Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:04, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что жизнь и личность Колумба всегда вызвали огромное к себе внимание. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры и вокруг многих событий его жизни выросли легенды, разбивать которые стоило долгих и упорных трудов научной критики. Тем более что Колумб разделил судьбу многих выдающихся людей. Он умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ЖИЗНЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ
ВЕЛИКОГО ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ……………………………..…..5
1.1. Жизнь Колумба до путешествия через океан…...……….………...5
1.2. Колумб в Португалии…………....………………………………....11
1.3. Колумб в Испании…………......……..…………………………….18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕДИЦИИ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА……..……..…..…..…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……..……..………..…...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории и социологии
Станчик Алла Викторовна
Христофор Колумб. Исторический портрет
Курсовая работа
студентки II курса заочной формы обучения
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, доцент
Мелешко Елена Ивановна
Гродно 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Жизнь и путешествия
великого первооткрывателя……………
1.1. Жизнь Колумба до путешествия через океан…...……….………...5
1.2. Колумб в Португалии…………....………………………………
1.3. Колумб в Испании…………......……..………………………
ГЛАВА 2 ЭКСПЕДИЦИИ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА……..……..…..…..…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………44
ВВЕДЕНИЕ
Христофор Колумб. Жизнь его полна легенд, неразрешимых загадок, казалось бы, непреодолимых преград и, конечно же, звездных мгновений. Со страниц многочисленных биографий и научных исследований, написанных в разные века, он предстает перед нами то человеком, обласканным божественным озарением, то масштабно мыслящим ученным, то отчаянным авантюристом, то, наконец, простым смертным, отправившимся с тремя кораблями на поиск фортуны.
Христофор Колумб родился в Генуе в конце октября 1451 г. В семье небогатого шерстобита. Неясным остается вопрос об его образовании. Одни исследователи полагают, что он обучался в городе Павия, другие считают его гениальным самоучкой. Утверждения о Колумбе-корсаре, бороздившем Средиземное море, лишены документальных свидетельств. Зато достоверно известно, что его представления о вероятности западного пути в Индию складывались в 70 – 80-е гг. XV в., когда он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты и, несмотря на тяжелое материальное положение, возлагал надежды на осуществление путешествия.
Большое влияние на Колумба оказали и опубликованные в XV в. Труды, затрагивавшие вопросы географии и морских путешествий. Среди них книги итальянского гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (бывшего с 1458 г. Римским Папой Пием II), «Образ мира» Пьера де Айльи и, конечно же, путевые заметки Марко Поло. Множество замечаний на полях книг и сделанных выписок говорит о стремлении Колумба переосмыслить устоявшиеся представления, исходя из личных наблюдений и приобретенных знаний.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что жизнь и личность Колумба всегда вызвали огромное к себе внимание. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры и вокруг многих событий его жизни выросли легенды, разбивать которые стоило долгих и упорных трудов научной критики. Тем более что Колумб разделил судьбу многих выдающихся людей. Он умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал. Прошло почти 30 – 40 лет после его смерти, когда мысль о существовании нового континента между Европой и Азией проникла в сознание современников; можно сказать, что среди ученых эта мысль явилась исключительно господствующей к концу 1530-х годов, но до конца столетия и даже в ХVII в. Америка считалась соединенной с Азией. Еще позже, через 20 лет, были признаны заслуги Колумба в открытии континента, на него обратили внимание лишь в 1571 г.
Целью курсовой работы является определить исторический портрет Христофора Колумба. Цель исследования может быть достигнута путем решения ряда основных задач работы:
1) Провести исследование жизни Колумба до путешествия через океан;
2) Выявить исторические моменты жизнедеятельности Колумба в Португалии;
3) Рассмотреть жизнь Колумба в Испании;
4) Рассказать об открытии западного пути на восток;
5) Исследовать результаты четырех экспедиций Колумба;
6) Охарактеризовать последствия Великих географических открытий.
Объектом курсовой работы является история Великих географических открытий Христофора Колумба. Предметом курсовой работы стала историческая биография Христофора Колумба.
В работе над курсовой работой использовались диалектический, исторический, системно-структурный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, формально-логический, и иные методы научного исследования.
При написании курсовой работы использовались материалы различных авторов – С. Э. Морисон [8], А. С. Белезеко [1], Д. Уинсор [14] и др. Неоценимую помощь в написании курсовой работы оказали работы таких авторов как И. П. Магидович [6; 7], Ю. Г. Беспалов [2], В. А. Субботин [12] и т.д.
