Церковный раскол и его сущность и значение
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа
Краткое описание
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.
О расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Церковный раскол XVII века…………………………………………………………………………………3
1.1 Причины и предпосылки церковного раскола………………………………......................................................................3
1. 2Личность патриарха Никона…………………………………………………..........................................5
2. Церковная реформа: сущность и значение…………………………………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………………………….....12
Вложенные файлы: 1 файл
Церковный раскол и его сущность
и значение
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Церковный раскол XVII века…………………………………………………………………………………3
1.1 Причины и предпосылки церковного
раскола………………………………......................................................................3
1. 2Личность патриарха Никона…………………………………………………..........................................5
2. Церковная реформа: сущность
и значение…………………………………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………………………….....12
Введение
Расколом принято называть
произошедшее во второй половине XVII века
отделение от господствующей Православной
Церкви части верующих, получивших название
старообрядцев, или раскольников. Значение
раскола в русской истории определяется
тем, что он являет собой видимую отправную
точку духовных противоречий и смут, завершившихся
в начале XX века разгромом русской православной
государственности.
О расколе писали многие. Историки
- каждый по-своему толковали его причины
и разъясняли последствия. Непосредственным
поводом для Раскола послужила так называемая
«книжная справа» - процесс исправления
и редактирования богослужебных текстов.
Церковный раскол стал одним
из самых существенных явлений в истории
российской духовной культуры XVII в. Как
широкое религиозное движение он зародился
после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы
на противников греческих обрядов, введенных
в практику русского богослужения, и запретившего
использование литургических книг, отпечатанных
до начала систематического исправления
богослужебных текстов по греческому
образцу. Однако истоки его восходят к
более раннему времени, к периоду патриаршества
Никона. Вскоре после возведения в сан
(1652) патриарх провел церковную реформу,
которая, по общему мнению исследователей,
сразу же вызвала резкий протест ревнителей
старины. Первоначально недовольство
исходило от узкого круга лиц, многие из
которых прежде были единомышленниками
Никона. Самыми видными фигурами среди
них были протопопы Иван Неронов и Аввакум
Петров.
В первые годы правления Алексея
Михайловича они вместе с Никоном входили
в «кружок ревнителей благочестия», возглавлявшийся
царским духовником протопопом Благовещенского
собора в Кремле Стефаном Вонифатьевым,
и оказывали заметное влияние на церковную
политику. Однако реформа, начатая Никоном,
превратила бывших друзей в непримиримых
врагов. Н.Ф. Каптерев назвал это «разрывом
лиц, решительно разошедшихся между собою
во взглядах и убеждениях».
В переломные моменты Российской
истории принято искать корни происходящего
в ее далеком прошлом. Поэтому обращение
к таким периодам как период церковного
раскола представляется особенно важным
и актуальным.
1. Церковный раскол в XVII веке
1.1 Причины и предпосылки церковного раскола
К середине семнадцатого века
накопились, и стали очевидными расхождения
с современной греческой церковной практикой
и возникли вопросы по поводу обрядов
Русской православной церкви. Особенно
горячие споры возникли еще в пятнадцатом
веке об «аллилуйе» и «посолонном хождении»
(от слова «посолонь» - по солнцу). А в шестнадцатом
веке было с очевидностью замечено множество
расхождений и недосмотров в церковных
книгах, особенно в переводах богослужебных
текстов: одни переводчики плохо знали
греческий язык, другие - русский. На Стоглавом
Соборе 1551 года, проведенном с целью введения
единообразия в церквах, решено было исправлять
книги, сверяя их с «добрыми переводами»,
но отсутствие единого подхода привело
к еще большим искажениям текста. Одной
из попыток введения единообразия в богослужебных
книгах было также открытие в Москве типографии,
но вместе с количеством издаваемых книг
росло и число ошибок.
Наибольшее их возмущение вызывали
нравы духовенства. Из многочисленных
жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху
Иосифу складывалась весьма мрачная картина. Вместо
того чтобы заботиться о душах своих прихожан,
священники проводили время в пьянстве
и распутстве. Они не только не произносили
проповедей, но и саму церковную службу
стремились укоротить путем введения
«многогласия» - одновременного чтения
и пения различных молитв и текстов. Одновременно
священник читал молитву, чтец – псалом,
дьякон – послание и т.д. Читали в три –
четыре и даже пять – шесть голосов сразу.
