Финансовые реформы XIX в. Реформы Витте и Канкрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

Самый сложный выбор, который делают люди стоящие у власти, это выбор пути развития государства. Политическая верхушка должна понимать, первоочерёдные проблемы общества, будь то голод, безработица, коррупция, бюрократия, социальная несправедливость, сильная поляризация общества. Люди, правящие государством, тем более таким большим как Россия, обязательно должны знать, понимать и уметь анализировать исторические факты. История позволяет систематизировать и обобщать их, рассматривать в совокупности с теми или иными событиями, и уже на основе них делать определённые выводы, которые должны способствовать проведению реформ, направленных на модернизацию страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обстановка в России в XIX веке. 5
Глава 2. Денежная реформа 1839-1843 гг. 7
Глава 2.1. Состояние финансовых дел России на начало века. 7
Глава 2.2. Финансовая политика Канкрина и её итоги. 12
Глава 3. Денежная реформа Витте. 16
Глава 3.1. Предпосылки к реформе 16
Глава 3.2. Ход реформы и её итоги. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет очного обучения

Кафедра истории

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «история государства и права»

«Финансовые реформы XIX в. Реформы Витте  и Канкрина»

 

 

 

 

Направление подготовки: Экономика

Выполнил(а):студент эб-311

Малахин Николай Константинович

Научный руководитель: доцент,

кандидат исторических наук

Акимова Екатерина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижний Новгород

2012г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самый сложный выбор, который делают люди стоящие у власти, это выбор пути развития государства. Политическая верхушка должна понимать, первоочерёдные проблемы общества, будь то голод, безработица, коррупция, бюрократия, социальная несправедливость, сильная поляризация общества.  Люди, правящие государством, тем более таким большим как Россия, обязательно должны знать, понимать и уметь анализировать исторические факты. История позволяет систематизировать и обобщать их, рассматривать в совокупности с теми или иными событиями, и уже на основе них делать определённые выводы, которые должны способствовать проведению реформ, направленных на модернизацию страны. Ведь история – это наука о прошлом, которая помогает не делать ошибок в настоящем и строить планы на будущее.  

На пороге XIX века Росси находится в состоянии системного кризиса, идут активные поиски национальной модели рыночного хозяйства, которая обеспечила бы возрождение и процветание страны. Происходят и процессы обновления теоретического фундамента реформ. Недавнее увлечение монетаризмом уступает место другим подходам, а в частности эволюционной теории, институциональной концепции становления рыночной экономики.

В этих условиях закономерно повышается интерес к реформам и реформаторам прошлого, актуализуется потребность в осмыслении отечественного опыта социально-экономических преобразований, определение роли государства в экономике, выборе форм и методов регулирования.

Сейчас перед нами как и двести лет назад стоят проблемы несовершенства в социальной, культурной, экономической и финансовой сферах . Реформы 19 века интересны ещё и потому, что они позволили увеличить темп роста экономики, привести в порядок налоговую систему, увеличить масштабы производства . Это не могло произойти без правильно проведённой внутренней политики государства.1

Из вышесказанного могу сделать вывод, что проблема, затрагиваемая в реферате актуальна. Его целью является рассмотреть:

  • предпосылки для реформ
  • показать цели реформаторов
  • рассмотреть ход проведения реформ
  • определить роль реформ в жизни страны
  • проанализировать итоги реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Обстановка в России в XIX веке.

Под царской державой живут 136 млн. людей, но в силу исторических судеб, не смотря на неисчерпаемые богатства нашего отечества, ещё далеко не достигших того уровня экономического благосостояния, до которого дошли народы Запада.2

В отечественной истории рубеж XIX-XX вв. занимает особое место. Предшествующие века развития и укрепления самодержавия государства сменяются временем когда самый ход исторического процесса подвергал его существование суровым испытаниям и делал неизбежным его крушение. В исходе первой четверти XIX века страна ощутила первые признаки того, что самодержавие в прежнем своём виде уже не соответствует требованиям времени и без изменений вряд ли сможет долго существовать. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных сообществ, а вслед за тем восстание 14 декабря 1825 г. были серьёзными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России. В это же время внутри самой верховной власти стали раздаваться голоса, настаивавшие на необходимости коренных преобразований.3

