Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:31, курсовая работа
Актуальность проблематики работы. Проблема оценки личности царевны Софьи Алексеевны имеет огромное значение в современной историографии. Двоякое толкование её личности, значения и даже внешности порождает множество дискуссий. Софью – сестру Петра I мы привыкли видеть глазами А.Н. Толстого, который представляет её как неутомимую честолюбивую интриганку. Софья ассоциируется с тугодумным боярским миром, топким болотом дремучих нравов. Однако бытует и другая точка зрения на опальную царевну: наделенная таким же мощным политическим темпераментом, таким же острым умом, как и ее брат, Софья стала одной из выдающихся женщин-правительниц России. И потому, в изучении истории России XVII века особую актуальность приобретает исследование роли в ней царевны Софьи.
Введение…………………………………………………………..………...……..3
Глава I Личность царевны Софьи………………………………………………..4
Глава II Путь к власти….……………………..………………….……………….8
Глава III Семилетнее правление..………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………24
Примечания…………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………27
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Педагогический институт
Кафедра истории
Тема
Царевна Софья и время её правления
Курсовая работа
Мичуринск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Личность царевны Софьи………………………………………………..4
Глава II Путь к власти….……………………..………………….…………
Глава III Семилетнее правление..………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Примечания……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………27
Введение
Актуальность проблематики работы. Проблема оценки личности царевны Софьи Алексеевны имеет огромное значение в современной историографии. Двоякое толкование её личности, значения и даже внешности порождает множество дискуссий. Софью – сестру Петра I мы привыкли видеть глазами А.Н. Толстого, который представляет её как неутомимую честолюбивую интриганку. Софья ассоциируется с тугодумным боярским миром, топким болотом дремучих нравов. Однако бытует и другая точка зрения на опальную царевну: наделенная таким же мощным политическим темпераментом, таким же острым умом, как и ее брат, Софья стала одной из выдающихся женщин-правительниц России.
И потому, в изучении истории России XVII века особую актуальность приобретает исследование роли в ней царевны Софьи.
Хронологические границы работы определены тем, что фактический материал в своей массе естественным образом группируется в рамках второй половины XVII в., то есть периода жизни и правления Софьи Алексеевны.
Целью данной курсовой работы стал анализ и системное, поэтапное изучение правления царевны Софьи в России VII века. Достижение указанной цели возможно путем поэтапного решения нескольких исследовательских задач:
- рассмотреть личность
и предпосылки появления Софьи
Алексеевны во главе
- изучить роль и значение времени её правления для истории России.
Глава I Личность царевны Софьи
Царевна Софья Алексеевна представляет собой непревзойденный феномен не только в отечественной, но и европейской истории Нового времени. Это единственный случай, когда в течение нескольких лет страной правила дочь покойного государя при живых государях-наследниках и вдовах государей. Применительно к России этот факт еще более удивителен, ибо здесь в соответствии с традицией царевны не только не допускались к какому бы то ни было участию в политической жизни, но и вообще жили как затворницы, которых посторонним и видеть-то было нельзя. Поэтому прорваться к власти в таких условиях могла лишь личность выдающаяся. «Царевна Софья составляет переход от женщин допетровской Руси к женщинам Руси современной» – писал историк Д.Л. Мордовцев1. Эта «переходность», наверное, и составляет не только уникальность, но и трагизм судьбы «царь-девицы».
Царевна Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 года. Она стала третьей дочерью царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны2. С детства Софья была примечательна незаурядным умом и необыкновенной тягой к знаниям: она много читала, с удовольствием училась, знала богословие, древние (греческий и латинский) и польский языки, писала стихи, участвовала в представлениях придворного театра, устроенного для царя Алексея Михайловича боярином А.С. Матвеевым. Страстным увлечением Софьи была история, как отечественная и современная европейская, так и древняя – Рима и Византии.