В результате служба убыстрялась, но понять
в ней что-нибудь было невозможно, поэтому,
по свидетельству того же Клеменса, присутствующие
в храме не обращали внимания на чтение
и позволяли себе в это время шутить и
разговаривать, тогда как в остальное
время богослужения они сохраняли величайшую
скромность и набожность.
Наше церковное пение не нравилось
иностранцам. Даже крайне доброжелательный
к русским и склонный хвалить почти все
их церковные установления архидьякон
Павел Алеппский, рассказывая о пении,
меняет тон речи. По его словам, наши протодьяконы
и дьяконы произносили ектении, а священники
молитвы низким и резким голосом. Когда
Павел, освоив русский язык, прочел однажды
в присутствии царя славянскую ектению
высоким голосом, то Алексей Михайлович
выразил удовольствие. Но Павел Алеппский
делает различие между пением собственно
в России и Малороссии. В последней, по
его словам, была заметна любовь к пению
и знание музыкальных правил. «А московиты,
не зная музыки, пели наудачу; им нравился
низкий, грубый и протяжный голос, который
неприятно поражал слух; они даже порицали
высокоголосное пение и укоряли этим пением
малороссов, которые, по их словам подражали
полякам». Из описания путешествия Павла
видно, что на Украине в церковном пении
принимали участие все присутствующие
в храме; особенно воодушевляли чистые
и звонкие голоса детей.
В нашей церковной практике
была еще одна несообразность, удивлявшая
иностранцев, против которой восставали
многие пастыри церкви. У нас существовал
обычай, согласно которому каждый присутствующий
на службе молился своей иконе. Между тем
этот обычай вел к большой неблагопристойности
при богослужении: присутствующие в церкви
заняты были не столько общим церковным
пением и чтением, сколько своими частными
молитвами, которые каждый обращал к собственной
иконе, так что во время богослужения все
собрание молящихся представляло собой
толпу лиц, обращенных в разные стороны.
Наступала минута большого входа, тогда
все устремляли свои взоры на Св. Дары
и повергались перед ними ниц, но после
того, как Дары ставились на престол и
царские врата закрывались, опять каждый
начинал смотреть врозь, каждый обращался
к своей иконе и твердил свою простую молитву:
«Господи, помилуй!» Сам царь в этом случае
следовал общему правилу. Таково свидетельство
Майерберга, которое вполне подтверждается
Колинсом. Последний говорит, что в известные
моменты службы русские разговаривали
о делах, а царь Алексей Михайлович почти
всегда занимался делами в церкви, где
он бывал окружен боярами.
Все эти особенности религиозного
быта русских привели к тому, что в XVII веке
на Западе даже была защищена диссертация
на тему: «Являются ли русские христианами?»
И хотя автор ее не давал утвердительный
ответ, уже само появление вопроса, вынесенного
в заглавие, о чем-то говорит…
Еще во второй половине пятнадцатого
века в русской церкви утвердилась мысль
о том, что после Флорентийской унии 1439
года и падения Константинополя истинно
чистое православие сохранилось только
на Руси. А в начале шестнадцатого века
оформилась идея о Москве как «Третьем
Риме». Ее выдвинул игумен Псковского
Елеазарова монастыря Филофей в своих
посланиях к Василию III. Филофей считал,
что в истории христианства последовательно
существовало три великих центра. Первый
- Рим - пал из-за отступления от истинного
христианства; второй - Константинополь
- пал из-за Флорентийской унии. Третий
же «Рим» - Москва, а четвертому не бывать.