Россия нуждалась в модернизации. Главной проблемой государства на тот момент всё ещё оставалось крепостное право. Весь ход развития России толкал её к уничтожению крепостничества, которое с течением времени всё больше тормозило хозяйственное, политическое и культурное развитие страны. Ещё задолго до крестьянской реформы начался процесс вытеснения натурального хозяйства товарно-денежным. В стране увеличился объём внутренней и внешней торговли, росли города, расширялась, хотя в целом и недостаточно, промышленность, росло применение в ней пошлин, и всё больше увеличивалось число занятых в промышленности вольнонаёмных рабочих. Крепостное помещичье хозяйство вошло в полосу кризиса. Всё труднее становилось ему приспосабливаться к изменившимся условиям экономической жизни. 4

Проблема заключается в том, что для отмены крепостного права недостаточно только желания правительства. Разумеется, главной причиной, не позволяющей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX века оказалось сопротивление подавляющей части дворянства5. Но это конечно не всё. Прежде чем проводить отмену крепостного права было необходимо провести множество реформ, направленных на модернизацию экономики, армии, финансового устройства государства, промышленности, реорганизацию бюджета, проведение новой кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Денежная реформа 1839-1843 гг.

Глава 2.1. Состояние финансовых дел России на начало века.

Одним из важнейших этапов формирования единой денежной системы России являлась денежная реформа 1839-1843 гг., в результате которой была создана денежная система, основанная на серебре.

Чтобы приступить к рассмотрению хода самой реформы, необходимо определить, чем же была вызвана необходимость в этой самой реформе и в чём она заключалась.

В стране сохранялся дефицит необходимых государству финансовых ресурсов. Уже в 1768 г. проект введения в оборот банковских билетов был изложен в записке без подписи, представленной Екатерине II. Записка была составлена, по всей видимости, К. Е. Сиверсом, гофмаршалом и действительным камергером. Предполагалось, что с помощью банковских билетов можно увеличить объём денежных средств для торгового оборота. Для эмиссии бумажных денег планировалось создать специальный банк. Этот вновь создаваемый банк предусматривался как вспомогательный. Другими словами, государство первоначально было намерено создать только вспомогательную денежную единицу, а не новую (с целью финансирования за её счет дефицита бюджета).6

Проведение этой реформы было подготовлено развитием товарно-денежных отношений. В 30-40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Значительно возросли темпы внедрения в промышленность машинной техники. Соответственно ускорился переход к наемному труду. Уже в 1825 г. вольнонаемные рабочие составляли 54% от общего их количества в России.

Расширялся внутренний рынок, причем в рыночные отношения начала интенсивно втягиваться деревня. Важную роль в этом играли сельские ярмарки, которые к тому же в значительной степени способствовали развитию кустарной крестьянской промышленности. Наряду с ярмарочной торговлей в наиболее крупных городах и промышленных центрах России быстро росла постоянная (магазинная) торговля. В глубинке и на окраинах страны широкое развитие получила торговля вразнос (мелкорозничная).

Кроме того, с 1817 г. начался интенсивный рост внутреннего государственного долга.

Большое значение имели также внешние займы. В 1843 г. задолженность России по внешним займам увеличилась по сравнению с 1815 г. почти в 16,5 раза.7

Обратились преимущественно к доходу с питейного сбора. Прежние откупа и дворянское право винокурении были уничтожены, а питейные сборы поступали в казённое управление. Цена вину была возвышена весьма справедливо, но в то же время число мест продажи чрезвычайно умножено. Уничтожение права винокурения преимущественно которым пользовалось дворянство,- выкуривая без всякого платежа, акциза, более дозволенного количества и позволяя себе злоупотреблять при продаже- возвышение цены, увеличение мет продажи, -все эти средства должны были весьма возвысить доход правительства, но в результате эта мера плохо подействовала на хозяйства помещиков, увеличилось злоупотребление чиновников, а негативно повлияло на нравственный облик крестьян которые предались пьянству.8

Развитие внутреннего и внешнего товарооборота способствовало росту государственных доходов. “Позаимствования” из государственных кредитных учреждений, внутренние и внешние займы делали возможным покрытие бюджетных дефицитов. Активное сальдо торгового баланса обеспечило повышение курса ассигнаций и создало условия для прилива звонкой монеты из-за границы. В свою очередь приток благородных металлов и рост их внутренней добычи создали базу для чисто металлического денежного обращения в стране.