Рассматривая дневник первого плавания Колумба («Христофор Колумб. Дневники. Письма. Документы». М. 1961 г. Под редакцией И.П. Магидовича), составленный от его лица, то он не является подлинным в точном смысле слова. Колумб действительно вел дневник во время своих плаваний, однако дошедший до наших времен текст является всего лишь переработкой. Это пересказ, составленный близким Колумбу лицом, имевшим доступ к бумагам адмирала и снабдившим его своими вставками и комментариями. Тем не менее, и в этой форме до известной степени сохранилась первоначальная канва изложения и его ценность как источника очень высока. Документ, который был оформлен в виде письма для своих испанских поручителей, датирован 29 апреля 1493 года.
Своими плаваниями Колумб
начал эпоху Великих
Структура курсовой работы обозначена целью и задачами исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1
ЖИЗНЬ И путешествиЯ великого первооткрывателя
1.1 Жизнь Колумба до путешествия через океан
Христофор Колумб принадлежит к числу тех великих людей, о детстве, юности и даже значительной части позднейшей жизни которых сохранились лишь самые ничтожные, отрывочные сведения. Лишь с того момента, когда Колумб уже более чем в зрелом возрасте явился в Испанию с проектом путешествия через океан для открытия богатых стран, которые он считал восточною окраиною Азии, летописи тщательно отмечали каждое происшествие его жизни, часто с прикрасами, создаваемыми пылкой фантазией летописцев. Что же касается жизни этого великого человека до появления в Испании, то она до сих пор остается и, вероятно, навсегда останется в значительной мере покрытой мраком неизвестности. Несмотря на все старания исследователей и биографов, из жизни великого путешественника до его пятидесятилетнего возраста удалось восстановить только немногие факты, далеко не дающие возможности составить ясное понятие о том, каким путем он пришел к гениальной мысли о возможности добраться до стран Востока, отправившись в путь на запад, и только знакомство с общим состоянием тогдашней прогрессирующей мысли несколько выясняет эту великую тайну.
Колумб по происхождению был итальянцем, родом из Генуи. Он родился в 1435 году. Его отец, Доминик Колумб, был ремесленником: он имел небольшую мастерскую, в которой с несколькими рабочими чесал шерсть и ткал сукно. Ремесло это давало семье Колумба полное обеспечение в средствах к жизни, и Доминик Колумб считался зажиточным человеком. Кроме отца и матери, к которым Колумб относился до конца их дней с глубокой любовью и сыновним уважением, семья его состояла из четырех братьев и одной сестры. Христофор Колумб был старшим из братьев. Один его брат умер в детстве, сестра была замужем за неизвестным торговцем. Двое остальных братьев, с которыми Христофора Колумба связывала самая тесная дружба, принимали близкое участие как в его славе, так и в его несчастиях. Их звали Варфоломей и Яков [1, с. 27].
Как жилось Христофору Колумбу до десятилетнего возраста – неизвестно. Десяти лет отец послал его учиться в Павию. Учение Колумба продолжалось недолго, так как четырнадцати лет он был уже служащим на корабле, а в промежутке между школой и морем он провел еще некоторое время в мастерской отца, принимая участие в производившихся там работах. Уже отсюда видно, что образование, полученное Колумбом в школе, не было обширным. И действительно, чтение, письмо, начала арифметики, обрывки латыни да несколько исторических и географических сведений, совершенно ничтожных, – вот все, что дала школа Колумбу. И если впоследствии, в зрелом возрасте, Колумб поражал людей, с которыми он приходил в соприкосновение, своими обширными и разносторонними познаниями, то этим он всецело обязан самообразованию. Жизнь, полная приключений, бросавшая его из одного пункта Средиземного моря в другой и сталкивавшая с самыми разнообразными людьми, была особенно благоприятна для обогащения познаниями такого человека, как Колумб, обладавшего широкой любознательностью и острым, аналитическим умом.
В четырнадцать лет Колумб стал моряком. Ранее отец хотел, чтобы он унаследовал его ремесло, и пытался обучить Христофора этому делу. Но скоро обнаружилось, что Колумб – моряк по призванию. В этом не было ничего удивительного, так как в то время почти все генуэзцы были моряками по призванию.