Это утверждение было призвано служить
возвеличиванию Московских государей,
но одновременно - утверждению исключительного
значения религии и церкви. Учение о «Третьем
Риме» служило идейным обоснованием враждебности
ко всему иноземному, религиозной нетерпимости,
самоизоляции. Все, что шло от греков, казалось
ложным. Это мнение господствовало и в
семнадцатом веке. Понимая всю опасность
неосторожного вторжения в область веры,
царь в то же время почитал полезным для
государства всеми средствами, в том числе
и личным примером, укреплять религиозность
своих подданных. Правительство понимало,
что отказ от традиций не пройдет безболезненно,
но в то же время склонялось к мысли о необходимости
пересмотра всех церковных обрядов и приведение
их в соответствие с греческой богослужебной
практикой. Это было вызвано, прежде всего,
стремлением упорядочить обрядовую практику
русской церкви в условиях роста религиозного
вольномыслия и падения авторитета духовенства.
Вместе с тем сближение с греческой церковью
должно было поднять престиж Российского
государства на православном Востоке.
1.2 Личность патриарха Никона
Никон (до пострижения в монахи
— Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижегородском
уезде в семье крестьянина. Богато одаренный
от природы энергией, умом, прекрасной
памятью и восприимчивостью, Никон рано,
с помощью сельского священника, овладел
грамотой, профессиональными знаниями
служителя церкви и уже в 20 лет стал священником
в своем селе. В 1635 г. он постригся в монахи
в Соловецком монастыре и был назначен
в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря.
В 1646 г. Никон по делам монастыря оказался
в Москве, где и встретился с царем Алексеем.
Он произвел самое благоприятное впечатление
на царя и потому получил место архимандрита
влиятельного столичного Новоспасского
монастыря. Новоиспеченный архимандрит
сблизился со Стефаном Вонифатьевым и
другими столичными ревнителями благочестия,
вошел в их кружок, неоднократно беседовал
о вере и обрядах с иерусалимским патриархом
Паисием (когда тот находился в Москве)
и стал активным церковным деятелем. Перед
царем он выступал чаще всего в качестве
ходатая за бедных, обездоленных или невинно
осужденных, и завоевал его расположение
и доверие. Став в 1648 г. по рекомендации
царя новгородским митрополитом, Никон
проявил себя как решительный и энергичный
владыка, и ревностный поборник благочестия. Царю
Алексею Михайловичу импонировало и то,
что Никон отошел от точки зрения провинциальных
ревнителей благочестия на церковную
реформу и стал сторонником плана преобразования
церковной жизни России по греческому
образцу.
Выбор царя пал на Никона, и
этот выбор поддержал царский духовник
Стефан Вонифатьев. Казанский митрополит
Корнилий и находившиеся в столице ревнители
благочестия, не посвященные в планы царя,
подали челобитную с предложением избрать
в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее
влиятельного и авторитетного члена кружка.
Реакции царя на челобитную не последовало,
а Стефан уклонился от предложения и настойчиво
рекомендовал своим единомышленникам
кандидатуру Никона. Последний тоже был
членом кружка. Поэтому ревнители благочестия
в новой челобитной царю высказались за
избрание в патриархи Никона, бывшего
тогда новгородским митрополитом.
Никон считал себя единственным
реальным кандидатом в патриархи. Суть
его далеко идущих планов сводилась к
тому, чтобы ликвидировать зависимость
церковной власти от светской, поставить
ее в церковных делах выше царской власти
и самому, став патриархом, занять, по меньшей
мере, равное с царем положение в управлении
Россией.
Решительный шаг последовал
25 июля 1652 г., когда церковный собор уже
избрал Никона патриархом и царь одобрил
результаты выборов. В этот день в кремлевском
Успенском соборе для посвящения новоизбранного
в патриархи собрались царь, члены царской
фамилии, боярская дума и участники церковного
собора. Никон появился лишь после посылки
к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил,
что не может принять сан патриарха. Свое
согласие он дал только после «моления»
царя и присутствовавших в соборе представителей
светской и церковной власти. Этим «молением»
они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович,
обязались слушаться Никона во всем, что
он будет «возвещать» им о «догматах божиих
и о правилах», слушаться его «яко начальника
в пастыря и отца краснейшаго». Этот акт
существенно поднял престиж нового патриарха.
