Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 04:00, реферат

Краткое описание

После окончания второй мировой войны, которая причинила всем ее участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США встала сложнейшая задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

Вложенные файлы: 1 файл

Хрущев.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

Декларированные Конституцией широкие права и свободы человека во многом расходились с политической реальностью, в которой осуществлялись гонения на инакомыслящих (от судебных преследований, принудительного помещения в психлечебницу здоровых людей до высылки за границу).

Параллельно с постепенной реабилитацией Сталина и его окружения началось складывание культа нового вождя - Л.И. Брежнева, многочисленные звания и ордена которого призваны восполнить отсутствующий в массах авторитет.

В 1982 г. Брежнев умер. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов, долгое время возглавлявший КГБ.

Андропов сделал ставку на «наведение порядка» путем ужесточения режима. Усилились репрессии по отношению к диссидентам. Умершего в 1984 году Андропова на посту руководителя партии сменил К.У. Черненко, взявший курс на восстановление порядков, существовавших при Брежневе, и дальнейшую пропаганду идей «развитого социализма».

Во второй половине 60-х годов устанавливается военно-стратегическое равенство (паритет) между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим Союзом (НАТО). Это создавало возможность для изменения международных отношений в сторону разрядки, для ограничения и сокращения вооружений.

Первостепенную роль в формировании международного климата сыграли отношения СССР и США. Их приход к поискам совместных решений означал поворот в международных отношениях. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», заключен договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны, а также ряд соглашений по сотрудничеству.

Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов. В начале 70-х годов СССР, ФРГ, Польша, ГДР, Чехословакия заключили договоры об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение по урегулированию статуса Западного Берлина.

Беспрецедентным в истории стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее летом 1975 года в Хельсинки. В нем участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канады. В Заключительном акте Совещания декларировались основные принципы межгосударственных отношений: суверенное равенство, отказ от применения силы или угрозы силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека. Эта встреча закладывала основы перехода к новому этапу разрядки.

После многолетних переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор, подписанный Брежневым и Картером, не был ратифицирован американским конгрессом из-за вторжения СССР в Афганистан и из-за сопротивления администрации нового президента Рейгана, считавшего договор невыгодным для США.

Разрядку в военно-политической сфере укрепляло торгово-экономическое сотрудничество. В 60 - 70-е годы был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, широких обменов в области науки, культуры и образования. Однако основную долю нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы и минеральное сырье. Полученные средства использовались нерационально.

Особая роль во внешней политике советского руководства отводилась отношениям со странами социалистического лагеря. Основные усилия направились на то, чтобы продолжать удерживать эти страны в сфере своего влияния. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка демократического обновления социализма. Создавалась угроза существованию сталинской модели общества в этой стране. 21 августа части войск Варшавского Договора перешли границу ЧССР. «Пражская весна» была подавлена. У руководства страной были поставлены послушные Москве люди.

В это время продолжали углубляться разногласия с Китайской Народной Республикой, вызванные в основном субъективными причинами. Противоречия дошли до вооруженных конфликтов на границе с Советским Союзом. Для нормализации отношений с обеих сторон не были использованы все возможности. Руководство СССР пошло по пути укрепления советско-китайской границы, в район которой была направлена большая часть Вооруженных Сил.

Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими странами осуществлялось в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции, рассчитанную на 15 - 20 лет. Она сыграла свою положительную роль в формировании системы международного социалистического разделения труда. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался закрытой системой. Его изоляция поддерживалась неконвертируемой денежной системой, используемой в расчетах между социалистическими странами.

С конца 70-х годов разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Этому послужило непонимание новых реалий в международных отношениях как со стороны СССР, социалистических стран, так и со стороны США, капиталистических стран. Одной из причин обострения международной напряженности стала политика «ядерного сдерживания», проводимая западными странами в отношении СССР. Особую роль в прекращении разрядки сыграли внешнеполитические просчеты брежневского руководства.

В декабре 1979 г. по келейному решению советских руководителей во главе с Брежневым в соседний с СССР Афганистан были введены войска. Началась необъявленная война с афганским народом, длившаяся 10 лет и унесшая жизни 15 тыс. советских солдат и 1 млн. афганцев. Эта военно-политическая акция подорвала доверие к Советскому Союзу, его мирным инициативам, создавала прямую угрозу миру.

Следующим просчетом во внешней политике советского руководства стало решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе. Переговоры по этому вопросу были сорваны по инициативе советской стороны. В эти годы СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в ряде развивающихся стран (Анголе, Эфиопии, Сомали), также вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы (Ирак, Ливия и др.).

На этом фоне миролюбивая внешняя политика Советского Союза, инициативы в пользу мира и разрядки потеряли всякую убедительность. В результате страна была втянута в изнурительную гонку вооружений, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии СССР.

 

4. Отечественная культура  в условиях тоталитарного общества

 

В 1946-1950 годы были в основном восстановлены разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные «дискуссии» по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем. 29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.

Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.

Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования.

Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и о сфере быта.

Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако, качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.

По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем целая серия других «идеологических» постановлений: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»,. «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и другие. Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела «приструнить» интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.

Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала «Новый мир» обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: «Теркин на том свете» Твардовского, «Наследники Сталина» Е. Евтушенко, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение».

Информация о работе Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия