ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД
ОПРИЧНИНЫ
Не
все преобразования Избранной
рады удалось осуществить. В 1560 году
правительственный кружок Сильвестра
и Адашева был устранен от
власти, а сами его деятели
оказались в опале. «Этот разрыв
царя с советниками только
подвел черту под давними разногласиями
и взаимными неудовольствиями. Острота
момента и общая неразвитость
форм государственного аппарата,
а также особенности характера
царя, привели к установлению
опричнины»[7].
Опричнина
– наиболее драматичный и
трагический период правления
Ивана Грозного. За семь лет
существования опричнины правительство
Ивана Грозного добилось выполнения
основных стоявших перед ним
задач по укреплению централизованного
аппарата власти: «было сломлено
открытое сопротивление боярской
аристократии, создано опричное
войско, началась организация новых
центральных учреждений»[8]. Сильный
удар нанесен был и по обособленности
русской церкви, окончательное включение
которой в централизованный аппарат
власти после столкновения Ивана
Грозного с митрополитом Филиппом
было делом времени.
«Ближайшим
преемникам митрополита Макария
пришлось занимать московскую
кафедру в тяжелое время окончательного
утверждения Грозным царем своего
полного абсолютизма, причем всякая
сила, стоявшая на пути к этой
цели, неминуемо обрекалась на
уничтожение. Исторические традиции
не позволяли митрополитам совершенно
устраняться от политики, наоборот,
обязывали участвовать в ней
хотя бы нравственно; отсюда возможность
коллизий»[9]. Группа служилых
людей, участников Земского собора
1566 года, демонстративно обратилась
к Грозному с просьбой прекратить
насилия опричников. Ответом явились
разные кары — от смертной
казни до наказания кнутом. Это
выступление было последним открытым
протестом враждебной правительству
Ивана IV части феодалов.
Именно в период опричнины идёт
вереница митрополитов. Церковные
иерархи не поддерживали опричную политику.
Однако факт низложения митрополитов
и других церковников еще не свидетельствует
об ослаблении позиции церкви в целом.
«Вызванный в Москву и обласканный царской
милостью, Филипп сначала отказался от
принятия предложенного ему сана, но, будучи,
понуждаем царем и собором, откровенно
поставил со своей стороны условием отмену
опричнины. Филипп дал на это свое согласие,
после чего и был поставлен в митрополита
25 июля 1566»[10].
В марте 1568 г. митрополит обратился
к Ивану Васильевичу в Успенском соборе
с открытым обличением в несправедливых
жестокостях. Немедленно был созван собор
- позорнейший из всех, какие только были
на протяжении всей русской церковной
истории и, восставший против опричнины
митрополит Филипп был низложен.
«При митрополите Антонии по приказу царя
собирались два собора в 1573 и 1580 гг., на
которых, согласно с желанием светской
власти, были решительно ограничены имущественно
владельческие права церкви. На них по
требованию Ивана были ограничены имущественные
права Церкви: землю можно было завещать
или дарить монастырю или храму только
с особого разрешения царя в каждом отдельном
случае»[11].
Финансовые
нужды государства были таковы,
что митрополит Дионисий должен
был поступиться на соборе 1581
г. многими льготами церковного
землевладения. «Правительственная
политика ограничения податных,
судебных других привилегий монастырей
не была последовательной: период
широкой выдачи жалованных грамот
с тарханными привилегиями сменялись
периодами сокращения иммунитета.
Попытки отмены тарханов делались
в середине XVI века, но к их извиванию
привели лишь постановлением
соборов 1580 и особенно 1584 гг.»[12]. Помимо
казней, опал и ссылок в отношении
людей духовного звания, государь
беззастенчиво вмешивался в церковную
жизнь, вертя ею по своему произволу.
Фактически он низвел митрополичью
власть до уровня приказного
администрирования. Однако русская
церковь в политическом смысле
представляла собой силу, превосходящую
значение великокняжеской власти,
потому что эта последняя не
могла удерживать под своим
влиянием все части раздробленной
Руси, тогда как единая русская
митрополия стягивала их в
одно целое.
Церковь сыграла первостепенную
роль в историческом осмыслении
и теоретическом обосновании
нового статуса Московского государства
как православного царства. Особое
место во взаимоотношениях государства
и церкви занимает эпоха святителя
митрополита Макария, организатора
венчания на царство Ивана
Грозного и Стоглавого Собора
1551г. Середина XVI века — это время
интенсивной соборной деятельности
Русской Церкви. Взаимоотношения
церкви и государства, несмотря
на готовность церковной иерархии
признать московского государя
верховным вершителем в духовных
вопросах, были достаточно сложными
и противоречивыми. В XVI веке остро
встал вопрос о церковном землевладении.
Митрополит Макарий поддерживал
реформы, проводившиеся в первые
годы правления Ивана Грозного.
Но в период опричнины взаимоотношение
между правительством и церкви
становятся сложными. Террор, необоснованная
агрессия, направленная на служителей
церкви. Именно в эти годы заметна
роль митрополита Филиппа. Сильный
удар нанесен был и по обособленности
русской церкви. Был установлен
контроль царской власти над
движением церковных земельных
фондов, хотя сами по себе владения
остались в руках у церкви.
Правительственная политика ограничения
податных, судебных других привилегий
монастырей не была последовательной:
период широкой выдачи жалованных
грамот с тарханными привилегиями
сменялись периодами сокращения
иммунитета. Попытки отмены тарханов
делались в середине XVI века, но
к их извиванию привели лишь
постановлением соборов 1580 и особенно
1584 годов.