Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:51, реферат
Мусульманское право представляет собой сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. К таким странам можно отнести Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сомали, Танзанию, Кению, Албанию, Косово, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.
Мусульманское право представляет собой сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. К таким странам можно отнести Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сомали, Танзанию, Кению, Албанию, Косово, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.
Особенностью правовых систем мусульманских стран является то, что они функционируют на религиозной основе религии Ислам, имеющей государственный характер.1 Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм. В большинстве мусульманских стран законы должны соответствовать принципам Ислама. Конституции многих мусульманских стран гласят, что мусульманское право или его принципы являются основным источником законодательства. Об этом говорилось, например, в Основном законе Хиджаза 1926 г. и Конституции Афганистана 1931 г. Затем указанное положение было воспринято сирийской Конституцией 1950 г. и основным законом Кувейта 1962 г. В таких странах внимание сконцентрировано на идеальной системе - мусульманском праве, связанном с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы властей как управленческие меры временного или местного значения, которые далеко не в полной мере достойны называться правом.
Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы. 2
В данной работе рассматривается мусульманское право и его характерные черты. Эта тема не теряет своей актуальности, поскольку роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии мусульманских стран наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ характерных черт мусульманского права, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, основных этапов его развития, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство.
Основная часть
История Ислама
Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.
Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама.
В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.
В 30-х годах VII
века халифат нанёс своим главным
противникам — Византии и персидскому
государству Сасанидов —
В результате дальнейших арабских завоеваний Ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили свое продвижение вглубь Европы.
В VIII—IX веке в исламе возникло течение суфизм - путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).
В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и завоевали ее, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.
К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.
Тяжелые испытания выпали на долю Ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли Ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.
В XV веке реконкиста, т.е. длительного процесса отвоевания пиренейскими христианами — в основном испанцами, каталонцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами, привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.
К концу XIX века мусульмане поделились на консерваторов и модернистов. Консерваторы призывали возвратить Ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти, а модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.
К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.
По словам Самюэля Хантингтона3, в настоящее время ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд до 1,57 млрд. Быстрыми темпами растёт мусульманское население традиционно христианских регионов — Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 млн до 20 млн мусульман, то есть от 4 до 6 % населения. Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.
Увеличение
численности мусульман в
Источники мусульманского права
Основным источником Исламского права является Коран.
Коран
— священная книга мусульман
(исповедующих ислам). Слово «Коран»
происходит от арабского «чтение
вслух», «назидание». Коран представляет
собой сборник изречений пророк
Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).
Коран, согласно исламской догматике, — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом, предвечное и несотворённое Слово Божье, свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство. Мусульмане считают Коран чудом, одним из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие).
В исламских странах Коран служит основой законодательства, — как религиозного, так гражданского и уголовного.
В Исламе Cвященный Коран — это конституция, которую Аллах ниспослал Своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию так, как этого пожелал Господь миров. Является вечным чудом, которое нисколько не потеряет своей важности и актуальности вплоть до наступления Дня воскресения.
Уверовавший в него избавляется от рабства перед творениями и начинает новую жизнь, поскольку его душа словно рождается заново для того, чтобы он смог служить Всевышнему и заслужить Его милость.
Мусульмане принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, избегают его запретов и не преступают его ограничений. Следование кораническим путем — это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него — причина несчастья.
Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия.
Пророк Мухаммед разъяснил, что лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает других людей этому знанию.
Сунна является вторым источником мусульманского права
после Корана. Сунна в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком ( хадисы). 4.
Третьим источником мусульманского права является Иджма - согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Отношение к иджме у представителей различных мазхабов отлично. Ханафиты признавали иджму только тех мазхабов, хадисы которых они считали достоверными. Маликиты признавали только иджму мединских муджтахидов отдельных категорий. Шафииты признавали иджму только как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все иджму мединских муджтахидов всех категорий. И только в ханафитском мазхабе иджма получила перспективу развития в правотворческий институт, в остальных же мазхабах иджма — стабильный канонизированный источник правового материала.
По способу выражения и доведения иджма до общего ведения выделяются следующие категории: аль-иджма аль-каули —решение, принятое при гласном обсуждении(высказанное вслух), аль-иджма аль-аамали —решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах ( практическое ), аль-иджма ас-сукути —решение кого-то одного, известное всем и такое, против которого не было сделано каких-либо возражений (молчаливое, невысказанное).
Четвертым источником является кийас. Кийас— это суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кийас позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне. Такой метод вынесения решений принят в среде авторитетов мусульманского права, поскольку находят место ситуации, по разрешению которых нет указаний в таких источниках права, как Коран и Сунна, и по которым не достигнута иджма.
Пятым источником мусульманского права являются акты правотвочества – фетва. Фетва—решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом и основываемое на принципах Ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.
Фетвы
выносятся выдающимися
Фетва содержит в себе введение (постановка проблемы), описание проблемы, мотивировочную часть (изложение доводов муджтахида) и в конце повеление (установленное правило поведения).
Фетвы сильно обусловлены мазхабами (правовыми школами) муджтахидов, но все же многие из фетв носят общемусульманский характер. Фетва является в какой-то степени аналогом прецедента в англосаксонской правовой системе, так как выносится конкретным человеком по конкретной правовой проблеме, однако этим человеком является не судья, а учёный. Фетва – это, по сути, документ, в котором некое положение объясняется в опоре в первую очередь на Коран, во вторую очередь — на Сунну Пророка и в третью очередь в опоре на заключения тех исламских ученых, которые являются авторитетами для данного муфтия, то есть для того, кто эту фетву издает.
Шестым источником права являются акты правовой политики – кануны и ферманы. Канун («канун» (араб.) – закон) или Канун-наме - свод общих законов, применявшихся в сочетании с различными поправками и дополнениями со времени завоевания Константинополя в 1453 г. султаном Мухаммедом до 1839 г. Кодекс султана Мухаммеда был известен как Имперский канун Султана Мухаммада, сына Мураз-хана. Первые три главы регулировали вопросы уголовного законодательства, считавшегося в политической организации государства крайне необходимым для поддержания порядка. Четвертая часть охватывала, различные налоги и пошлины, включая специальный налог (джизья), взимаемый с христиан и иудеев. Ферман (от персидского фарман— «приказ») — указ или декрет монарха в некоторых исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, например в мамлюкском Египте, Османской империи, Империи Великих Моголов, Иране времён шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.