Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:39, реферат
Цель
Целью является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.
Введение стр.3
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу стр.5
2 Начало раскола в православной церкви стр.8
3 Причины раскола стр.9
4 Ход реформы стр.11
5 Последствия раскола стр.14
Заключение стр.20
Список литературы стр.21
Министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра
«История и культура»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Церковный раскол середины 17 века: причины,
сущность и последствия»
Ульяновск 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу стр.5
2 Начало раскола в православной церкви стр.8
3 Причины раскола стр.9
4 Ход
реформы
5 Последствия
раскола
Заключение
Список
литературы
Введение
Цель
Целью
является рассмотреть события, произошедшие
в духовной сфере жизни нашей страны в
середине 17 века, именуемые «церковным
расколом», а также определить какое влияние
оказал церковный раскол на дальнейшее
развитие Российского государства в целом.
Задачи
- Рассмотреть
предпосылки церковного
- Определите причины церковной реформы и раскола в 17 в.
- Рассмотреть содержание реформы.
- Определите последствия
раскола.
Актуальность
темы
Актуальность
темы сохраняется в общественно-
Краткий историографический
обзор
Много
посвятил изучению и освещению в
своих лекциях истории и
Ключевский.
Расколом
занимались и другие учёные и политические
деятели. Ими было создано много работ
по данной проблематике. Это работы П.
И Мельникова (Андрей Печёрский) «Собрание
сочинений»; Щапова А. П. «Русский раскол
старообрядства, рассматриваемый в связи
с внутренним состоянием русской церкви
и гражданственности в XVII в. и в первой
половине XVIII в.»; Смирнова П. С. «Внутренние
вопросы в расколе в XVII в.», «История русского
раскола старообрядства»; Каптерева Н.
Ф. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович»
и ряда других.
1 Историческая
обстановка России,
предшествующая расколу
Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время».
Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все классы русского общества.
В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества.
Результатом
Смутного времени явилось
Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых.
Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году.
Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян.
Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.
Последующие годы после Смуты и в целом весь XVII век характеризуется собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с Польшей, Швецией за освобождение исконно русских земель - Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.
Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией и объявлении совместной войны против польской шляхты.
После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени стали заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения военных действий. Западные товары постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские купцы сначала робко проникали со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются связи между отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и работников наёмного труда.
В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг иностранцев, проживающие в построенной иностранной слободе в Москве. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов (производство необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).
Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное.
Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.
Появились воинствующие
В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.
Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви. Реформация, как известно, создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство (Шотландия).
Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока.
Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи, уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов.
В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году.
Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской власти, власти царя. По этой причине между царём и патриархом возникали иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.
Возрастание роли России в этот период на международной арене, подрыв влияния Православной церкви, связанной с борьбой Османской империи с Византией, создают предпосылки на роль лидера Вселенской православной церкви. Царь и русский патриарх начинают реально проводить политику на решении этой задачи.
Церковь в XVII веке является
не только выразителем
Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными угодьями, накопили большие материальные ценности.
Многие
черты XVII века присущи и настоящему
времени, особенно после совершения
революции 1917 года. Устоявший быт, сложившиеся
общественные отношения начали силой,
кровью переделывать на свой лад, а
церковь, как таковую, практически
свели к нулю. Всё это принесло
большие страдания и муки русскому
народу.
2
Начало раскола в православной
церкви
Поводом
для возникновения раскола, как
известно, послужила церковно-обрядовая
реформа, которую в 1653 году начал
проводить патриарх Никон с целью
укрепления церковной организации
в России, а так же ликвидировать
все разногласия между
С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.
К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.
В русской православной
церкви с течением времени накопилось
много различий, отступлений от канонов,
особенно от Греческой церкви, ибо вся
религиозная литература писалась и печаталась
на древнегреческом языке. С течением
времени в русских церковных книгах обнаруживается
много ошибок, разночтений, о которых с
упрёком говорили иерархи восточной церкви
Москве, а так же некоторые различия в
проведении церковных обрядов.
3
Причины раскола
К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.
Информация о работе Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия