Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 13:32, курсовая работа
На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».
1. Введение. Суть проблемы и анализ использованной литературы
2. Хронология и события
2.1 О том, как сын крестьянина стал патриархом
2.2 О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем
2.3 Церковная реформа патриарха Никона.
Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе
2.4 Распадение раскола на толки
2.5 Распадение раскола на толки
3.Заключение. Вопрос о главенстве в государстве. Значение никоновской реформы и последствия раскола
4. Список использованной литературы
До
патриарха Никона, как уже говорилось,
только патриарх Филарет обладал
столь спорным титулом «
Во-первых, хотя Никон и имел на царя Алексея Михайловича значительное влияние (ослаблявшееся, правда, с течением времени), но, тем не менее, не находился с ним в родственных связях, а это уже немаловажный факт.
Во-вторых, Никон был человеком более энергичным, чем Филарет, а, следовательно, и стремящимся достичь бо́льшего. Но с этим стремлением Никон несколько «перегнул палку», так как «на Руси духовенство никогда не ставило себя выше князей и царей и не искало мирской власти и прямого влияния на государственные дела»19. Никон же увлёкся мирской властью до того, что совсем стал забывать церковь, как своё основное призвание, ведь именно в делах церковных он проявлял истинный талант. Оттого на соборном суде 1666-67 годов он не встретил поддержки и со стороны духовенства, приписавшего его попытки возвысить своё значение его личным амбициям.
Стоит отметить, что, когда в первоначальном варианте приговора Никону, восточные патриархи поместили утверждение, будто патриарх всегда и во всем должен быть послушен царю, русское духовенство выступило с резкой критикой этого положения, которое в конечном варианте было записано так: царь должен иметь приоритет в делах государственных, а патриарх – в делах церковных. Именно так был тогда решён очень важный вопрос о главенстве в государстве. Но формулировка, предложенная восточными патриархами, всё же оказала влияние на последующих русских государей, «навсегда лишив церковную власть на Руси возможности в чём бы то ни было равнять себя с властью царской»20, она же «подготовила в будущем полное подчинение церкви государству»21.
Но
каким бы то ни было значение и роль
Никона в решении вопроса о
главенстве в русском государстве,
несравнимо большим окажется его
значение как церковного реформатора.
Значение его реформы для Русской
Церкви и по сей день огромно, так
как была проведена наиболее тщательная
и грандиозная работа по исправлению
русских православных богослужебных
книг. Она же дала мощный толчок развитию
просвещения на Руси, необразованность
которой сразу стала заметной
при проведении церковной реформы
в жизнь. Благодаря этой же реформе
были укреплены и некоторые
Даже
такое отрицательное
4.Список использованной литературы