Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:52, курсовая работа
В современной России церковь также находится в кризисном состоянии, на это повлияло развитие цивилизации и то, что на протяжении десятилетий в Советском Союзе господствовал стереотип атеистического мышления. Но последние 10 лет возрастает роль религиозного фактора в общественной жизни. Привычным фактором стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество.
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства в XVII – сер.XIX вв……………………………………………………………….8
Глава 2. Реформа церкви при Александре II……………………………..16
Глава 3. Церковь и государство в пореформенный период……………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
В концеXIX века наблюдаются значительные различия в правовом и имущественном положении отдельных разрядов духовенства, что приводило к разногласиям между чёрным и белым духовенством, между иерархами и рядовыми священниками. Особенно обострилась вражда приходского духовенства к епископату со времён реформы духовного сословия и заключения приходов в твёрдые штаты соответствующим указом Алексея II от 16апреля 1869 года. Не получив обещанного повышения доходов, духовенство вдруг встало перед опасность частично лишиться мест, а значит и средств к существованию.
Таким образом, к концу правления Александра II паритические черты церковной экономики приобретают особенно неприглядные черты. Церковь стремится перейти к капиталистическому накоплению, но получается что она работала не на себя а на государство. Это вызвало и функциональное ослабление церкви, и еще большее падение ее авторитета.
После трагической гибели Александра II новое правительство сделало вывод о неудаче церковной реформы, и прежде всего на том основании, что она не оправдала охранительных надежд. В середине 80-х годов XIX века. Церковь снова подверглась преобразованиям, теперь уже по инициативе К.П. Победоносцева. Решались те же задачи, с той же охранительной целью, изменилась лишь тактика.
Заключение
80-е годы Х1Х века Ключевский назвал “перевалом, за которым начинается пологий, но неуклонный, постоянный спуск”.
Особенность кризиса православия состояла в том, что он проявился во всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивания ее роли в решении общественно значимых проблем. Причины кризиса православия Церковь объясняет не утратой влияния на верующих, не девальвацией религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а несоответствием устаревших способов выражения “абсолютных и непререкаемых истин веры” современному уровню развития общественного сознания. В России конца Х1Х века назрела острая необходимость “приспособить” православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей.
Более того, причина упадка православия в жесткой государственной власти над Церковью. Подчинив себе Церковь, государство тем самым разрушило зависимость светского от духовного и привело к внутреннему разладу и ослаблению нравственных начал в обществе. Факт сращивания государства и РПЦ признавался и самими религиозными деятелями. Пагубное влияние опеки светской власти наталкивало их на мысль о необходимости церковных преобразований. Выдающиеся церковные иерархи и религиозные философы, известные общественные деятели того времени защищали идею независимости Церкви от государства и прививали ее русскому общественному сознанию.
Однако в пореформенный период стало ясно, что ослабления государственного контроля над Церковью не произошло и не предвидится, это можно связать с убеждениями Александра II касательно политического устройства России на тот период, император не мог допустить ослабления зависимости церкви от государства.
Глубинная причина нежелания реформирования Церкви - в охранительной ее направленности. Православие было основным идеологическим символом самодержавия и основным источником его легитимации. Знаменитая триединая уваровская формула подразумевала, что православие – вера русского народа, самодержавие – его “естественное” политическое устройство и все три компонента – русский народ, русская вера и русское самодержавие – находятся в неразрывной связи. Незыблемость веры – как бы моральное основание незыблемости самодержавия. Здесь и находится, основное противоречие эпохи
Пореформенная эпоха стала временем глубокого и безысходного кризиса церкви.
Список использованной литературы
1 Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат, 1983.
2 Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4
3 Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. –1995. -№4.
4 Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;
5 Дневник Валуева, министра внутренних дел в двух томах/Под.ред. П. А. Зайончковского . –М.,1961
6 Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис.... канд. ист. наук. - СПб., 1997.
7 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1997.
8 Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств; - М.; 2002
9 Карташев А. В. История русской церкви. Т.2 – Париж., 1959.
10 Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994. – С. 165.
11 Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Владос 1995. - С. 483.
12 Полное Собрание Законов Российской
Империи с 1649 г Т 4. [Электрон. ресурс]. Способ
доступа: http://civil.consultant.ru/
13 Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994. – С. 165.
14 Сборник очерков из истории государства
и права Руси[Электрон. ресурс]. Способ
доступа: http://www.allpravo.ru/
15 Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис.... канд. ист. наук. - СПб., 1997. - С292 - 293
16 Смолич И.Ж. История Русской Церкви 1700-1917. Книга 8, часть 1. - М., 1996.
17 Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис.... канд. ист. наук. - СПб., 1997. - С. 293
18 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1997. - С. 342-343.
19 Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201.
20 Смолич И. К. История Русской Церкви. - М.,1997. - Т. 8. 2 ч.
21 Дневник Валуева, министра внутренних дел в двух томах/Под.ред. П. А. Зайончковского . –М.,1961 - Т.1. - С 137
22 Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств; - М.; 2002 - С 120.
23Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4. - С.38
24 Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201.
25 Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. – 1995. -№4.-С.174
26 Полонский А. Православная Церковь // Преподавание истории в школе. - 1996. №1. - С. 12
27 Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. –1995. -№4.-С.174-175.
28 Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис.... канд. ист. наук. СПб., 1997. С295
29 Смолич И.Ж. История Русской Церкви 1700-1917. Книга 8, часть 1. М., 1996
30 Фурман Д.Е. Религия, атеизм, перестройка.// Сб. На пути к свободе совести. – М.: Прогресс, 1989. - с. 8
31 Архиепископ Серафим ( Соболев ) Русская идеология //Русская старина, выпуск 2-й. – М., 1992. - с. 213
32 Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов: полемические заметки. - Л.: Политиздат, 1989. - с.207
33 Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – с. 382