Формирование мировоззрения Декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.
Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы.

Содержание

Введение 3
1 Формирование мировоззрения Декабристов 5
2 Декабристские организации 10
3 Восстание 14декабря 1825года 13
4 Значение декабризма 19
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

декабристы4.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

1 Формирование мировоззрения Декабристов                                                     5

2 Декабристские организации                                                                              10

3 Восстание 14декабря 1825года                                                                   13

4 Значение декабризма                                                                                          19

Заключение                                                                                                            25

Список использованных источников                                                                  26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.

Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть сословные привелегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали  среди своих современников.

С историей  декабристкого движения неразрывно связаны имена А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский, Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой

1 Формирование мировоззрения Декабристов

 

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., или в первые годы XIX в.

Все декабристы были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекло через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение.

    Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание. В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора — Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца — императора Павла I — задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.

      Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.

       Одни из них учились в Московском университете, другие — в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи — в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, “духом времени”. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

    Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота. В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: “Законы должны быть для всех граждан одинаковы”. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги — опять к русской действительности.

          Потихоньку; из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в, А. П. Радищева “Путешествие из Петербурга и Москву”. За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму. Человек «родится в мир равен во всем другому», говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей.

       В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. «В Сенате много дураков»,— записывает он однажды.

        Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали — еще в библиотеки дедов и отцов — произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия — Вольтера,   Руссо,   Дидро,   Даламбера, Монтескье...

      Будущие декабристы — Владимир Раевский и Г.С. Батеньков, подружившиеся еще во время учения в кадетском корпусе, проводили целые вечера в «патриотических мечтаниях»; юные друзья впервые осмелились «говорить о царе, яко о человеке, и осуждать поступки с нами цесаревича». Они даже поклялись, «когда возмужаем, привести идеи наши в действо». Как видим, мысль о каком-то действии против несправедливого строя стала бродить в юных умах еще накануне войны 1812 г.

       В той же Москве около 1811 г. образовалось среди будущих декабристов «юношеское собратство», члены которого, увлеченные идеями «Общественного договора» Руссо, решили поехать на Сахалин и «составить новую республику». Для этого уже были «сочинены законы» и даже придумана особая одежда новых социальных реформаторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на груди «две параллельные линии из меди в знак равенства». Среди этих фантазий весть о том, что Наполеон перешел границы России, поразила всех, как громом. Началась «гроза двенадцатого года».

      В ту эпоху дворяне могли по собственному желанию служить или не служить на военной службе. Добровольность военной службы была их привилегией. Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом — именно это и привело их в ряды защитников Родины. “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству”, — писал декабрист Никита Муравьев.

      Подавляющее большинство будущих членов тайной организации оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений.

      Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили немало материала для размышлений.

        Общественное оживление тех лет было чрезвычайным. В Европе в те годы складывалась революционная ситуация. Во время борьбы с Наполеоном короли и императоры обещали реформы, новую жизнь своим народам — участникам борьбы. Но одержав победу, они не захотели платить по векселям. «Не в одной России — во всех государствах Европы народ был разочарован и обманут»— писал один из современников.

      Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного гнета. Росла борьба между европейскими правительствами и народами, т. е. процесс борьбы против феодального строя. В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы.

      Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового все отчетливее делились на два лагеря.

      Декабристы не были горсткой беспочвенных мечтателей, оторванных от общества своего времени. Такое представление было бы крайне неверным. Декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним - около них был широкий круг сочувствующих. Глубоко, и верно определил этот процесс один из главных деятелей движения — Сергей Муравьев-Апостол: «Распространение... революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение, справедливо также и то, что если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только но родилось бы, но и родившись не могло, бы ни укрепиться, ни разрастись».

       Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задумываться над революцией. Общую возбужденную атмосферу времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов — Павел Иванович Пестель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Декабристские организации

 

Уже в 1814 г. герой 1812 г. М.Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Орлов предполагал отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть царя. Царь лишался права вести войну, изменять законы, вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

В том же 1814 г. возникла «Священная артель», в которую входили офицеры Бурцев, Александр и Михаил Муравьевы и лицеисты Пущин, Кюхельбеккер, Вольховский. Артель не имела ни программы, ни устава, но в ней систематически велись беседы о желательности изменения существующего строя.

 В 1816 г. был создан «Союз Спасения». Его возглавили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Иван Якушкин, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. В Союз вступили Павел Пестель, Михаил Лунин, Иван Пущин, Евгений Оболенский. Всего в Союзе состояло около 30 человек. В уставе Союза, разработанном Пестелем и Трубецким, намечалось установление в России конституционной монархии. Обсуждалось и цареубийство, однако большинство членов тайного общества его отвергло. В связи с известием о подготовке царем конституции и отмены крепостного права Союз спасения был преобразован в 1818 г. в более широкую организацию «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 человек.

       Деятельностью Союза благоденствия руководила так называемая «коренная управа». Союз выработал устав – «Зеленую книгу». Целями союза провозглашались совершенствование нравов, распространение гуманных взглядов и просвещения. Члены союза обязаны были бороться против жестокого обращения с крепостными и солдатами. Более откровенно о целях тайного общества говорилось во второй части «Зеленой книги», которая, однако не была принята в качестве формального устава и оставалась известна лишь наиболее проверенным членам общества.

      Окончательный переход царя к  консервативной политике заставил  декабристов отказаться от надежд  на проведение реформ властью. Наиболее решительные члены «Союза благоденствия» начинали склоняться к республиканским взглядам. В пользу республики высказался съезд Коренной управы. Однако единства взглядов про этому вопросу в союзе не было. Далеко не все члены Союза были готовы согласиться и с предложением о вооруженном захвате власти.

         В 1821 г. съезд Коренной управы  в Москве объявил «Союз благоденствия» распущенным. Умеренные члены организации с облегчением отошли от ее деятельности. Но наиболее решительно настроенные участники организации создали новые тайные общества: Северное и Южное. Северное общество находилось в Петербурге, Южное - на Украине, где располагалась 2-я армия, среди офицеров которой было много заговорщиков.

      Наиболее известными деятелями Южного общества были П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, С. Волконский, М. Бестужев-Рюмин.

         В Северном обществе наиболее  активны были М. Лунин, И. Пущин, С. Трубецкой, Е. Оболенский, Н. Муравьев, К. Рылеев.

    В  Южном и Северном обществах  были составлены программные  документы: "Русская правда" П. Пестеля и "Конституция" Н. Муравьева.

      Обе программы предполагали уничтожить  крепостное право и неограниченное  самодержавие. Однако «Русская правда» предлагала превратить Россию в республику, а «Конституция» - в конституционную монархию. Пестель предлагал предоставить избирательные права всем гражданам России, а Муравьев ограничивал их имущественным цензом. Однако за внешним демократизмом «Русской правды» скрывалась приверженность к диктаторским методам правления. Пестель считал, что избирать парламент ("Народное вече") Россия сможет лишь через десять лет, а в течение этого срока власть должна принадлежать временному революционному правительству. Муравьев же предлагал вынести конституцию на рассмотрение Учредительного собрания.

     Оба проекта предусматривали  наделение крестьян землей. Н. Муравьев  предполагал предоставить каждому  крестьянскому двору усадебный  участок и 2 десятины полевой земли. Этого было недостаточно, чтобы крестьяне смогли прокормиться со своей земли. Они вынуждены были бы арендовать землю у помещиков. Пестель предполагал использовать для наделения крестьян земли крупных помещиков (свыше 10 тыс. десятин).

Информация о работе Формирование мировоззрения Декабристов