Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:04, реферат
С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии[1
М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. (14.88 Kb)
Сущность, формы и функции исторического знания и познания.
Методы изучения истории.
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.
С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии[1].
При рассмотрении исторической
науки как социального
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.
На первом уровне (этапе) познания,
историк изучает различные
Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.
Основной задачей
К специально-историческим методам относятся:
- условно-документоведческий
и грамматически-
- методы текстологии. Так,
например, логический анализ текста
позволяет интерпретировать
- историко-политический анализ
позволяет сопоставить
Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.
К методам общеисторического научного исследования относятся:
- Историко-генетический (ретроспективный)
метод позволяет показать
- проблемно-хронологический
метод предполагает
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:
- историко-сравнительный
метод (в сочетании с методом
отождествления, аналогии как логической
основы этого метода) позволяет
выявить как общие, так и
особенные черты в развитии
разных событий, явлений,
- историко-типологический
метод позволяет упорядочить
предметы изучения по
- метод периодизации позволяет
выделить ряд этапов в
- структурно-диахронный метод
направлен на изучение
Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки[2].
К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).
Историческое знание –
проверенный практикой и
Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня[3].
1) реконструктивное знание
- фиксация исторических фактов
в хронологической
2) эмпирическое историческое
знание - знание о регулярностях
и взаимосвязях между
3) теоретическое историческое
знание - знание о типологии и
повторяемости, регулярности
Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.
Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят[4]:
- потребность формирования социального самосознания,
- удовлетворение потребности в социальном воспитании,
- потребности в политической деятельности и самой политики,
- потребности объяснения,
предвидения и предсказания
Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов[5]. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
В российской историографии
сложилась понимание
- описание объекта и
предметов (различных сторон
- выяснение цели изучения,
- постановки проблем и задач,
- раскрытие источников поставленных задач,
- историографическое
- описание инструментария
(методов, процедур
- описание самого знания,
т.е. дефиниций, используемых
Необходимо отметить, что
в современной западной историографии
понятие «методологии»
Понятие исторического источника, их классификация.
Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)[7].
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов[8].
В исторической науке существуют
различные подходы к
1) выделение категорий
исторических источников по
- вещественные
- письменные,
- изобразительные (
- фонические.
Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.
2) видовая классификация,
в основе которой лежит
Так, источники периода феодализма можно разделить на
1) Публично-правовые акты:
А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.
Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.
В) судебно-процессуального вида – с XV в.
И т.п.
2) Частные акты:
А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.
Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.
3) делопроизводственные
4) частные письма.
[1] Тощенко Ж.Т. Историческое
сознание и историческая
[2] Лоонэ, Ээро. Современная философия истории. Таллин, 1980. С.169.
[3] Подробнее см.: Лооне, Ээро. Ук. Соч. С.75-135.
[4] См.: Ракитов А.И.Историческое познание: системно-гносеологический подход. – М., 1982. С.9-13.
[5] Среди обширной литературы
по этому вопросу нужно
[6] См.: Ritter, Harry. Dictionery of Concepts in History. Greenwood Press. N-Y. – London. 1986. P.268-270.
[7] В научной литературе до сих пор нет единства мнений о том, что считать историческим источником.
[8] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С.247.
[9] Единой, общепринятой классификации
источников до сих пор не
существует, а те, которые применяются,
не отвечают принципам