Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:51, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что любой опыт прошлых лет в создании системы законодательных актов и его применении сегодня анализируется и изучается учеными разных сфер, для оптимизации этого опыта под современную систему законов, так как их создание и функционирование очень сложный процесс, индивидуальный для каждого государства.
В результате политической игры Венского конгресса, в которой каждый ее участник преследовал свои собственные цели, появилось автономное Царство Польское со своей конституцией. И эта конституция на тот момент являлась одной из самых либеральных во всем мире.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образование Царства Польского и создание конституции.
Венский конгресс………………………………………………………………… 7
1.1. Деятельность Венского конгресса. Образование
Царства Польского………………………………………………………..7
1.2. Создание конституции……………………………………………….11
Глава 2. Конституция Царства Польского 1815г. …………………………….13
2.1. Основные положения конституции…………………………………..13
2.2. Внутреннее устройство Царства Польского………………………....17
Глава 3. Исторические аспекты действия конституции в рамках трех
периодов: «конституционный период» (1815-1820), «период реакции»
(1820-1825) и «период кризиса» (1825-1830) …………………………………..25
3.1. «Конституционный период»………………………………………….25
3.2. «Период реакции» …………………………………………………….31
3.3. «Период кризиса» …………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...….39
Библиографический список………………………
Суд. Конституция предусматривала создание многих новых судов, но в целом ее положения не были воплощены в жизнь, старые суды остались нетронутыми. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные – апелляционный суд. Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера. Судебная власть объявлялась «конституционно независимой» от исполнительной власти, судьи не подлежали уголовной ответственности. Они либо назначались королем (в этом случаи они были несменяемы и находились в своей должности пожизненно), либо избирались на основании органического статута. Существовал разряд мировых судей, которые были свои для каждого класса населения; в их компетенцию входило разрешение споров хозяйственного характера, а также проверка и анализ дел перед отправкой в гражданский суд первой инстанции. Под гражданским судом первой инстанции понимался суд, разбирающий дела на сумму не свыше пятисот злотых. Он учреждался в каждой гмине и в каждом городе.
Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот злотых, учреждались несколько судов первой инстанции и суды съездовые в воеводствах. Помимо этого существовали также полицейские и коммерческие суды.
В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. В его состав входили несколько сенаторов, поочередно заседающих в нем, и часть судей, назначаемых королем пожизненно.
Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.
Что касается армии, то важно отметить тот факт, что польская армия была преобразована по русскому образцу при сохранении польской национальной формы одежды и польского языка командования. Вооруженные силы состояли из действительной армии, пользующейся постоянным содержанием, и временных отрядов милиции. Военная служба длилась 10 лет и являлась невероятным бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы. Общая численность армии составляла около 30 тыс. человек, однако ее размер регулировался королем в зависимости от потребностей и от бюджета. Сохранялись польские знаки отличия: ордены Белого Орла, святого Станислава и Военного Креста.
Таким образом, конституция 27 ноября 1815г. провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Российский император становился польским королем, его компетенции были невероятно велики: «правительство зиждется на особе Царя» [9, с.44], так определяет конституция его роль. Король являлся священной и неприкосновенной особой. Все государственные акты выходили от его имени. Ему принадлежала исполнительная и административная власть, законодательную власть король осуществлял вместе с сенатом. Он имел право назначать и смещать министров, членов Государственного совета, председателей воеводских комиссий, судей, архиепископов и епископов разных вероисповеданий, прелатов и каноников. Он имел право помилования, заключения мира и объявления войны, ведения международной политики, распоряжения доходами Королевства и дарования дворянских званий. Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Царства Польского находилась руках короля и назначаемых им чиновников.
Однако, несмотря на то, что конституция была выдержана в умеренном тоне и ставила перед собой задачу упрочить власть российского императора в Королевстве Польском, она сохранила в себе традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей. Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, учитывая при этом то, что она была составлена в эпоху сильного господства абсолютизма и реакции. Распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815г. Польское Королевство было единственной страной, располагающим парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.
Сохранило привилегии, как родовое дворянство, так и нобилитированное, пополнявшееся за счет лиц, имеющих заслуги перед страной; разбогатевших купцов, мещан; владельцев мануфактур; богатых ремесленников; солдат, дослужившихся до звания капитана; офицеров, награжденных крестом; преподавателей и профессоров Варшавского университета, а также чиновников после 10 лет службы.
В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Евреи были лишены политических прав. Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно-политические предписания значительно ограничили ее.
Отрицательной чертой конституции была неслучайная неясность некоторых ее положений и слишком общие формулировки. «Александр I шел по стопам Наполеона, который избегал точных формулировок для положений публичного права, стесняющих правителя и правительство», смещение принципов сословного и общенародного представительств, устранение крестьян от участия в народном представительстве, значительные преимущества шляхты в сравнении с другими классами населения (шляхта посылала в сейм 77 депутатов, а гмины только 51), отсутствие права законодательной инициативы сеймов и тому подобное. Против власти и авторитета сейма была также направлена статья 93, согласно которой, в случае несогласования сеймом нового бюджета, в течении двух лет действует старый бюджет.
Глава 3. Исторические аспекты действия конституции в рамках трех периодов: «конституционный период» (1815-1820), «период реакции» (1820-1825) и «период кризиса» (1825-1830)
3.1. «Конституционный период»
Восстановление
Царства Польского поляки
«Предвижу,
– писал Косцюшко князю Адаму
Чарторыйскому в июне 1815г., – что
слово «поляк» станет
Тяжелую
руку Константина
Как
понимал великий князь
Исполнительная
власть принадлежала, согласно конституции,
наместнику. Общественное мнение
ожидало, что на этот пост будет
назначен князь Чарторыйский, имевший
все данные к тому, чтобы управлять
конституционной страной. Но Александр
охладел уже к другу своей
юности, да и не желал иметь
наместником в Царстве
Николай
Новосильцев после венского
В
результате такой политики
Таким
образом, тот, кто дал конституцию,
первый и нарушил ее, лишив
собрание народных
По
предостережению великого