Христианизация руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:26, доклад

Краткое описание

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство

Вложенные файлы: 1 файл

христианизация руси.docx

— 14.33 Кб (Скачать файл)

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол  взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более  расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки  и Волги. В этот период была сделана  попытка закрепиться на берегах  Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его  ставленники. Он упорно боролся с  печенегами и продолжал укреплять  южные рубежи государства. В целях  культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать  в Киеве единый пантеон языческих  богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что  процесс этот был длительным и  мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения  земли. Именно с этого времени  на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся  монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс  храмового строительства. Можно  сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

 

1. Причины принятия христианства 

Самые первые известия о проникновении  христианства на Руси относятся еще  к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз  при Ольге – 957 г.; второй – при  Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь  были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по некоторым  причинам:

1. Это нужно было в  интересах развития государства,  – чтобы избежать изоляции  от всего мира.

2. Единобожие соответствовало  сущности единого государства  во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло  семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию  культуры – философия, богословская  литература.

5. Социальное расслоение  требовало новой идеологии.

Принятие христианства вводило  Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных  соседей, относящихся к язычникам  как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Стремление Владимира  укрепить государство и его территориальное  единство с помощью создания единого  пантеона языческих богов во главе  с Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира  в данном случае возлагались, видимо, на том что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Да и сам Владимир задумался  над своей жизнью, где были и  братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным  развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление  собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы  высших слоев общества создавали  условия для перехода к более  сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли  не заставить Владимира думать о  принятии какой-то одной веры для  Руси.

 

2. Выбор веры 

Важной представляется и  проблема «выбора веры», от решения  которого зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ  о следующем событии. Владимир после  похода на ятвягов возвратился в  Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре  сказали: «Кинем жребий на отроков и  девиц; на 20:34:56

церковное искусство –  иконопись, составление летописей.

3. Церквям князья стали  поручать судопроизводство по  семейным и религиозным делам.

4. Содействуя развитию  культуры и грамотности, церковь  подавила культуру, основанную на  язычестве, преследуя веселые  праздники Коляды и Масленицы,  как бесовские.

Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией  и другими православными государствами, церковь выступает против «латинства», чем способствовала изоляции от стран  Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

 

Заключение

Христианство явилось  духовной основой всей европейской  цивилизации. В этом отношении выбор  Владимира означал и выбор  цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.

В целом, принятие православия  в качестве официальной религии  способствовало развитию феодализма на Руси. Обращаясь к народу, православные священники, в противовес языческим  идолам, проповедовали смирение, безропотное  подчинение, отказ от накопления богатств и заботы о завтрашнем дне, ради «спасения  души». Казалось бы, подобные проповеди  должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия со временем сделала свое дело.


Информация о работе Христианизация руси