Цивилизация Ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Ацтеки — название народов, населявших долину Мехико незадолго доиспанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многиеплеменные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали чертыкультурной общности, хотя имели свои собственные города-государства ицарские династии. Среди этих племен главенствующее положение занималитеночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под
ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданныйтеночкамиТеночтитлана, аколуаТескоко и тепанекамиТлакопана,установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.»

Содержание

1. Введение.
Актуальность изучения культуры древних народов

2. История ацтеков.
Скитания ацтеков.
Создание империи.

3. Образ жизни ацтеков.
Образование.
Завоевательные войны и управление империей.
Религия.
Календарь ацтеков.

4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Ацтеки.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

 

    МБОУ «Гимназия №25»

Ковальков А.С.

10 А класс

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

 ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение. 

        Актуальность изучения культуры  древних народов 

 

  1. История ацтеков.

        Скитания ацтеков.   

        Создание империи. 

  

  1. Образ жизни ацтеков. 

 Образование.  

        Завоевательные войны и управление  империей.    

        Религия. 

        Календарь ацтеков. 

  

  1. Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

«Ацтеки — название  народов,  населявших  долину  Мехико  незадолго  доиспанского  завоевания  Мексики в 1521.  Этот  этноним объединяет  многие племенные группы, которые говорили на языке  науатль  и обнаруживали  черты культурной  общности,  хотя  имели  свои  собственные  города-государства  и царские  династии.  Среди  этих  племен  главенствующее  положение  занимали теночки, и “ацтеками” иногда  называли  только  этот  последний  народ.  Под

ацтеками также  имеют в  виду  могущественный  тройственный  союз,  созданный теночками   Теночтитлана,   аколуа   Тескоко   и    тепанеками    Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с  1430 по 1521.»

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики  до  границ  Гватемалы,  включавшую  разнообразные ландшафты и природные зоны — относительно засушливые  районы  севера  долины Мехико, горные  ущелья  нынешних  штатов  Оахака  и Герреро,  Тихоокеанские

горные хребты,  прибрежные  равнины  Мексиканского  залива,  буйные  влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем  самым  ацтеки  получили  доступ  к разнообразным  природным   ресурсам,   которых   не   было   в   местах   их первоначального проживания.

 

 

       Актуальность изучения культуры древних народов

 

Континент Америка  с периода его открытия и до  сих  пор  хранит  в  себе множество  загадок.   До  завоевания  континента  европейцами  -  это   была самобытная сплоченность нескольких  культур.

   Наиболее яркие цивилизации - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя. Каждая культура несет  в  себе  изученный  и  еще   изучаемый   огромный  культурный  пласт,  выраженный  в  творениях   архитектуры,   свидетельствах письменности,  в останках ремесленного  искусства,  а также  в  дошедшем  до нас языке.

Многие фрагменты  далекой эпохи  существования  цивилизаций инков,  ацтеков и  майя, к сожалению,   навсегда   утрачены,   но остается многое, с  чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно  также  дает нам пути к разгадке многого,  порой необъяснимого, нам, современным  людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

   Предметом  моего более   подробного   рассмотрения   станет  цивилизация ацтеков.  Я останавливаю свой выбор на ацтеках,  так как меня  заинтересовал тот факт, что их культура сохранилась до сих пор  и  многочисленные  племена ацтеков живут в наше время, обитая на своих исконных землях.

    И все-таки  стоит глубоко задуматься над  тем, кто такие ацтеки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный  ответ  на  многие  явления  этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее  развития в те времена.  На самом деле удивительно  то,  что  в  эпоху,  когда  Европа только мечтала  о  многих  открытиях   в  области  разных  наук,   там,   на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации,  которые  давно

уже  перешагнули  через  барьер  многих  научных  достижений  и  развивались гораздо  более быстрыми темпами,  чем это  делала  Европа.   Примечателен  и тот факт, что  в  мире  древних  цивилизаций  Америки  первобытность  нравов граничила  с  необычайной  осведомленностью  во  множестве  наук,  появление

многих из которых в обществе такого типа вообще не  укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев,  да впрочем, и  сейчас  нам  еще  сложнее  понять этот парадокс древних цивилизаций.

    Актуальность  этой темы  возникает  сама  собой  потому,   что  человека всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда  не   остановится в  исследовании  различных  явлений,   если   осталось   хоть   одна   капля непонятного.  Видимо такова природа человеческого разума.

 

  1. История ацтеков

 

Исторический фон.

 

      Культура  ацтеков  была  последним   звеном  в  длинной  цепи  развитых цивилизаций,  процветавших   и   приходивших   в   упадок   в   доколумбовой Месоамерике.  Самая древняя из  них,  культура  ольмеков,  развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций,  поэтому  эпоху  их  существования

называют  предклассической.  Они имели развитую   мифологию   с   обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения,  были  искусны  в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество  отличалось  иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том,  что религиозными,  управленческими   и   хозяйственными   вопросами   занимались специально обученные люди.