Реформе предшествовал выпуск в обращение бумажных денежных знаков - ассигнаций, обусловленный хроническим дефицитом государственного бюджета и потребностью замены тяжеловесной медной монеты. Эмиссия ассигнаций была начата в соответствии с манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 года. В нем не определялось, на какую из находившихся в то время в обращении монет (золотую, серебряную или медную) должны были размениваться ассигнации. Реально эту функцию в течение первых 20 лет после начала эмиссии выполняла медная монета.

Сперанский предполагал проведение денежной реформы путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций. Их должны были заменить обеспеченные серебром банкноты, для выпуска которых предполагалось организовать новый эмиссионный банк с достаточным запасом серебра. Основой денежной системы должен был стать серебряный рубль.9

Осуществление плана началось в 1810 году. Рядом манифестов в России вводились новые принципы организации денежной системы. Манифест от 2 февраля 1910 г. объявлял выпущенные в обращение ассигнации долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, и заявлял о намерении погасить указанный долг. Для этого предполагалось выпустить внутренний заем, который обеспечил бы поступление в казну ассигнаций, подлежавших в будущем публичному сожжению.

Проводились мероприятия, которые явились фундаментом для создания денежной системы, основанной на серебре, с обращением банкнот, обеспеченных в основном серебром.

Однако подготовка к войне с Наполеоном, а затем и отставка М.М. Сперанского изменили направление денежной политики. Курс бумажных денежных знаков по отношению к серебру устанавливался на основе рыночных отношений, поэтому он постоянно колебался.

После Отечественной войны 1812 г. Министерство финансов выработало новый “План финансов” 1815 года. Для того чтобы уравнять ценность ассигнационного и серебряного рублей, предполагалось постепенно изъять излишки ассигнаций из обращения. Для этого должны были использоваться внешние и внутренние займы, доходы от государственного имущества и т.д. Изъятие ассигнаций происходило в 1818-1822 годах.

Следовательно, в 1820-х гг. в денежном обращении параллельно функционировали серебряная и золотая монета и обесцененные ассигнации.

До 1837 г. Министерство финансов не видело необходимости в восстановлении металлического обращения. Однако назначение в 1823 г. на пост министра финансов Е.Ф. Канкрина в значительной степени изменило денежную политику.

В казённых палатах и казначействах того времени был большой беспорядок, так что при наличии управления Канкрина открылись на многие миллионы растраты казённых сумм.10

В 1834 г. правительство предприняло попытку покончить с простонародными лажами, издав закон, запрещавший письменные сделки по “счету на монету”. Затем всем губернаторам были даны строгие указания “наблюдать за невозвышением лажа”. На основе своих вычислений Е.Ф. Канкрин сделал вывод, что если вычесть из цены серебра “наддачу” на ассигнации, то цена серебряного рубля повсеместно окажется близкой к биржевому или податному курсу. Хотя сами расчеты были верными, действия, предпринятые на основе этих расчетов, положительного результата дать не могли. Простым административным воздействием невозможно было прекратить “счет на монету”, представлявший собой реакцию рынка на колеблющийся курс ассигнаций. Ликвидировать его можно было только на основе введения новых принципов организации денежной системы.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.2. Финансовая политика Канкрина и её итоги.

Е.Ф. Канкрин считал, что “задача министра финансов должна заключаться не столько в стремлении восстановить металлическое обращение путем изъятия ассигнаций посредством заключения займов, так как трудно предполагать, чтобы результатом этого было восстановление металлического, а в фиксации их курса.

Информация о работе Финансовые реформы XIX в. Реформы Витте и Канкрина