Формирование единой территориальной общности — Русской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:21, реферат

Краткое описание

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Содержание

Введение
Становление, расцвет и социальный строй Киевской Руси
Политическая борьба. Межкняжеские распри
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ история.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки Российской Федерации

ШАХТИНСКИЙ ИНСТИТУТ(ФИЛИАЛ) 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НПИ)» ИМЕНИ М.И.ПЛАТОВА


 

ФАКУЛЬТЕТ: ОЗДО

КАФЕДРА: Экономика и право

НАПРАВЛЕНИЕ: Экономика предприятий и организаций

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу          

на тему                    

                           

Студент   курса, шифр                               Фамилия, имя, отчество                         

 

Принял                                             должность, звание, степень                                               Фамилия, имя, отчество

 

Реферат  принят «___»_____________ 201... г.                подпись

Шахты,  2015 год

Содержание

Введение__________________________________________________________3

Становление, расцвет и социальный строй Киевской Руси________________3

Политическая борьба. Межкняжеские распри__________________________14

Заключение_______________________________________________________17

Список использованной литературы__________________________________18

 

 

 

                                                   Введение 
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья в IX—XII вв. стала Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: на определенной территории;  с определенной системой органов управления;  с необходимым действием законов, формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Становление, расцвет и социальный строй Киевской Руси.

Во второй половине IX в. Новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Летопись датирует это событие 882 г., когда приемник Рюрика Олег  обманом захватил Киев, убив Аскольда и Дира.

Таким образом Киев стал центром объединенного государства, потенции государствообразования здесь были сильнее, чем в северном сверхсоюзе, и земли словен стали зависимой территорией от Киева, выплачивая дань.

Олег и его преемники повели борьбу за подчинение Киеву все еще независимых восточнославянских племен. Олегу удалось покорить древлян, северян и радимичей.

В 911 г. Олег с войском совершил поход на Константинополь, в результате заключенного договора с греками русские купцы получили право торговать на рынках Византии, сбывать собранную дань.

После смерти Олега (ум.911) киевским князем стал Игорь (912–945), которого считают сыном Рюрика. Игорь подчинил Киеву уличей и тиверцев. В 944 г. ему удалось подтвердить заключенный Олегом договор с Византией. В 945 г. Игорь был убит древлянами за попытку собрать двойную дань.

После смерти Игоря его жена Ольга (945–964) жестоко расправилась с древлянами, земля древлян была окончательно подчинена Киеву, их столица Искоростен разрушена, местные князья и знать истреблены, на древлян была наложена большая дань. Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани через «уроки» (размер дани) и выделить места для сбора дани — погосты.

Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при сыне Игоря и Ольги Святославе (964–972). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей. Святославу удалось покорить мордовские племена, разгромить Волжскую Болгарию и Хазарский каганат, отразить набеги печенегов. Святослав воевал на Северном Кавказе и Азовских берегах, стремился приблизить Русь к границам Византии, укрепиться на Балканах. Святослав намеревался перенести столицу своего государства из Киева в Дунайскую Болгарию. Однако в 971 г. потерпел поражение от византийского императора. С большим трудом, пожертвовав захваченными ранее дунайскими землями, Святославу удалось договориться о мире с Византией. По дороге в Киев в 1972 г. Святослав попал в засаду печенегов у днепровских порогов и погиб.

Конец X — середина XI вв. для Древнерусского государства — это период расцвета. Он связан с деятельностью сына Святослава Владимира и внука- Ярослава Мудрого.

Владимир Святославич (980–1015) собрал все земли восточных славян. Укрепил границы государства системой сторожевых крепостей. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Княжение Владимира Святославича было периодом политической стабильности Древнерусского государства и складывания, как полагают многие исследователи, структуры единого раннефеодального государства.

Верховная власть в государстве принадлежала великому киевскому князю. Летописи больше не употребляют термин «каган» для подчеркивания верховенства киевского князя. В этом больше не было нужды. Вся восточнославянская территория была под властью одного киевского рода — Рюриковичей и верховным правителем являлся старейший в роде, он и княжил в Киеве. Государство делилось на волости, во главе которых стояли вассалы киевского князя — младшие представители династии Рюриковичей или поверенные люди.

В конце X — середине XII в. утвердилась главной формой эксплуатации зависимого земледельческого населения — государственная дань–налог. К этому времени относится и появление индивидуальной крупной хозяйственной единицы — вотчины (владения, передаваемого по наследству) боярина или князя. Существовало и хозяйство свободных крестьян–общинников, уплачивающих дань великому князю. В XI в. возникает земельная собственность у дружинников и церкви. Социальная структура раннефеодальной Киевской Руси постепенно развивалась в сторону складывания основных классов феодального общества — феодалов и крестьян. Феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.

Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей  при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу, при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.

Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне ее держателями, причем право держания они обязаны были отрабатывать на господской земле, оплачивать натуральным или денежным оброком. Личная зависимость крестьянина от феодала составляла суть внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность сводилась к владению орудиями труда, скотом, жилищем.

