Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:00, реферат
Изучение исторического прошлого России, особенно тех периодов, когда происходили значительные преобразования, представляется не только интересным, но и весьма актуальным. Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. В июне 1762 года началось царствование Екатерины II, которому суждено было продлиться долгие тридцать четыре года.
Царствование Екатерины II—это «…целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределы людского века, не кончаются с жизнью своих творцов. И время Екатерины II пережило ее самое»1. При Екатерине II российское самодержавие вступило в свой «золотой век».
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II И ЕЕ ОКРУЖЕНИЕ. 4
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ. 6
«НАКАЗ» ИМПЕРАТРИЦЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ. 8
ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСТВОВАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II . 15
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ ПОСЛЕ 1775 ГОДА . 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
У нас были академии, высшие училища, народные школы, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот и великая монархия,— не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни. Любимец вельможи, рожденный бедным, не стыдился жить пышно; вельможа не стыдился быть развратным. Торговали правдою и чинами. Екатерина — Великий Муж в главных собраниях государственных — являлась женщиною в подробностях монаршей деятельности; дремала на розах, была обманываема или себя обманывала; не видала или не хотела видеть многих злоупотреблений, считая их, может быть, неизбежными и довольствуясь общим, успешным, славным течением ее царствования»26.
При Екатерине II завершился процесс превращения крепостных крестьян в «рабов» как их и называла Екатерина и ее современники. Самой темной стороной крепостного права был неограниченный произвол помещиков в распоряжении личностью и трудом крепостных, и целый ряд государственных деятелей и писателей XVIII в. высказывался за необходимость регулировать отношения крестьян к помещикам и определить законом размеры крестьянских работ и платежей в пользу помещиков.
Но «Вступив на престол по желанию дворянской гвардии и правя государством с помощью и посредством дворянской администрации, Екатерина не могла порвать свой союз с главенствующим в стране дворянским сословием и поневоле вела дворянскую политику в вопросе о крепостном праве»27. При Екатерине, с одной стороны, возрастала власть помещиков над крестьянами, с другой, расширялась область крепостного права.
Екатерина щедрою рукой раздавала казенные населенные имения в частную собственность своим генералам, сановникам и фаворитам. Всего она раздала в частные руки до 400 тыс. «ревизских» душ, т. е. до 800 тыс. казенных крестьян обоего пола. Затем указом 1783 г был запрещен свободный переход крестьян от одного владельца к другому в Малороссии, и таким образом и здесь водворилось крепостное право.
Рост помещичьей власти при Екатерине достиг своего предела. В 1765 г. помещикам было дано право ссылать своих провинившихся крестьян в каторжные работы. Далее, сенатским указом 1767 г. крестьянам были запрещены жалобы на своих помещиков, и таким образом государственная власть отказалась защищать крестьян от произвола и злоупотреблений со стороны их господ, что, конечно, повело к крайнему развитию этого произвола и злоупотреблении. Правда, в России законом никогда не было предоставлено дворянам право жизни и смерти над их крестьянами (как это было в некоторых других странах) и, если дело об убийстве крепостных доходило до суда, то виновные подвергались тяжелым наказаниям, но далеко не все подобные дела доходили до суда. А телесные наказания и тюремное заключение крепостных помещики применяли по своему усмотрению, беспрепятственно, а также беспрепятственно развивалась торговля крепостными людьми.
Безграничная власть помещика над крестьянами и заинтересованность его в извлечении наибольшего дохода из своей вотчины, вместе с тем ответственность его перед правительством за исправный взнос подушной подати с его крестьян, повели в XVIII в. к систематическому вмешательству органов вотчинной администрации в ход собственного хозяйства крестьянина, к развитию постоянного контроля и всесторонней опеки органов помещичьей власти над хозяйственной деятельностью господских крестьян.
Разнообразие крестьянских земельных участков по их величине и вообще разница в хозяйственном положении крестьянских дворов делала для помещиков сложной и затруднительной разверстку между крестьянами как помещичьих повинностей и платежей, так и государственной подушной подати; последняя падала в одинаковом размере на каждую «ревизскую», т. е. мужскую) «душу», начиная от грудных младенцев и кончая столетними стариками, включая и здоровых работников и калек. Чтобы выйти из этих затруднений и создать рациональную и справедливую систему распределения платежей и рабочих повинностей, помещик в XVIII в. организует новую хозяйственно-податную и рабочую единицу в виде крестьянского «тягла». На каждое тягло теперь налагается одинаковая сумма конечных платежей и барских повинностей. Вместе с тем в силу равенства платежей и повинностей отдельные крестьянские тягла должны быть в равной мере обеспечены землей как основным хозяйственным и платежным средством. А необходимость поддерживать это земельное «уравнение» вызывает необходимость земельных переделов. Однако «уравнение» крестьянских земельных участкбв и в XVIII в. еще не сделалось исключительно господствующим, и во многих вотчинах (особенно оброчных) мы встречаем, с одной стороны, богатых, а с другой — «маломочных» крестьян.