Особенное впечатление произвела на Софью история византийской царевны V века Пульхерии. Пульхерия жила в монастыре и приняла обет целомудрия. Когда умер отец, император Аркадий, и на престол взошел малолетний брат Феодосии II, царевна, пользовавшаяся безграничным влиянием на нового государя, в шестнадцать лет стала правительницей страны с титулом августы, или царицы. Она имела славу мудрой правительницы, умело выбиравшей людей на различные посты, построившей храмы и монастыри, покровительствовавшей наукам и искусствам. Кроме того, Пульхерия подыскала невесту своему брату-императору, талантливую и просвещенную девушку, занимавшуюся поэзией и переводами Священного Писания. После смерти брата Пульхерия стала императрицей и по политическим соображениям вышла замуж за сенатора Маркиана с сохранением данного в юности обета целомудрия. Маркиан в качестве императора унаследовал византийскую корону с уходом Пульхерии в мир иной. Софья-подросток видела себя второй Пульхерией, что в последствии сыграло огромную роль не только в судьбе девушки, но и в судьбах всего государства.
Несвойственные женщинам
тех лет занятия Софьи
Воспитателем старших царевичей в семье царя Алексея Михайловича был придворный поэт Симеон Полоцкий, признанный интеллектуальный лидер образованных людей второй половины XVII века, влиятельный идеолог складывающейся в России абсолютной монархии, советник царя Алексея Михайловича по вопросам науки и культуры, который заметил, что «в сей девице зрел богатырь, который не усидит в келье»3. Посвящая своей любимой ученице свое сочинение «Венец веры», он так обращается к ней:
О благороднейшая царевна София,
Ищеши премудрости выну небесныя.
По имени твоем жизнь твою ведеши,
Мудрые глаголеши, мудрая дееши.
Ты церковныя книги обыкла читати
И в отеческих свитцех мудрости искати,
Увидевши же, яко и книга писася новая,
Яже «Венец веры» реченная,
Возжелала ту еси сама созерцати
И еще в черни бывшу прилежно читати,
И, познавши полезну в духовности быти,
Велела еси чисто ону устроити4.
Интересно отметить, что царевна сама писала пьесы. Одна из её пьес о святой Екатерине-великомученице была даже поставлена на сцене придворного театра. Симеон Полоцкий, кроме «Венца веры», приподнес своей ученице «Комедию-притчу о блудном сыне», чем она была польщена и очень гордилась.
Софья, безусловно, была незаурядной женщиной. Н. Карамзин говорил, что она – «одна из величайших женщин, произведенных Россиею»5. Мнения о внешности Софьи расходятся. На портрете И. Репина она изображена крайне некрасивой, мужеподобной женщиной, тучной, со злым и неприятным лицом. Настоящим чудовищем она изображена в романе А. Толстого «Петр I». Историк В. Ключевский также дал царевне Софье весьма нелестную характеристику: «Эта тучная и некрасивая полудевица с большой неуклюжей головой, с грубым лицом, широкой и короткой талией, в 25 лет казавшаяся 40-летней, властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту стыдом…»6. Однако есть и другие мнения. Например, писательница пушкинской поры А. Ишимова говорила о царевне: «Ни одна из дочерей царя Алексея Михайловича не была так щедро одарена природою, как София. Пленительная наружность, острый ум, склонность к просвещению, терпение в учении отличали царевну от сестер её даже в то время, когда все они были еще в детском возрасте»7. К тому же на портрете Софьи, который был сделан еще при жизни царевны, изображена если и не красавица, то весьма привлекательная женщина.
Интересно, что внешне Софья была очень похожа на своего сводного брата Петра, несмотря на то что матери у них были разные.
К тому же у них было много общего не только во внешности, но и в уме и характере. И Софья и Петр были очень умными, трудолюбивыми, настойчивыми и образованными людьми. «Софья и Петр – это были почти равные силы, хотя рожденные от разных матерей, но силы тождественные, обе полные энергии личности», отмечает Мордовцев8. Однако одной выпало царство, а другой – схима.
