Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:35, доклад
До Великого посольства 1697г можно сказать, что Петр I не вмешивался в церковную политику.В 1690 году Петр хотел, чтобы патриарший престол занял митрополит Маркелл, но его мать выбрала в патриархи Адрианна (Виттрама I), с чем Петру пришлось смериться.
При всей радикальности произведенной реформы, декларирующие ее документы полны дискурсивных маневров, с помощью которых новый порядок дисассоциируется с чужеземными образцами и сближается с православной традицией. Дискурсивные маневры сопровождают и само издание Духовного Регламента. Их целью было превратить видимость преемственности в подобие канонического порядка, сохраняющего потенциал реального возрождения канонической церковной традиции.
Переименование
сразу же выделило Синод из ряда
гражданских петровских коллегий и
- благодаря эпитету
Феофаном Прокоповичем был подготовлен проект послания Синода восточным патриархам, который преследовал цель убедить блюстителей восточного православия о том, что порядок для русской церкви «превеликое благо». Проект апеллировал к особенностям русской церкви, таким как обширность территории и малочисленность епископских кафедр.
Петр от проекта Феофана отказался и предпочел обратиться к константинопольскому патриарху Иеремии. Это говорит о том, что Петра не интересовали сближения с прошлым, создававшие для его церковных реформ хотя бы частичные прецеденты. Полноценного прецедента он найти не мог, но у него была база, а именно церковное переустройство после Большого Московского собора 1666-1667, когда Алексей Михайлович взял церковное управление в свои руки и позиционировал себя как верховного блюстителя православия. Тем самым, Петр довершил, что начал его отец. Духовенство должно было осознать, что это и есть окончательное урегулирование всех тех противостояний, которые сотрясали церковную жизнь до реформы. Петр ликвидировал Монастырский приказ и отдал церковные имения и судопроизводство по делам подведомственного духовенству населения в управление Синода. Это урегулирование должно было служить духовенству напоминанием, что при его полной лояльности царской власти оно может пользоваться покровительством государства.
Таким
образом, радикальность петровских
инноваций состояла в том, что
в новом распределении власти
духовному начальству была отведена
сугубо подчиненная роль, оно стало
частью государственной администрации.
В силу этого религиозное дисциплинирование
слилось с государственным дисциплинированием,
или, иными словами, стало лишь религиозным
аспектом общего государственного принуждения.
Христианское благочестие превратилось
в элемент гражданской благонадежности;
оно сделалось не столько проявлением
индивидуальной веры, сколько исполнением
требований, предъявляемых к верноподданному
императора.
Информация о работе Церковная реформа Петра Первого. Церковь и образование в XVIII в