Как известно, в средние века города Верхней Италии, благодаря развитию в них торговли и промышленности, составляли наиболее богатую часть Европы. Богатство давало им средства быть независимыми от представителей тогдашнего феодального строя, и каждый из городов Верхней Италии являлся самостоятельной республикой. Между этими городами особенно могущественными являлись Венеция и Генуя, которые захватили в свои руки всю торговлю Европы с богатым Востоком – торговлю, являвшуюся тогда важнейшим видом международных сношений. В интересах этой торговли, а затем и из политических видов, венецианцы и генуэзцы захватили в Средиземном море, в особенности в восточной половине его и его разветвлениях, множество островов и приморских пунктов. Достаточно упомянуть, что генуэзцы владели в самом центре Византийской империи, Константинополе, колонией Галатой. Генуэзцы проникли и в Черное море, где важнейшей их колонией была Каффа в Крыму. Ряд генуэзских факторий тянулся по восточному берегу Черного моря и шел далее через кавказский перешеек к Каспийскому морю, а торговые сношения генуэзцев проникали далеко в глубь Азии – до пределов Татарии и Китая. Для этой обширной торговли необходим был огромный торговый флот, а для защиты последнего и факторий, разбросанных на огромном пространстве, – военный флот. Таким образом, генуэзцы почти поголовно были моряками-купцами или воинами, или чаще тем и другим вместе. Обширная торговля обогащала Геную, а богатство давало ей возможность увеличивать свой флот, расширять военные предприятия и делать новые приобретения в разных пунктах Средиземного моря [1, с. 29].
К тому времени, когда Колумб вступил в генуэзский флот, величие Генуи, как и вообще городов Верхней Италии, начало падать. С одной стороны, среднеевропейские государства начали подчинять себе области Италии, воюя за господство в ее пределах и разоряя ее. С другой стороны, испанцы, португальцы и затем голландцы, прокладывая новые пути для мировой торговли, становились могущественными соперниками генуэзцев в этой области. Однако наиболее ощутимыми были удары, которые наносили венецианцам и генуэзцам турки – новый фактор в истории тогдашней Европы. К середине XV столетия турки владели уже почти всем малоазиатским побережьем Средиземного моря и значительной частью Балканского полуострова, а вскоре после этого захватили и Константинополь. Турки уничтожали торговлю венецианцев и генуэзцев и захватывали их владения по островам и берегам Средиземного моря. В то же время турецкие пираты опустошали берега Южной Европы, захватывали по всему Средиземному морю корабли христиан и, наконец, завладели севером Африки (Триполи, Тунисом и Алжиром), который и превратили в ряд разбойничьих государств, откуда постоянно выходили целые флоты морских разбойников.
Таким образом, в то время, когда Колумб вступил в генуэзский флот, его родной город должен был вести беспрерывные войны, – частью против европейских государей, пытавшихся покорить разные итальянские области, но главным образом – против турок. К сожалению, об этом довольно продолжительном периоде жизни Колумба, в течение которого он был на службе в генуэзском флоте, сохранилось слишком мало сведений. Известно только, что еще ребенком Колумб получил рану, нанесенную мечом, в сражении с турецкими пиратами в Левантийских водах. Рана эта была очень серьезной и, открывшись впоследствии, чуть не послужила причиною смерти Колумба во время его последнего путешествия в Новый Свет.
В генуэзском флоте были два родственника Колумба, занимавшие видное положение и прославившиеся своей борьбой с турецкими пиратами. Старший из них приходился ему двоюродным дедом, а младший двоюродным дядей; первый известен в истории под именем Коломбо-архипирата, а второго называли Коломбо-младшим [9, с. 31].
В 1459 году, когда Христофору Колумбу было 24 года, Коломбо-архипират был приглашен командовать провансальской эскадрой, которую посылал к Неаполю против испанцев Рене Лотарингский. Последний все это время предъявлял свои притязания на Неаполь, который должен был достаться ему в силу наследственных прав. Такие же притязания предъявлял и король арагонский Альфонс V. В борьбе этих претендентов принимали участие все итальянские государства и города, стоя за ту или другую сторону. Коломбо-архипират, отправляясь командовать провансальской эскадрой, взял с собой и своего двоюродного внука, Христофора Колумба, бывшего уже офицером и получившего при этом командование на одном из кораблей. Христофору Колумбу было поручено овладеть неаполитанским кораблем, который, спасаясь от провансальской эскадры, направился к Тунису. Неаполитанский корабль был несравненно сильнее того, которым командовал Колумб. Экипаж последнего, считая чистым безумием нападать на неаполитанский корабль при таком неравенстве сил, отказался повиноваться своему командиру и потребовал возвращения в Марсель. Колумб для виду уступил, но в то же время тайно направил ход корабля к Тунису, догнал неаполитанское судно и взял его. Таким образом, Колумб уже в это время обнаруживал находчивость и неустрашимость, с таким блеском проявившиеся во время его первого путешествия в Новый Свет.
После рассказанного эпизода Колумб поступил под команду своего двоюродного дяди, Коломбо-младшего. Последний, командуя несколькими генуэзскими эскадрами, в течение многих лет наполнял славой своих подвигов против турок восточную половину Средиземного моря, и в особенности архипелаг. Христофор Колумб принимал участие в этих подвигах, но никаких подробностей о нем за это время не сохранилось [9, с. 33].