Глава II Путь к власти
В 1669 году умирает мать, царица Мария Ильинична. Софье пока лишь двенадцать лет9. В 1671 году отец, царь Алексей Михайлович, женился второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая была всего на шесть лет старше Софьи, а ее старшим сестрам Евдокии и Марфе являлась ровесницей10. Во дворце происходят большие перемены. Неудивительно, что царские дочери возненавидели мачеху. Софью, начинающего формироваться политика, тревожило и то, что с выдвижением А. С. Матвеева и женитьбой отца на Наталье Кирилловне ведущей при дворе стала партия Нарышкиных. Милославские, к которым принадлежала Софья, оказались оттесненными на второй план. Ситуация стала угрожающей в 1672 году, когда у царя Алексея от второго брака родился сын, царевич Петр Алексеевич11.
Но вот в 1676 году12 умирает царь Алексей Михайлович. На престол восходит пятнадцатилетний Федор Алексеевич, старший из царевичей, ранее объявленный отцом наследником престола. При Федоре к власти приходит партия Милославских.
Софье Алексеевне уже
девятнадцать лет. И в основном как
царевна-политик она
Опала И. М. Милославского
и его политических сторонников
не распространялась на государевых
сестер. Они все так же вхожи
в царский дворец. Именно здесь
Софья встречается с
1682 год был переломным в судьбах и царевны, и князя. Вначале он не сулил им ничего хорошего, особенно Софье. Царь Федор Алексеевич, по совету фаворитов, спешно женился вторым браком на совсем еще юной Марфе Апраксиной. Новая царица являлась одновременно свойственницей «старшего» фаворита, боярина И. М. Языкова, и крестницей опального боярина А. С. Матвеева. Выдвигая подобную кандидатуру в жены царя Федора, фавориты ясно дали понять, что решили пойти на сближение с партией Нарышкиных. Да и сам Федор Алексеевич особенно не противился этому, все более и более выказывая свое расположение к десятилетнему сводному брату и крестнику царевичу Петру Алексеевичу. Царица Марфа Матвеевна сразу же стала ходатайствовать перед мужем за А. С. Матвеева, и его перевели ближе к столице, облегчив бремя ссылки. Софья Алексеевна и Голицын понимали, что союз фаворитов слабеющего на глазах царя Федора с Нарышкиными может обернуться катастрофой для их честолюбивых замыслов. Да и партия Милославских оказалась бы совсем не у дел.
27 апреля 1682 года умер царь Федор Алексеевич, не оставив после себя сына-наследника16. И. М. Языков, А. Т. и М. Т. Лихачевы, сговорясь с Нарышкиными, посадили на престол десятилетнего Петра Алексеевича. Это было нарушением традиций престолонаследия, поскольку царствовать после бездетного старшего брата Федора должен был следующий по возрасту брат – шестнадцатилетний Иван Алексеевич. Но царевич Иван, болезненный и недалекий юноша, к самостоятельному правлению был не способен. Он был бы игрушкой в руках родни – Милославских. Так, по политическим соображениям, фавориты покойного царя Федора и партия Нарышкиных нарушили вековой порядок восхождения на трон. Однако Милославские сдаваться не собирались. Два их лидера, хитрый и опытный боярин Иван Михайлович и умная, властолюбивая царевна Софья Алексеевна, перешли к активным действиям. Но задачи у них были разные. Иван Михайлович действовал тайно. Не случайно из противной партии, устами Андрея Артамоновича Матвеева, его характеризовали так: «Муж прехитрого и зело коварного в обольщениях характера... на всякие человекам пакости злообычный и в злобах лютый супостат»17. Он искусно плел интригу. Суть ее была в том, чтобы использовать усиливавшееся недовольство московских стрельцов властью. Еще при царе Федоре Алексеевиче стрельцы пытались подать челобитные с жалобами на своих командиров. Те буквально эксплуатировали своих подчиненных: заставляли выполнять различные тяжелые работы, как будто стрельцы были их чернорабочими, вымогали взятки и вообще удерживали в свою пользу часть их жалованья. Расследовавший дело боярин И. М. Языков встал на сторону полковников и жестоко наказал челобитчиков, чтобы впредь было неповадно (что потом ему припомнили стрельцы). С приходом к власти Петра I правившие при нем Нарышкины практически ничего не сделали для пресечения злоупотреблений полковых командиров. Но теперь уже недовольство московского гарнизона вызывала новая власть, и И.