     Эти   черты  ольмекского  общества  получили   дальнейшее   развитие   в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах  юга  Месоамерики  на сравнительно краткий исторический  срок  пышно  расцвела  цивилизация  майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных  произведений искусства. Приблизительно в то же  время  похожая  цивилизация  классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе  площадью  в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

     В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на  9–12  вв.  Тольтекская  и прочие  позднеклассические  цивилизации   (включая   ацтекскую)   продолжали тенденции, заложенные  в  предклассическую  и классическую  эпохи.  Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали  росту  населения  и  городов, богатство и власть все больше концентрировались в  верхних  слоях  общества, что привело  к  формированию  наследственных  династий  правителей  городов- государств.  Усложнялись  религиозные  обряды,  основанные  на   политеизме. Возникли    обширные    профессиональные    прослойки     людей,     занятых

интеллектуальным  трудом и торговлей,  а  торговля  и  завоевательные  походы распространяли  данную  культуру  на  обширную  территорию  и  приводили   к образованию империй.

 

       Скитания ацтеков.

 

      Название  “ацтеки” (букв.  “люди  Астлана”)  напоминает  о  легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или  полуоседлых  племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной  Мексики в   плодородные   сельскохозяйственные   области Центральной Мексики.

     «Мифологические   и  исторические  источники   указывают,  что   скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до  1325.  Покинув остров  Астлан  (“Место  Цапель”),  теночки  дошли до  Чикомостока   (“Семь пещер”), мифической отправной точки странствий  многих  бродячих  племен,  в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько,  каждое  из  которых когда-то отправилось из  Чикомостока  в длительное  путешествие на  юг,  в

долину Мехико и близлежащие долины». Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”).  Их  путешествие не  было

плавным  и   непрерывным,   поскольку   время   от   времени   они   надолго останавливались,  чтобы  возвести  храм  или  разрешить  с  помощью   оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся  в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С  одной  стороны,  они были  желанны  как  храбрые  воины,  которых  воюющие  между  собой  города- государства могли использовать в качестве наемников. С  другой  стороны,  их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из  одного  города  в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере  Тескоко.

     Этот  выбор,  обусловленный  практической  целесообразностью,  имел   и мифическую  подоплеку.  В  плотно  заселенном   озерном   бассейне   острова оставались единственным свободным местом. Их можно было  расширить  за  счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли  повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со  змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том  месте  и был основан город теночков — Теночтитлан.

     С  1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного  города-государства  в  долине  Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ  к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и  расширяли  с

помощью искусственных  островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков,  с  правящими  династиями  соседних  народов, восходившими к тольтекам .

 

      Создание империи.

 

      В  1428 теночки вошли в союз  с аколуа  города-государства Тескоко, расположенного  на  восток  от  Теночтитлана,  восстали   против   тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному  союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана.  Так была  создана мощная  военно-политическая  сила  —  тройственный   союз,   нацеленный   на

захватнические  войны  и  контроль  над  экономическими  ресурсами  огромной территории.

     Правитель  теночков Ицкоатль,  первым  возглавивший  тройственный  союз, подчинил  прочие  города-государства   долины   Мехико.   Каждый   из   пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем,  последний  из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II),  занимался не

столько  захватом  новых  территорий,  сколько   консолидацией   империи   и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не  удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев  на  востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам  во  главе

с Кортесом при покорении  ацтекской империи.

 

 

  1. Образ жизни ацтеков.

 

     Экономика.

     Основу  питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили,  помидоры  и  прочие  овощи,  а  также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны  и колючий грушевидный  кактус  нопаль,  растущий  в полупустынях.  Растительную  пищу дополняли мясо одомашненных индюков  и  собак,  дичь,  рыба.  Из  всех  этих

компонентов ацтеки умели  готовить  очень  питательные  и  полезные  тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый  пенистый  напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся  алкогольный  напиток пульке.

     Агава   давала  также  древесное   волокно  для  выделки   грубой  одежды, веревок, сетей,  сумок  и  сандалий.  Более  тонкое  волокно  получалось  из хлопка, который культивировался за пределами  долины  Мехико  и  ввозился  в столицу ацтеков. Носить  одежды  из  хлопчатых  тканей  имели  право  только знатные люди.         Расположенный на  острове  Теночтитлан  расширялся  за  счет  “плавучих садов” чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из  связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая  по  краям  ивами.  Между искусственными островами образовалась сеть связанных  между  собой  каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и  поддерживали  среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно  только  в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах,  возле городов Шочимилько  и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду  пресной,  тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому  непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную  дамбу, чтобы  сохранить  пресную  воду  для  Теночтитлана  и защитить   город   от наводнений.  Инженерные  и  архитектурные  достижения  ацтеков,  не  знавших вьючных  животных,  колеса  и  металлических  инструментов,  были   основаны исключительно на эффективной организации труда.

     Однако  чинампа и земли долины  Мехико  не  могли прокормить  растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от  150  до  200  тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других  городах  проживало  от  10  до  25  тыс.  человек.  Возрастала  доля аристократии,  да  и  среди  прочих  городских   слоев   значительную   долю составляли  те,  кто  потреблял,  но   не   производил   продукты   питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

     Продукты  доставлялись в города в качестве  дани, взимаемой с  покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами  для  продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а  в  небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Купить на рынках можно было все что угодно — от  маисовых  лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам  посетителей  всегда  были цирюльники,   носильщики  и судьи,  следившие за  порядком   и   честностью совершения сделок.

Информация о работе Цивилизация Ацтеков