Светская власть приняла условия
Никона потому, что считала эту меру полезной
для проведения церковной реформы, а самого
патриарха - надежным сторонником плана
реформы. Более того, ради решения первоочередных
внешнеполитических задач (воссоединение
с Украиной, война с Речью Посполитой),
чему должна была содействовать церковная
реформа, светская власть пошла на новые
уступки. Царь отказался от вмешательства
в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую
сферу. Он допустил также участие Никона
в решении всех интересовавших патриарха
внутриполитических и внешнеполитических
дел, признал Никона своим другом, и стал
именовать его великим государем, то есть,
как бы пожаловал ему титул, который из
прежних патриархов имел только Филарет
Романов. В итоге возник тесный союз светской
и церковной властей в форме «премудрой
двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после
своего избрания стал самовластным владыкой
русской церкви. Он начал с устранения
вмешательства в церковные дела своих
прежних единомышленников по кружку ревнителей
благочестия. Никон даже велел не допускать
к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума,
Даниила и других. Их жалобы не поддержали
ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М.
Ртищев, которые уклонялись от вмешательства
в действия патриарха.
Уже в конце 1652 г. некоторые
из настоятелей монастырей, чтобы угодить
Никону, стали раболепно именовать его
великим государем. Их примеру последовали
архиереи. В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной
и решительной деятельности Никона был
осуществлен комплекс мер, которые определили
содержание и характер церковной реформы.
Личность патриарха Никона
- одна из самых интересных, противоречивых
и загадочных во всей русской истории.
Для одних - старообрядцев, он - предтеча
"анчихристов", для других - прежде
всего монархов императорской России
- властолюбивый и деспотичный выскочка,
пытавшийся возвысить священство выше
царства и поставить патриаршескую власть
над властью русского самодержца, для
либеральных церковных кругов - "папист",
душитель церковной свободы, для своих
же почитателей, весьма и весьма многочисленных,
Никон - "величайший человек русской
истории" (Митр. Антоний (Храповицкий)),
"борец за свободу церкви (англиканский
диакон Уильям Пальмер - знаменитый корреспондент
Хомякова и издатель никоновых сочинений). Про
св. Иоанна Шанхайского рассказывали,
как однажды, услышав на экзамене в воскресной
школе рассказ девочки о патриархе Никоне,
он спросил ее, считает ли она патриарха
святым. Услышав неопределенный ответ,
святитель строго-настрого наказал ей
отныне считать Никона святым. Таков разброс
мнений - от святого до "антихриста".
И разброс этот, по-видимому, будет продолжаться
еще долго, может быть до скончания века.
2. Церковная реформа: сущность и значение.
Первоначально Никон повелел
креститься тремя перстами («сими тремя
персты подобает всякому православному
христианину изображать на лице своем
крестное знамение; а кто крестится двумя
перстами – тот проклят!»), повторять возглас
«Аллилуйя» три раза, служить литургию
на пяти просфорах, писать имя Иисус, а
не Исус. Собор 1654 г. (после принятия Украины
под власть Алексея Михайловича) оказался
«коренным переворотом» в русской православной
жизни – он одобрил новшества и внес изменения
в богослужение. Константинопольский
патриарх и другие восточные православные
патриархи (Иерусалимский, Александрийский,
Антиохийский) благословили начинания
Никона. Имея поддержку царя, даровавшего
ему титул «великого государя», Никон
вел дело торопливо, самовластно и круто,
требуя немедленного отказа от старых
обрядов и точного исполнения новых. Старорусские
обряды предавались осмеянию с неуместной
запальчивостью и резкостью; грекофильство
Никона не знало предела. Но оно имело
в основе не преклонение перед эллинистической
культурой и византийским наследием, а
провинциализм патриарха, выбившегося
из простых людей и претендовавшего на
роль главы вселенской греческой церкви.
Более того, Никон отвергал
научные знания, ненавидел «еллинскую
мудрость». Так, патриарх пишет царю: «Христос
не учил нас диалектике ни красноречию,
потому что ритор и философ не может быть
христианином. Аще кто от христиан не истощит
от своего помышления всяку премудрость
внешнюю и всяку память еллинских философов,
не может спастися. Премудрость еллинская
мати всем лукавым догматам».
Широкие народные массы не восприняли
столь резкого перехода к новым обычаям.