М. Милославский со сторонниками стал его искусно подогревать и направлять в нужную сторону – на свержение Нарышкиных. А сила была огромная: девятнадцать стрелецких и один выборный солдатский полк численностью до пятнадцати тысяч человек, Нарышкины же только облегчали задачу. Они оттеснили фаворитов покойного царя Федора (1 мая Языкову и Лихачевым было запрещено появляться на глаза царя Петра), вели себя до крайности бестактно, особенно Иван Кириллович Нарышкин, получивший боярство в обход всех правил. По Москве о нем ползли слухи один нелепее другого: то говорили, что он примерял царское одеяние и садился на трон, то утверждали, будто он чуть не задушил царевича Ивана Алексеевича в присутствии вдовствующей царицы Марфы Матвеевны и царевны Софьи Алексеевны18. Кроме того, возвращение из ссылки боярина А.С. Матвеева не сулило стрельцам ничего хорошего: они отлично помнили этого властного и скорого на расправу вельможу и понимали, что добиться от него уступок будет еще сложнее.
Стрельцы тайно собирались на сходки, обсуждали свои беды и сговаривались о совместных действиях. И. М. Милославский на эти сборища подсылал своих людей, да и сам принимал дома выборных от стрелецких полков. Щедро раздавались деньги, а стрельцам говорили, чтобы они выступили против Нарышкиных и посадили на трон царевича Ивана Алексеевича, и тогда, мол, все их беды прекратятся.
В отличие от двоюродного дяди Софья выступила столь открыто и дерзко, что Нарышкины опешили. Такого они никак не ожидали, но унять царевну не решились. 28 апреля состоялись похороны умершего царя Федора Алексеевича. Траурную процессию возглавляли царь Петр I и обе вдовствующие царицы – Наталья Кирилловна и Марфа Матвеевна. Вопреки обычаю, царевна Софья, единственная из сестер, тоже присоединилась к провожавшим Федора Алексеевича в последний путь. Неизвестный польский автор отметил, что Софья «вопила» и рыдала на всем пути процессии в собор, где должно было произойти отпевание. Ее еле удерживали монахини. Множество народу сбегалось посмотреть на неподдельную скорбь Софьи. Ей искренне сочувствовали. Открытое и бурное проявление царевной чувств вызвало гнев Натальи Кирилловны, а десятилетний царь Петр также упрекнул сводную сестру в «зазорном» поведении. Поэтому царица Наталья увела Петра из собора задолго до окончания литургии. С ними ушли и почти все бояре, что привело в изумление духовенство, простой народ стал упрекать мать-царицу и сына-царя в пренебрежении к покойному. Те же упреки раздались и в царской семье. Царевны Татьяна Михайловна и Анна Михайловна послали монахинь с выговором, что Петр I – брат покойного Федора – не дождался конца церковной службы. Наталья Кирилловна оправдывалась, что десятилетний царь устал. Знаменательно, что, как пишет Н. Аристов, тетки упрекали Наталью и Петра в неправильном поведении, но ни слова не сказали царевне Софье, также нарушившей обычай и явившейся причиной всех последующих событий19.
Дальше – больше. Возвращаясь с похорон, Софья опять привлекла внимание толпы криками о том, что внезапная смерть царя Федора есть следствие отравления его «недоброжелателями» (явный намек на Нарышкиных), что царевич Иван не стал царем, хотя он старший наследник. Народ сочувствовал царевне. Ее популярность среди москвичей 28 апреля выросла. Софья-политик намеренно сгущала краски, специально преувеличивала свою скорбь. Ее необычное для царской семьи поведение – рассчитанный шаг. И он увенчался успехом. Она привлекла к себе внимание и изобразила в черном цвете Нарышкиных. С того дня отношения между царицей-мачехой Натальей Кирилловной и царевной-падчерицей Софьей Алексеевной окончательно испортились.