Церковная реформа патриарха Никона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».

Содержание

1. Введение. Суть проблемы и анализ использованной литературы
2. Хронология и события
2.1 О том, как сын крестьянина стал патриархом
2.2 О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем
2.3 Церковная реформа патриарха Никона.
Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе
2.4 Распадение раскола на толки
2.5 Распадение раскола на толки
3.Заключение. Вопрос о главенстве в государстве. Значение никоновской реформы и последствия раскола
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Церковная реформа патриарха Никона.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

     До  патриарха Никона, как уже говорилось, только патриарх Филарет обладал  столь спорным титулом «великого  государя», то есть, так или иначе, совмещал духовную власть со светской. Но Филарет не давал поводов для возникновения каких-либо вопросов о верховной власти, потому, наверное, что был отцом царя. Во времена же патриарха Никона, который тоже был одарён вышеупомянутым титулом, сложилась иная ситуация.

     Во-первых, хотя Никон и имел на царя Алексея  Михайловича значительное влияние (ослаблявшееся, правда, с течением времени), но, тем не менее, не находился  с ним в родственных связях, а это уже немаловажный факт.

     Во-вторых, Никон был человеком более энергичным, чем Филарет, а, следовательно, и стремящимся достичь бо́льшего. Но с этим стремлением Никон несколько «перегнул палку», так как «на Руси духовенство никогда не ставило себя выше князей и царей и не искало мирской власти и прямого влияния на государственные дела»19. Никон же увлёкся мирской властью до того, что совсем стал забывать церковь, как своё основное призвание, ведь именно в делах церковных он проявлял истинный талант. Оттого на соборном суде 1666-67 годов он не встретил поддержки и со стороны духовенства, приписавшего его попытки возвысить своё значение его личным амбициям.

     Стоит отметить, что, когда в первоначальном варианте приговора Никону, восточные патриархи поместили утверждение, будто патриарх всегда и во всем должен быть послушен царю, русское духовенство выступило с резкой критикой этого положения, которое в конечном варианте было записано так: царь должен иметь приоритет в делах государственных, а патриарх – в делах церковных. Именно так был тогда решён очень важный вопрос о главенстве в государстве. Но формулировка, предложенная восточными патриархами, всё же оказала влияние на последующих русских государей, «навсегда лишив церковную власть на Руси возможности в чём бы то ни было равнять себя с властью царской»20, она же «подготовила в будущем полное подчинение церкви государству»21.

     Но  каким бы то ни было значение и роль Никона в решении вопроса о  главенстве в русском государстве, несравнимо большим окажется его  значение как церковного реформатора. Значение его реформы для Русской  Церкви и по сей день огромно, так  как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению  русских православных богослужебных  книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы  в жизнь. Благодаря этой же реформе  были укреплены и некоторые международные  связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных  атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

     Даже  такое отрицательное последствие  никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям. Раскол явился национальной трагедией русского народа. 
 

4.Список  использованной литературы

  1. Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX – начало XX века / И. Н. Ионов. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России XVI-XVIII вв.: экспериментальный учебник для VIII класса средних учебных заведений / Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. – М.: Мирос, 1994.
  3. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский. – М.: Правда, 1990.
  4. Ключевский В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: курс систематический / С. Ф. Платонов. – М.: Звено, 1994.
  6. Смирнов П. История христианской Православной Церкви / П. Смирнов. – М.: Православная беседа, 1994.
  7. Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьёв. – М.: Правда, 1989.
  8. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: пособие для учителя, 2-е изд., дораб. / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989.

Информация о работе Церковная реформа патриарха Никона