Все свободное население Древнерусского государства составляли свободные общинники — люди (отсюда сбор дани назывался «полюдье»). Вторая большая группа населения смерды (версии — не свободные или полусвободные княжеские данники; все крестьяне, уплачивающие государственную подать — дань; то же, что и люди). Количество лично свободных смердов, плативших дань в киевскую казну, постепенно уменьшалось. Попадая в кабалу от феодала, смерд превращался в закупа, т.е., когда брал у феодала в долг «купу» — ссуду в виде части урожая, деньгами, скотом. Закуп мог выкупиться, вернув долг.

Другую группу населения составляли рабы — «челядь», «холопы». Рабство пополнялось за счет пленных и обедневших соплеменников. По мнению многих исследователей рабство в Древнерусском государстве не получило широкого распространения.

Сравнительно небольшую группу зависимого населения составляли рядовичи, выполнявшие административные функции, и изгои — крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы. С развитием феодального строя ремесло отделяется от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становятся города. В XII в. в них насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Только изделий из железа производилось свыше 150 видов. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.

Кроме ремесленников важнейшей частью городского населения являлось купечество, которое вело внутреннюю и внешнюю торговлю.

Политический строй древней Руси IX–X вв. представлял собой ранне–феодальную монархию. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. При нем действовал совет (дума) из других князей и старших дружинников (бояр). Сбор дани и судебные дела осуществлял специальный аппарат управления из младших дружинников. Подвластные киевскому князю земли и города управлялись княжескими наместниками — посадниками, тысяцкими (возглавлявшие народное ополчение во время военных действий).

Князья отдельных земель и другие феодалы являлись вассалами великого князя. Они должны были по его требованию предоставлять себя и свою дружину в его распоряжение. Их смерды платили киевскому князю дань. В то же время в пределах своих вотчин эти вассалы были самостоятельны и независимы от наместников великого князя.

Имея значительные военные силы в лице своей дружины, а также войск своих вассалов, киевский князь держал под своим контролем территорию государства, расширял его границы и отстаивал его от внешних врагов.

Таким образом, господствующее сословие Древнерусского государства было составлено из великокняжеского дома Рюриковичей во главе с великим князем, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Во второй половине X в. в формирующийся феодальный класс вливается верхушка духовенства.

Набиравшее силу, крепнувшее государство восточных славян нуждалось в правовом оформлении. Правовые нормы были выработаны в X в. Нормы раннефеодального права были изложены в «Русской правде», самую древнюю часть которой составляет «Древнейшая правда», или «Правда Ярослава». Кроме этого документа в «Русскую правду» входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — «Правда Ярославичей» (1072), «Устав Владимира Мономаха» (1113) и др. юридические акты.

«Правда Ярослава» признает еще кровную месть, хотя разрешается замена ее денежным штрафом в пользу убитого. Предусмотрены наказания за побои, увечья, порчу имущества, укрывательство беглого холопа. За уголовные преступления «Русская правда» предусматривала штраф в пользу князя, возмещение ущерба потерпевшему. Наиболее суровым наказанием за преступления было изгнание из общины, лишение имущества, свободы. Княжеское гражданское законодательство подкреплялось в свою очередь и церковными правовыми документами.

Около полутора столетия Древнерусское государство существовало как языческое. За это время Русь далеко ушла от первобытности. Военные и торговые экспедиции древней Руси проникали на Запад, на Восток, на Юг, в сторону Византии. Все эти походы не только обогащали русских тканями, оружием, экзотическими товарами, но и приобщали в какой–то степени к мировой культуре.

Язычество тоже качественно совершенствовалось, переходя из разряда деревенской в государственную религию. Формировалось сословие жрецов. Волхвы и волшебники считались верхушкой тогдашнего общества и были участниками княжеской думы киевского князя наравне с князьями и боярами.

В 960–970 гг. созревала идея превращения язычества в государственную религию. С вступлением на престол Киева юного Владимира Святославича реформа была осуществлена повсеместно от Киева до Новгорода. Волхвы–теоретики создали своеобразный пантеон русских богов, близкий к крестьянству. Так, Бог —отец–Стрибог («бог–отец» он же Сварог, бог неба); Бог–сын–Иисус Христос–Дажьбог (сын Сварога, бог света) Богородица — мать Иисуса — Макошь, богиня плодородия. Во главе всего языческого пантеона был поставлен бог грозы и грома — Перун. Это был бог князей, дружинников, бог войны.

Около десяти лет Древнерусское государство жило в условиях обновленной языческой религии. Однако религиозная реформа оказалась неудачной, т.к. верховенство полянского Перуна навязывалось силой союзным племенам. Требовался иной подход, через единобожие укрепить государство.

О выборе веры подробно описывается в «Повести временных лет». Князь Владимир, выслушав представителей разных религий — иудейской, магометанской и христианской, избрал христианство византийской разновидности из политических соображений. Византия была близка не только территориально, но близка по социальной сущности и политическому устройству.

Около 988 г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Акт крещения не был одноразовым. Христианство внедрялось медленно, особенно трудно поддавались переменам окраины государства, народ роптал и сопротивлялся.

Как считают некоторые авторы, процесс номинального насаждения новой веры занял многие столетия и в ряде регионов страны затянулся до начала XX в.

Принятие христианства имело большое значение для Древнерусского государства. Укрепился государственный строй и окрепло территориальное единство страны. Выросло международное значение древней Руси, так как она стала в один ряд с другими европейскими христианскими странами. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.

Информация о работе Формирование единой территориальной общности — Русской земли