Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 12:44, реферат
Таким образом, цель работы рассмотреть следующие вопросы:
1. Подготовка отмены крепостного права,
2. Положение от 19 февраля 1861 года,
3. Последствия крестьянской реформы.
4. Значение крестьянской реформы для исторического развития России.
5 . Правовое положение.
По «Общему положению» крестьяне получи ли «права состояния свободных сельских обывателей».
Однако зачислялись они в разряд так называемых податных сословий, которые в отличие от привилегированных должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность. Крестьяне оставались в известной зависимости от местного дворянства, и временно обязанные к тому же и от своих прежних владельцев .
По отношению к временно обязанным помещик имеет широкие права— он являлся «попечителем» сельского общества. Ему предоставлялось «право надзора за охраной общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения», помещику предоставлялись права вотчинной полиции, т. е. в полицейском отношении ему подчинялись сельские власти (помещик имел право требовать смены сельского старосты либо других лиц сельской администрации). Более того, в течение первых девяти лет помещику предоставлялось «право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства». Если общество не соглашалось с помещиком, он мог добиться высылки из общества неугодного ему крестьянин а. Согласно «Положению» в селениях бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского «общественного» управления, находившиеся в большой зависимости от местного дворянства и административно-полицейских властей.
«Положения 19 февраля», несмотря на их крепостнический грабительский характер, имели огромное первостепенное значение для развития новых, буржуазных отношений. Ликвидация личной зависимости, перевод крестьян на выкуп, хотя и ограниченный волей помещика, - все это создавало условия для утверждения в России капиталистической формации.
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.
Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так М. А. Бакунин был в 1861—1862 гг. убежден, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведет к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась». «Несомненно, что крестьянская революция в России 60-х годов была не плодом испуганного воображения, а совершенно реальной возможностью…», — писал Н. А. Рожков, сравнивая возможные ее последствия с Великой французской революцией.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.
Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.
Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420 % от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500 %. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15 % помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.
Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6 % оброка). В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.
Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен — как указывает Д.Блюм, выкупные платежи за десятину в среднем были в 2-2,5 раза ниже, чем для крепостных крестьян, следовательно, в целом соответствовали рыночным ценам на землю. Однако ранее, при подготовке этого закона, министр государственных имуществ, крупный помещик М.Муравьев вынашивал план отобрать у государственных крестьян часть их земель и ухудшить условия выкупа, подобно тому, что было сделано в отношении крепостных крестьян. Возможно, его отставка в 1862 г. и отказ от ухудшения условий выкупа для государственных крестьян были связаны с начавшейся в 1861—1862 гг. «крестьянской революцией».
Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30 %), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками — явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.
6. Итоги и последствия реформы.
Результаты реформ середины XIX века, в том числе и отмены крепостного
права, постоянно являются предметом исследования
и анализа со стороны ученых.
Если иметь в виду точный смысл законодательства
1861 года, то надо признать, что оно и не
было рассчитано на единовременную перестройку
помещичьего и крестьянство хозяйств,
тем более – на единовременный переворот
в экономике в целом. Время достижения
конечной цели реформы (отделения крестьянского
хозяйства от помещичьего и образования
крестьянской земельной собственности)
не устанавливалось, хотя предполагалось,
что переход всех крестьян на выкуп совершится
через 20 лет. Этот расчет Н.Милютина оправдался
с абсолютной точностью: уже к 1870 году
около половины временнобязанных крестьян
перешло на выкуп, к 1881 году их стало 85%,
и тогда правительство признало обязательным
выкуп для оставшихся 15%. С переходом на
выкуп надельной земли крестьяне номинально
становились собственниками, однако сам
по себе этот юридический статус не означал
свободного развития самостоятельного
мелкого крестьянского хозяйства, к чему
стремились реформаторы. Ряд важных положений
реформы, на которые они вынуждены были
пойти, затруднял осуществление конечной
цели. Вопрос о влиянии отмены крепостного
права на развитие помещичьего и крестьянского
хозяйства еще недостаточно изучен. В
отличие от аграрных преобразований в
Австрии и Пруссии, опыт которых учитывался
при подготовке законодательства 1861 года,
самодержавие не вложило в крестьянскую
реформу ни рубля. Напротив, оно сделало
ее выгодной для государства. Наряду с
малоземельем, обременительными повинностями
и выкупными платежами, сдерживала развитие
инициативы, самостоятельности, применение
новой агротехники в крестьянском хозяйстве
община. Вообще следует признать, что,
сохраняя общину, законы в определенной
степени расшатывали понятия крестьян
о собственности. Кроме того, сохранение
переделов земли, круговой поруки, специфических
форм землепользования означало закрепление
преобладания коллективизма над индивидуализмом,
«мы» над «я». Это было более чем существенное
отличие от западных моделей аграрных
преобразований. Слабость понятий о собственности
в сознании нации, слабость позиций собственников
открывали путь к усилению бюрократии
независимо от либеральных целей реформаторов.
