного,
русские совершали походы по Каспийскому
и Балтийскому морям. Новгородцы плавали
не только в Скандинавию, но и в страны
Западной Европы. Мореплавание совершалось,
как правило, вдоль берегов, чтобы сохранить
ориентиры продвижения. Много мужества
и физических сил требовали такие переходы.
Представление о физической подготовке
киевских князей дает князь Владимир Мономах,
создавший одно из первых литературно-педагогических
произведений на Руси «Поучение князя
Владимира Мономаха своим детям». Умный
государственный деятель Владимир Мономах
дает своим детям советы как жить, призывает
их любить Родину, защищать ее от врагов,
быть деятельными, трудолюбивыми, развивать
в себе храбрость, силу и выносливость.
Сам он участвовал только в 83 крупных походах
(помимо мелких), совершал длительные переходы
верхом, на охоте отражал нападения диких
зверей, был закаленным воином. Это произведение
позволяет предположить наличие в Древней
Руси определенной системы военно-физической
подготовки знати.