Книги, по которым жили их отцы и деды,
всегда считались священными, а теперь
- проклятыми?! Сознание русского человека
не было подготовлено к подобным переменам,
и не понимало сущности и коренных причин
проводимой церковной реформы, а им, конечно,
никто ничего не удосужился объяснить.
Да и возможно ли было какое-либо объяснение,
когда священники в деревнях не обладали
большой грамотностью, являясь плоть от
плоти и кровь от крови такими же крестьянами
(вспомним слова новгородского митрополита
Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная
пропаганда новых идей отсутствовала?
Поэтому низы встретили нововведения
«в штыки». Старые книги частенько не отдавали,
прятали их, либо крестьяне бежали с семьями,
скрываясь, в леса от никоновых «новин».
Иногда старые книги местные прихожане
не отдавали, поэтому кое-где применяли
силу, происходили драки, заканчивавшиеся
не только увечьями или ушибами, но и убийствами.
Усугублению ситуации способствовали
ученые «справщики», порой прекрасно знавшие
греческий язык, но в недостаточной степени
владевшие русским. Вместо грамматического
исправления старого текста, они давали
новые переводы с греческого языка, незначительно
отличавшиеся от старых, усиливая и без
того сильное раздражение у крестьянской
массы.
Например, вместо «дети» теперь
печаталось «отроци»; слово «храм» заменили
на слово «церковь», и наоборот; вместо
«ходив» - «пешешествовав». Ранее говорили:
«Запрещается ти, диаволе, Господь наш
Исус Христос, пришедший в мир и вселивыйся
в человецех»; в новом варианте: «Запрещает
тебе Господь, диаволе, пришедый в мир
и вселивыйся в человецех».
Оппозиция Никону сформировалась
и при дворе, среди «лютчих людей» (но весьма
незначительная, поскольку более чем подавляющая
часть староверов «комплектовалась» из
простонародья). Так, в некоторой мере
олицетворением старообрядчеству стала
боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря
знаменитой картине В.И. Сурикова), одна
из самых богатых и знатных женщин в русском
дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова.
Про царицу Марию Милославскую говорили,
что она спасла протопопа Аввакума (по
меткому выражению русского историка
С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») –
одного из наиболее «идейных оппозиционеров»
Никону. Даже когда почти все пришли «с
повинной» к Никону, Аввакум остался верен
себе и решительно отстаивал старину,
за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его
вместе «со союзники» заживо сожгли в
срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа,
в Григорово, состоялось открытие памятника
Аввакуму).
Константинопольский патриарх
Паисий обратился к Никону со специальным
посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся
на Руси, призывал московского патриарха
смягчить меры по отношению к людям, не
желающим принимать сейчас «новины». Паисий
соглашался на существование в некоторых
областях и регионах местных особенностей:
«Но если случится, что какая-нибудь церковь
будет отличаться от другой порядками,
неважными и несущественными для веры;
или такими, которые не касаются главных
членов веры, а только незначительных
подробностей, например, времени совершения
литургии или: какими перстами должен
благословлять священник и т.п. Это не
должно производить никакого разделения,
если только сохранится неизменно одна
и та же вера».
Однако в Константинополе не
понимали одну из характерных черт русского
человека: если запрещать (либо разрешать)
– обязательно всё и вся; принцип «золотой
середины» правители судеб в истории нашей
страны находили очень и очень редко…
Организатор реформы, Никон,
недолго пробыл на патриаршем престоле
– в декабре 1666 г. его лишили высочайшего
духовного сана (вместо него поставили
«тихого и незначительного» Иоасафа II
, находившегося под контролем царя, т.е.
светской власти). Причиной тому являлась
крайняя амбициозность Никона: «Видишь
ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу
недовольные самовластием патриарха,
- что он возлюбил стоять высоко и ездить
широко. Управляет этот патриарх вместо
Евангелия бердышами, вместо креста –
топорками». Светская власть одержала
победу над духовной.
Староверы подумали, что возвращается
их время, но глубоко ошибались – поскольку
реформа полностью отвечала интересам
государства, она стала проводиться и
дальше, под руководством царя.
