Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:03, реферат
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Репина (1844-1930), художника
огромного таланта, глубокой жизненной
правды и поразительной
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его
Иван», 1885).
Основные достижения
исторической живописи этого времени
связаны с творчеством В. И. Сурикова
(1848 — 1916). Его интересовали периоды
больших социально-политических и
духовных конфликтов, проявления народной
борьбы против официальной государственности
и церковности. Он сказал новое слово
в исторической живописи, показав
народ как движущую силу истории
(«Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня
Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка
исторических тем была следствием новых
представлений об историческом процессе
и месте в нем народных масс, которые отличали
общественную мысль и литературу эпохи
разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М.
Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван
Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.
Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне
1880 г. и стало
событием огромного