Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:31, доклад
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
1. формационный подход;
2. цивилизационный подход;
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
1.Формационный подход.
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая
Вся история рассматривается как
закономерный процесс смены общественно-
В общественно-экономической
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский способ производства».
Первобытнообщинная формация характеризуется:
Коренным образом отличается от первобытной рабовладельческая общественно-экономическая формация:
Феодальная общественно-
При капиталистической общественно-экономической формации:
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
Формационной подход широко
распространен в мировой
2.Цивилизационный подход.
Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
зарождение;
рост;
надлом;
дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс
Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к истории