Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа
Христианская религия вобрала в себя многие несомненные ценности, выработанные античным языческим обществом: некоторые, безусловно позитивные, нормы морали, отдельные элементы развитых философских систем, высокую литературную традицию. При этом христианство сохранило за собой испытанную веками общинную форму организации, что вполне соответствовало его первоначальному демократическому духу.
Введение 3-4 стр.
Источники и историография 5-11 стр.
Причины принятия христианства 12-14 стр.
Становление организационной структуры христианской церкви
и ее взаимодействие с государством 15-25 стр.
Борьба христианства с язычеством в материальной и духовной
культуре населения Беларуси 26-30 стр.
Заключение 31-32 стр.
Список литературы и источников 33-36 стр.
Трудным делом церкви в устройстве семьи было установить в ней новые юридические и нравственные начала. В сфере семейных отношений ей предстояло бороться с многоженством, наложничеством, со своеволием разводов, посредством которых мужья освобождались от наскучивших им жён, заставляя их уходить в монастырь. Согласно учению церкви, христианская семья, завязываясь как союз гражданский обоюдным согласием жениха и невесты, держалась на юридическом равенстве и нравственном взаимодействии мужа и жены. Ещё в Х в. на Руси действовали нормы о раздельности имущества супругов: по договору Олега с греками на имущество жены не падала ответственность за преступление мужа. Церкви предстояло поддерживать и укреплять это установление: церковный устав Владимира Святого ей предоставил разбирать споры между мужем и женой «о животе», об имуществе [16].
Влияние церкви на семейный быт не ограничивалось сферой действия формального церковного суда, регламентируемого уставами. Распространялось также на отношения, которые она предоставляла чисто нравственному суду духовника. Устав Ярослава наказывает жену, которая бьёт своего мужа, но обратный случай обходит молчанием. Церковный устав об отношениях между родителями и детьми ограничивается простейшими, терпимыми неправильностями семейной жизни, возлагая на родителей ответственность за целомудрие дочерей, карая детей, которые бьют своих родителей, не только церковной, но и гражданской, «властельской казнью», как тяжких уголовных преступников.
Заключение
В существовавшей внутренней и внешней ситуации сохранение язычества на Руси в. X веке было невозможным. «Перунова альтернатива» явно проигрывала монотеистическим религиям и являлась нереалистичной в долговременной исторической перспективе. Но в перспективе кратковременной в 980-е годы потенциально существовала дилемма – сохранение как официальной государственной религии реформированного язычества или принятие в этом качестве одной из развитых монотеистических религий. Выбор христианства греко-православного обряда в 80-е годы Х ст. не был инвариантно предопределен.
Письменные и археологические источники свидетельствуют, что христианство было известно на белорусских землях до «Владимирового крещения Руси». В ІХ в. христианство распространялось в среде варяжских и славянских дружинников, которые имели непосредственный контакт с христианским миром. Опираясь на сообщения исландской "Саги про крещение", некоторые историки считают, что и в Полоцке в конце Х в. христианское учение мог пропагандировать скандинавский миссионер Торвальд. Раннее знакомство с христианской верой стала важной предпосылкой для введения ее в качестве государственной религии.
Введение христианства в Древней Руси не являлось разовым, строго локализированным во времени событием, а представляло собой продолжительный процесс. Обращение в христианство населения Киева было осуществлено впервые в 860-е гг. князем Аскольдом, затем после его убийства в 882 г. христианство утратило значение государственной религии. При Владимире состоялось «второе крещение Руси», и христианизация земель Руси приобрела необратимый характер.
У XI—XIII вв. основание и дальнейшее функционирование храма, его миссионерская деятельность, была непосредственно связана с конкретным населенным пунктом. Города являлись центрами христианизации для прилегающих сельских волостей. Процес территориальной экспансии христианства на землях восточных славян тянулся к концу ХІІ в. На конец первой трети ХIII в. на всей Руси существовала одна митрополия, 16-17 епископий, 70 монастырей и примерно 6 тысяч парафиев. Для таких больших просторов этого было маловато. По сравнению с европейскими странами приходская сеть тут оставалась редкой, в особенности в деревне.
В системе феодальной собственности на Руси X – XII вв. церковь, следовательно, занимает место сравнительно поздно, когда княжеское, боярское землевладение уже существовали. Отмечая существование во второй половине XI-XII веке церковной земельной собственности, следует отметить, что землевладение еще не стало тогда основой благополучия белого духовенства. Основную часть доходов церкви в расматриваемый период составляли отчисления от даней, полюдья, вир, продаж, а также торговых, мытных, перевозных и других пошлин, судебные сборы. зависимое население, эксплуатируемое древнерусским духовенством (белым и черным), состояло из рабов, полусвободных и едва ощутимой по историческим источникам группы людей, приближающихся к феодальной неволе. У исследователей нет фактов, свидетельствующих об отрицательном отношении древнерусского духовенства к рабовладению как социальному явлению.
Выражением сотрудничества великокняжеской и церковной организации является формирование в первой половине XI в. широкой церковной юрисдикции, охватывающей дела о браках и разводах, взаимоотношениях в семье, конфликты, связанные с охраной чести, некоторые наследственные дела, внутрицерковные конфликты. Заимствуя нормы древнерусского права и придавая им христианскую форму, церковь взяла под контроль большую группу общественных институтов, не встретив со стороны государства сопротивления, но и не посягая на княжескую юрисдикцию. Тем самым она помогла светской власти в укреплении нового строя и соответствующих ему форм общественных связей. В социальной системе Руси XI-XII веков церковь являлась институтом, зависимым от княжеской власти, городских общин. Втянутая в повседневную сутолоку общественной жизни, выполняющая многочисленные гражданские функции, церковь не имела достаточно времени и сил, чтобы сосредоточить свою деятельность на распространении христианства и его утверждении над язычеством.
В XII−XIII вв. русская церковь в лице своих иерархов обладала определенным авторитетом и оказывала некоторое влияние на политическую жизнь в стране. Однако церковь и ее деятели на Руси в политических вопросах не отстаивали свою линию, но поддерживали одну из сторон в споре. Влияние церкви на политические события осуществлялось не в форме участия епископов в государственном законодательстве, в конкретных решениях политических вопросов на советах и пр., а в результате личного воздействия или вмешательства иерарха в соответствующее дело. Христианство не устранило славянское язычество из сознания и повседневного обихода населения, а ассимилировало его, включив языческие верования и обряды в свой вероисповедно-культовый комплекс. Некоторая часть древнерусского общества рассматриваемого времени была некрещеной, в Киевской Руси сохранялась вся совокупность языческих верований, существовавших у восточных славян до принятия христианства. Двоеверие было характерно как для крестьян и мещан, так и для князей, бояр, дружинников.
Институт церкви сыграл значительную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей, изменениях в семейно-брачной сфере. Однако нет оснований считать церковь в Киевской Руси институтом, способствующим феодализации общества как в Западной Европе.
Список источников и литературы