Итак, на землях крестьян казенных резкие экономические различия в среде сельского населения сохраняются в течение всего XVIII в., и крестьяне распоряжаются пахотными участками, как своей собственностью. Однако во второй половине XVIII в. правительство начинает стеснять это право распоряжения и запрещает крестьянам продавать их земельные участки (в целях сохранения их платежеспособности). Затеянное правительством земельное «уравнение» вызвало, конечно, протесты и сопротивление зажиточного крестьянства, но было поддержано малоземельными и безземельными элементами деревни, и, в конце концов, уже в начале XIX в. с большими трудностями и проволочками правительству удалось «достигнуть спасительной цели уравнять поселян землею».28
Работа Уложенной комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. "Благородное" дворянство выступило с целым рядом требований узко сословного характера. Но требования дворян шли вразрез с интересами набиравших сил купцов.
Однако наибольшие противоречия вызвал конечно же крестьянский вопрос. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов.
Екатерина испугалась такого поворота событий. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, она распустила Комиссию на неопределенный срок.
После грандиозной крестьянской войны правительство проводит целый ряд мер с целью укрепить государственный аппарат и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием в государстве.
В 1775 г. было
упразднено казачье управление
на Дону и уничтожена
В том же
году было издано "Учреждение
для управления губерний
Новый закон
вводил новое областное
Таким образом, по «Учреждениям» 1775 г. все сословия (кроме крепостных крестьян) получили право участия в делах местного управления и суда. Конечно, роль дворянства в этих учреждениях была преобладающей, как потому, что высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из кругов дворянства, так и потому, что состав уездной администрации прямо избирался местными дворянскими обществами.
Через 10 лет после губернской реформы, в 1785 г., была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла дворянству целый ряд личных и корпоративных прав, «вольностей» и преимуществ.
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержащая в себе новое «городское положение». В основу городского устройства при Екатерине были положены нормы так называемого магдебургского права, получившие еще в XVI-XVII вв. распространение на территории Украины и Белоруссии, устройство городов Прибалтики (учитывались, конечно же, и местные традиции).
Все население городов разделялось на 6 разрядов, или классов30: «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых имуществ), купцы, разделившиеся на три гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала), ремесленники, входившие в цехи, иногородние и иностранные гости, «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты), «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.
Несмотря на заботы Екатерины о развитии и росте «среднего рода людей», городской класс в России никогда не достиг ни того благосостояния, ни того социального влияния, которых достигла буржуазии западноевропейских стран.
При Екатерине II завершился процесс превращения крепостных крестьян в «рабов» как их и называла Екатерина и ее современники. Самой темной стороной крепостного права был неограниченный произвол помещиков в распоряжении личностью и трудом крепостных, и целый ряд государственных деятелей и писателей XVIII в. высказывался за необходимость регулировать отношения крестьян к помещикам и определить законом размеры крестьянских работ и платежей в пользу помещиков.
Но «Вступив на престол по желанию дворянской гвардии и правя государством с помощью и посредством дворянской администрации, Екатерина не могла порвать свой союз с главенствующим в стране дворянским сословием и поневоле вела дворянскую политику в вопросе о крепостном праве»31. Екатерина щедрою рукой раздавала казенные населенные имения в частную собственность своим генералам, сановникам и фаворитам.
При Екатерине,
с одной стороны, возрастала власть
помещиков над крестьянами, с
другой, расширялась область
Подводя итоги, сделаем вывод, что внутреннюю политику екатерининского правительства можно, как и елизаветинский период, разделить на два этапа: до крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773-1774 гг. и после нее.
Для первого периода характерна политика, которую называют просвещенным абсолютизмом. В период правления Екатерины Великой принципы «просвещенного абсолютизма» укрепились.
Необходимо отметить, что начало правления Екатерины II было отмечено грандиозным проектом создания нового свода законов империи, известного под названием «Уложения». Составленный Екатериной II «Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения» стал одним из самых известных государственно-правовых документов в российской истории. Однако новое Уложение так и не появилось на свет, комиссия по его составлению была распущена, а административные и правовые реформы екатерининского времени не вышли за рамки самодержавно-бюрократического регулирования.
На мой взгляд, коренную реформу произвела Екатерина в областном управлении Империи. В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений.
Все выработанные Уложенной комиссией предложения в области реформирования системы судопроизводства имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.
После грандиозной крестьянской войны правительство Екатерины II проводит целый ряд мер с целью укрепить государственный аппарат и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием в государстве. При Екатерине II завершился процесс превращения крепостных крестьян в «рабов».
Тем не менее, многие мероприятия екатерининского правительства несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Это и осуществленная в 1764 г. секуляризация церковных земель, и законодательство о крестьянах Прибалтики, и законодательная деятельность Уложенной комиссии.