Собор 1666-1667 гг. завершил торжество
никониан и грекофилов. Собор отменил
решения Стоглавого собора, признав, что
Макарий с иными московскими иерархами
«мудрствовал невежеством своим безрассудно».
Именно собор 1666-1667 гг. положило начало
русскому расколу. Отныне все несогласные
с введением новых деталей исполнения
обрядов подлежали отлучению от церкви.
Преданные анафеме ревнители старого
московского благочестия получили название
раскольников, или староверов и подверглись
жестоким репрессиям со стороны властей.
«Церковный раскол, произошедший
в 1667 г., имел огромное значение в духовной
жизни Российского государства, так как
коснулся одной из главных его составляющих
- церкви. Общество раскололось надвое.
Одни приветствовали реформы Никона, другие
были не в состоянии реально обдумать
их, они слепо верили в правильность старых
обрядов и малейшее отступление от них
казалось им богохульством. Люди запутались,
не могли отличить, что допустимо, а что
действительно нарушает древние догматы.»12 Они обращались
за объяснением к своим духовным отцам
– священникам, которые в свою очередь
не могли объяснить суть происходящего,
так как не понимали стремительного хода
реформ и оказывались в числе решительных
противников изменений. «Часть населения
смирилась с произошедшими изменениями,
но остальные, будучи не в силах смириться,
начали решительную борьбу. Староверов
сжигали в срубах, мучили в темницах, но
не смогли сломить их воли и заставить
их отступить от своей веры». Староверы
не смогли выиграть эту битву и им пришлось
уйти.
Заключение
Непосредственным поводом для
Раскола послужила книжная реформа, но
причины, настоящие, серьезные, лежали
гораздо глубже, коренясь в основах русского
религиозного самосознания.
Трудно, да наверно и невозможно
однозначно сказать, что же стало причиной
раскола – кризис в религиозной или в
светской сфере. Так как общество не было
однородным, то, соответственно, различные
его представители защищали различные
интересы. Отклик своих проблем в Расколе
нашли разные слои населения: и крепостные
крестьяне, которые обрели возможность
выразить протест правительству, становясь
под знамя защитников старины; и часть
низшего духовенства, недовольная силой
патриаршей власти и видевшая в ней лишь
орган эксплуатации; и даже часть высшего
духовенства, желавшая пресечь усиление
власти Никона. А в конце XVII века в идеологии
Раскола важнейшее место стали занимать
обличения, вскрывавшие отдельные социальные
пороки общества. Некоторые идеологи Раскола,
в частности Аввакум и его соратники, перешли
к оправданию активных антифеодальных
выступлений, объявляя народные восстания
небесным возмездием царской и духовной
власти за их действия.
Словом, ни один историк пока
не представил объективной точки зрения
на Раскол, которая бы охватывала все тонкости
жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие
на церковную реформу. Трудно утверждать
что-то по этому поводу, но истинной причиной
Раскола Русской Православной Церкви
было стремление его главных действующих
лиц с обеих сторон захватить власть любыми
путями. Последствия, отразившиеся на
всем течении жизни в России, их не волновали,
главное для них было – сиюминутная власть.
Список используемой литературы
1 Зеньковский С.А. Русское
старообрядчество. Духовные движения
XVII века. – М.: Квадрига, 2009
2 История России. Теории изучения.
Книга первая. С древнейших времен
до конца XIX века. / под. ред. Б. В. Личмана.
– Екатеринбург: СВ-96, 2007
3 Лысак И.В. История России с
древнейших времен до конца XIX
века. – Таганрог: ТРТУ, 2008
4 Плохих С.В. История Отечества .С.В. Плохих,
З.А. Ковалева. – Владивосток: ДВГУ, 2007
5 Орлов А. С. История России с
древнейших времен до наших
дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,
Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009
6 Лысак И.В. История России с
древнейших времен до конца XIX
века. – Таганрог: ТРТУ, 2008
7 Павленко Н.И. История России
с древнейших времен до 1861 года / Н.И. Павленко,
И.Л. Андреев, В.А. Федоров. - М.: Высш. шк.,
2008
Информация о работе Церковный раскол и его сущность и значение