Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:36, реферат
В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. - церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
1667-1676 гг. - Соловецкое восстан
Большой церковный собор.
Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено созвать церковный собор, на который пригласили патриархов всех православных церквей. Приехать смогли только Александрийский и Антиохийский патриархи Паисий и Макарий, имевшие, правда, полномочия также от патриархов Иерусалимского и Константинопольского. Они долго добирались с Востока, но наконец прибыли в Москву. Собор с их участием начал свои заседания в декабре 1666 г. и был продолжен в 1667 г. Первым вопросом было дело Никона. Ему велели явиться на собор "смирным обычаем", но бывший патриарх вошел в столовую палату, где проходили заседания собора, со свитой, а впереди него несли крест. За двенадцать лет до этого сам Никон, расправляясь со своими противникам, взывал к авторитету восточных патриархов. Теперь это оружие было обращено против него самого. Патриархи были вызваны для суда над ним, и приговор был заранее предрешен. Царь Алексей Михайлович перечислил провинности бывшего "собинного друга". Никону припомнили все - и своеволие, и деспотическое управление церковью, и страсть к расширению патриарших владений. Не были забыты и нападки Никона на Соборное Уложение. "К этой книге, - обличал его царь, - приложили руки патриарх Иосиф и весь освященный собор, и твоя рука приложена..." - "Я руку приложил поневоле", - отвечал Никон. Подсудимый пытался защищаться, но его оправдания не принимались во внимание.
Восточные патриархи произнесли приговор: "Отселе не будеши патриарх и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах". 12 декабря 1666 г. с Никона сняли клобук и панагию, и велели ему жить в тихо и безмятежно, а о своих согрешениях молить всемилостивого бога. "Знаю я и без вашего поучения, как жить", - огрызнулся Никон и язвительно добавил, обращаясь к Александрийскому и Антиохийскому патриархам. - "А что вы клобук и панагию с меня сняли, то жемчуг с них разделите по себе, достанется вам жемчугу золотников но пяти и по шести, да золотых по десяти. Вы султанские невольники, бродяги, ходите всюду за милостынею, чтоб было чем заплатить дань султану...". Когда его силой посадили в сани, он говорил сам с собой: "Никон! отчего все это тебе приключилось? не говори правды, не теряй дружбы! если бы ты давал богатые обеды и вечерял с ними, то не случилось бы с тобою этого"
Местом ссылки Никона
стал Ферапонтов монастырь на Белом
озере. Лишенный патриаршего сана, он
жил отнюдь не как простой монах.
Вместо кельи у него были обширные
палаты, его по-прежнему обслуживало
множество слуг. И тем не менее
Никону, давно забывшему свое крестьянское
происхождение и привыкшему к
роскоши, условия жизни казались
невыносимыми. Вообще, в ссылке этот
энергичный и властолюбивый человек
проявил малодушие и
Дело патриарха Никона продемонстрировало, что баланс сил между светской и духовной властью складывался в пользу светской власти, хотя до полного подчинения церкви государству было еще далеко. Церковь и после падения Никона продолжала сохранять и свою внутреннюю самостоятельность и земельные владения. Но после Никона уже никто из высших церковных иерархов не осмеливался претендовать на первенствующую роль в государстве.
Церковный собор 1666-1667 гг. осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Между тем до собора конфликт царя и патриарха вселил определенные надежды в противников нововведений, тем более что после отречения Никона участь его ярых врагов была облегчена. Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум. Он вспоминал, что в Москве его встретили с распростертыми объятиями: "Государь меня тотчас к руке поставить велел и слова милостивые говорил: "здорово ли-де, протопоп, живешь? еще-де видатца бог велел!" И я сопротив руку ево поцеловал и пожал, а сам говорю: жив господь, и жива душа моя, царь-государь; а впредь что изволит бог!" Он же, миленькой, вздохнул, да и пошел, куды надобе ему. " Аввакуму наперебой предлагали завидные должности: "Давали мне место, где бы я захотел, и в духовники звали, чтоб я с ними соединился в вере".
Но Аввакум не
изменил своим убеждениям и подал
Алексею Михайловичу обширную челобитную,
требуя восстановить старую веру. На протопопа
тотчас же обрушились прежние преследования:
"И с тех мест царь на меня кручиноват
стал: не любо стало, как опять я
стал говорить; любо им, когда молчю,
да мне так не сошлось. А власти,
яко козлы, пырскать стали на меня…"
Аввакума отправили в новую ссылку
на Мезень, а через два года снова
привезли в Москву вместе с другими
вождями раскола для
В 1666 г. главных вождей
раскола привезли из разных мест заключения
в Москву, чтобы они предстали
перед для судом восточных
и русских православных иерархов.
На соборе вожди раскольников держались
по-разному. Иоанн Неронов, некогда
первым начавший борьбу против Никона,
не выдержал гонений, принес покаяние
и принял реформы, за что был прощен
и сделан архимандритом монастыря
в Переславле-Залесском. Но Аввакум
и его сподвижники Лазарь и
Федор были несгибаемыми. Если верить
пристрастному описанию собора, сделанному
самим протопопом Аввакумом, он легко
посрамил вселенских патриархов, укорив
их тем, что у них православие
«пестро стало» под турецким игом
и посоветовав впредь приезжать
на Русь поучиться истинной вере, которую
исповедовали русские святые. "И
патриарси задумалися; а наши, что
волчонки, вскоча, завыли и блевать
стали на отцев своих, говоря: "глупы-де
были и не смыслили наши русские
святыя, не ученые-де люди были, - чему им
верить?" Аввакум использовал
обычный для средневековой
Церковный собор
предал анафеме и проклятию как
еретиков и непокорных всех не принявших
реформы. Таким образом было официально
провозглашено, что церковные реформы
были не личной прихотью Никона, а делом
церкви.
«Соловецкое сидение».
Церковный собор 1666-1667
гг. стал поворотным пунктом в истории
раскола. В результате решений собора
разрыв между господствующей церковью
и раскольниками стал окончательным
и необратимым. После собора движение
раскола приобрело массовый характер.
Далеко не случайно этот этап совпал с
массовыми народными
Вместе с тем
в старообрядчестве был силен
элемент консерватизма и
Сестер увещевали высшие церковные иерархи, но Морозова на требование причаститься по новым служебникам отвечала: " Враг божий Никон своими ересями как блевотиною наблевал, а вы ныне то сквернение его полизаете; явно, что и вы подобны ему". Феодосью Морозову и Евдокию Урусову подвергли пытке, но не смогли добиться отречения от старой веры. Тогда их отправили в Боровск, где посадили в подземелье. Аввакум, как мог ободрял женщин, но судьба их была печально - сестер уморили голодом.
На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей - Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, не переплетая, в казенную палату, а потом на общем собрании постановили отнюдь нынешних служебников не принимать. Тогдашний архимандрит Илия говорил со слезами богомольцам, совершавшим паломничество в знаменитую обитель: "Видите, братья, последнее время: встали новые учители, от веры православной и отеческого предания нас отвращают и велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам." Несколько монахов колебались и не хотели подписывать приговор об отказе от новопечатных служебников - "так на нас архимандрит закричал с своими советниками, как дикие звери: «Хотите латинскую еретическую службу служить! Живых не выпустим из трапезы!" Мы испугались и приложили руки".
Н. М. Никольский, автор
"Истории русской церкви", считал,
что нежелание принять новые
служебники объяснялось тем, что
большинство духовенства
На церковном соборе
1666-1667 гг. один из предводителей соловецких
раскольников Никандр избрал иную,
чем Аввакум, линию поведения. Он
притворно выразил согласие с
постановлениями собором и
Осада - "Соловецкое сидение" затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: "Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!"Но в осажденном монастыре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью,
Меньшинство во главе с Никандром и миряне - "бельцы"во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали "за великого государя богомолие отставить", а про самого царя говорили такие слова, что "не только написать, но и помыслить страшно". В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 г. , в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь. Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку.
Такими перед нами
предстали события тех далеких
времен, такими их видят сегодняшние
историки и историографы, но, конечно,
остается еще много загадок и
белых пятен, и поэтому не иссякает
интерес ни к патриарху Никону,
ни к его реформам.