Противоположность ставших
традиционными выводов новым подходам, предложенным
в современной литературе, приводит к
одному несомненному заключению: проблема
реализации реформы 1861 года требует пристального
внимания и дальнейших конкретных исследований,
в первую очередь региональных. И они уже
появляются. Так, Д.В.Ковалев пришел к выводу,
что в московском регионе к концу XIX века
развернулся беспрецедентный для России
процесс перехода крестьянских общин
от традиционного трехпольного хозяйства
к интенсивному многопольному с ориентацией
на производство новых товарных видов
сельскохозяйственной продукции. Вместе
с тем, развитие неземледельческих промыслов
привело к всплеску промысловой миграции
крестьянства. Возникновение противоречия
между традиционными социально-правовыми
институтами и менявшимися реалиями пореформенной
деревни требовало законодательных решений.
Это создавало объективные предпосылки
для аграрных преобразований П.А.Столыпина.
Разумеется, аграрный сектор после отмены
крепостного права развивался. Помещики-предприниматели
и часть зажиточных крестьян, сумевших
воспользоваться новой ситуацией, в некоторых
регионах страны активно развивали товарное
хозяйство. Сбор хлеба вырос за вторую
половину XIX века в два раза, хлебный экспорт
России – в 5,5 раз. К 1890-м годам на рынок
поступало 50% от чистого сбора хлебов.
Землевладение постепенно, но неуклонно
утрачивало исключительно сословный характер.
К началу XX века дворянство сохранило
только 60% своей земельной собственности.
Росло землевладение крестьян-предпринимателей.
Вместе с тем далеко не для всей массы
крестьян товарное рыночное хозяйство
стало реальностью.
Крестьянское дело, которое требовало
особого внимания и развития заложенных
в реформе 1861 года начал, в течение почти
двух десятилетий – до конца 1870-х годов
оказалось на обочине правительственной
политики. Возникавшие серьезные проблемы
не получали решения. Уже в середине 1860-х
годов М.Х.Рейтерн в своих всеподданнейших
докладах обращал внимание на непосильность,
разорительность повинностей и выкупных
платежей для освобожденных крестьян.
Но ни сам министр финансов, ни правительство
в целом не предпринимали никаких мер
для решения возникавших в ходе реализации
крестьянской реформы трудностей, для
достижения конечной цели реформы – создания
самостоятельного мелкого крестьянского
хозяйства . Ставился, но не был решен вопрос
об общине.
К концу XIX – началу XX веков возможность
продолжения реформ, решительно и радикально
начатых отменой крепостного права, была
упущена, что поняли и почувствовали немногие
из оставшихся в живых реформаторов. Россия
вступала в XX век – век революций и потрясений,
которых они так стремились избежать.
7. Заключение.
Проведение реформы не изменило классовой природы царской монархии, оставшейся по-прежнему диктатурой помещиков-крепостников. Процесс экономического развития в пореформенный период характеризовался утверждением и дальнейшим ростом капитализма во всех отраслях народного хозяйства. В сельском хозяйстве этот процесс находил свое выражение в разложении крестьянства, т.е. постепенном распаде его на буржуазию и пролетариат, а также капиталистической эволюции помещичьего хозяйства.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким "ресурсом времени" не более чем на 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.
Информация о работе Хронология закрепощения крестьян в России