Церковный раскол XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:48, доклад

Краткое описание

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. - церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г.- разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

Вложенные файлы: 1 файл

Церковный раскол.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Церковный раскол XVII века

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие  ключевые события:

1652 г. - церковная реформа  Никона

1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников  реформы

1658 г.- разрыв между Никоном  и Алексеем Михайловичем

1666 г. - церковный собор  с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:

Алексей Михайлович, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум.Начнем мы рвссмотрение событий тех далеких времен с личности самого патриарха Никона, основного «виновника» Церковного раскола.

Церковная реформа.

Была проведена  патриархом Никоном в 1652г. В основном она была направлена на изменение церковных обрядов и стала причиной церковного раскола 17 века.

Причины.

Что бы лучше  разобраться в причинах реформы, давайте более подробно рассмотрим такие ключевые фигуры как патриарх Никон и Алексей Михайлович.

Патриарх Никон.

Судьба Никона необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода.

В детстве Никон  отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми.

Но внезапно от болезни  умирают трое его детей, и эта  трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова и был пострижен  в монахи под именем Никона.

В силу своего характера  спустя три года прибывания в монастыре Никон рассорился со всей братией и в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Кстати, много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь. И спустя некоторое время по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло по настоянию царю, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой. По царскому повелению он вершил суд по уголовным делам на Софийском дворе.

Пока Никон был в  отъезде, в Москве скончался патриарх Иосиф. Алексей Михайлович призывал митрополита поскорее возвращаться для выборов патриарха: "а без  тебя отнюдь ни за что не примемся».

И наконец  22 июля 1652 г. церковный  собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран Никон.

Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго  отказывался от этой чести и лишь после того как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: "Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства". Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

В перспективе Алексей  Михайлович и Никон видели объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но перед ними встала проблема в несоответствии церковных обрядов различных православных народов. К примеру На Левобережной Украине присоединённой к Руси в 50е годы крестились тремя перстами, в Московском государстве – двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического плана – навязать всему православному миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему троеперстному знамению. Царь и Никон пошли вторым путем.

Так же рассказать о феодальной раздробленности как причине.

 В результате первопричиной  церковной реформы Никона, расколовшей  русское общество, являлась политической  – властолюбивое желание Никона  и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение.

Большие проблемы в Русском государстве вызвала  необходимость переписи священных  книг.(рассказать о Максиме Греке)

Так же рассказать о феодальной раздробленности как  причине.

Реформа.

Собор 1654 г. (после  принятия Украины под власть Алексея  Михайловича) оказался «коренным переворотом» в русской православной жизни  – он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи благословили начинания Никона.

Имея поддержку царя, Никон  вел дело торопливо, самовластно  и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Но широкие народные массы  не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым  жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь - проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами. Стоит отметить что оппозиция состояла не только из простонородья но и из бояр, например боярыня Морозова, одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, которая всячески поддерживала  одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону, протопопа Аввакума.

Протопоп Аввакум одним  из первых был подвергнут репрессиям. Он был арестован, брошен в тюрьму, затем сослан в Тобольск. После  низложения Никона Аввакум вернулся в Москву. Однако его триумф не был долгим. Когда при дворе стало понятно, что Аввакум не отказался от своих взглядов и продолжает активно отстаивать свои позиции, его в 1664 г. сослали в Мезень. Протопоп оставался верным своим убеждениям даже после того, как был расстрижен и стал свидетелем казни своих единомышленников. Однако авторитет расстриженного священника был настолько мощным, что в отличие от многих других своих сторонников он был лишь наказан кнутом и в 1667 г. сослан в Пустозерск. Там он провел 14 лет в земляной тюрьме на хлебе и воде. Уже после смерти Алексея Михайловича он отправил его сыну, царю Федору Алексеевичу послание, содержание которого привело царя в ярость. 1 апреля 1681 г. Аввакум вместе со своими соратниками, по приказу царя, был сожжен заживо в срубе.

низложение  Никона.

Сначала обидели  дворянина из патриарших служилых людей, и обидчик остался безнаказанным, чего раньше и представить было невозможно. Потом царь перестал появляться в  Успенском соборе, где служил патриарх. 9 июля 1658 г. к Никону пришел князь Юрий Ромодановский и сказал: "Царское величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь - царь". Никон возразил, что этот титул был дарован ему самим царем, о чем свидетельствую писанные его рукой грамоты. "Царское величество, - продолжал Ромодановский, - почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял; теперь царское величество велел мне сказать тебе, чтоб ты вперед не писался и не назывался великим государем, и почитать тебя вперед не будет". После этого разговора Никон решился на отчаянный шаг. Он обратился к народу со словами, что больше не хочет быть патриархом, снял с себя патриарший клобук, облачился в простое монашеское одеяние и пешком пошел в Новый Иерусалим. В письме к царю Никона отрекался от патриаршего престола и смиренно просил пожаловать келью, в которой он мог провести остаток своих дней. Очевидно, Никон рассчитывал, что царь Алексей Михайлович, испугавшись его демонстративного ухода, примириться с ним. Но, как оказалось, Никон допустил ошибку, переоценив степень своего влияния на царя. Алексей Михайлович отказался лично беседовать со своим недавним учителем и через своих посланцев довольно холодно попросил его остаться патриархом, а когда Никон заупрямился, не стал настаивать. При царском дворе откровенно радовались падению всесильного владыки. Впоследствии Никон жаловался, что близкий к царской семье боярин С.Л. Стрешнев назвал свою собаку Никоном и научил ее сидеть и благословлять передними лапами.

Никон попал в весьма странное положение. Он пользовался прежними почестями и жил в роскоши, но был лишен власти и занимался хозяйственными постройками и садоводством.  В ночь на Рождество 1664 г. Никон неожиданно появился в Москве в Успенском соборе, взял патриарший посох и объявил: "Сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный..." Однако ему от имени царя было приказано вернуться в монастырь. Никон был вынужден повиноваться.

Далее после церковного собора состоящего из  Александрийского и  Антиохийского патриархов имевших полномочия также от патриархов Иерусалимского и Константинопольского никон был лишён титула патрирха и сослан в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Но несмотря на низложение Никона реформа им введенные не были убраны.

Итог.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.


Информация о работе Церковный раскол XVII века