Цивилизация Дренего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:40, реферат

Краткое описание

В реферате будут рассмотрены возникновение и развитие экономических отношений Древнего Египта. А также рассмотрено, каким образом устанавливалось хозяйство Древнего Шумера и Вавилонии.

Содержание

Введение
• Экономическое развитие Древнего Египта
o Земледелие
o Сельское хозяйство
o Рабовладение
• Хозяйство Древнего Шумера и Вавилонии
o Хозяйственная жизнь
o Общественно-экономические отношения
• Заключение
• Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

египетская цивилизация2.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

 

2. Экономическое  развитие Древнего Шумера

 

 

Регионом, в  котором одной из первых появилась  цивилизация, была Месопотамия. Наибольшее развитие получила цивилизация в  южной части этой территории - Шумере, располагавшемся на территории современного Ирака.

 

Примерно  в середине IV тыс. в Месопотамии  возникли первые государственные образования: Шумерские государства (XXVIII-XXIV вв. до н.э.), Аккадское царство (XXIV-XXIII вв. до н.э.), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н.э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н.э.).

 

2.1 Хозяйственная  жизнь

 

 

Продукты  сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около XXVII-XXVI вв.) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого, возможно--рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота, серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии. Развиваются новые методы обработки металла -- чеканка, гравировка, зернь. Хозяйственное значение металла всё более и более возрастало. Об искусстве золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены в царских гробницах Ура.

 

Поскольку в  Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели тамкары -- торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой знати.

 

Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного  обращения, хотя в своей основе хозяйство  продолжало оставаться натуральным. Уже  по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н. э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял продажу.

 

Жизненный уровень  древних шумеров был ещё низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее  население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились  в крошечных домах из сырцового  кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренпых повязок и грубых шерстяных плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные орудия труда -- мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки,-- которыми пользовалась масса населения, делали труд необыкновенно тяжёлым.

 

Пища была скудной: раб получал около литра  ячменного зерна в день. Условия  жизни и быта господствующего  класса были, разумеется, иными, но даже знать не имела более изысканной пищи, чем рыба, ячменные и изредка  пшеничные лепёшки или каша, кунжутное  масло, финики, бобы, чеснок и не всякий день - баранина.

 

2.2 Общественно-экономические  отношения

 

экономический египет шумер вавилония

 

Хотя от древнего Шумера дошёл целый ряд храмовых архивов, в том числе восходящих ещё к периоду культуры Джемдет-Наср, однако достаточно исследованы общественные отношения, отражённые в документах лишь одного из храмов Лагаша XXIV в. до н. э. Согласно одной из наиболее распространённых в советской науке точек зрения, окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте, т. е. на территории, не высыхавшей после разлива и требовавшей поэтому дополнительных осушительных работ, чтобы создать здесь почву, пригодную для земледелия. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» -- царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина», которая упоминается в одной из надписей правителя Лагаша Энтемены. Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения. По-видимому, именно об этих незнатных владельцах высоких полей в Лагаше и говорят тексты, относящиеся к XXIV в. до н. э. Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин. Правда, в начале III тысячелетия этот процесс протекал ещё очень медленно.

 

Земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Конечно, не вся естественно орошаемая  земля была распределена между сельскими  общинами. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых  ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Лишь земли, которые не находились в непосредственном владении правителя  или богов, были расчленены на наделы, индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими  общинами. Взрослые мужчины общин  были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под  началом своих старост. В Шуруппаке они назывались гуруш, т. е. «сильные», «молодцы»; в Лагаше в середине III тысячелетия они назывались шублугаль -- «подчинённые царя». По мнению некоторых исследователей, «подчинённые царя» были не общинниками, а уже оторванными от общины работниками храмового хозяйства, но это предположение остаётся спорным. Судя по некоторым надписям, «подчинённых царя» совершенно необязательно рассматривать как персонал какого-либо храма. Они могли работать и на земле царя или правителя. Мы имеем основание считать, что в случае войны «подчинённые царя» включались в армию Лагаша.

 

Наделы, передаваемые отдельным лицам или, может быть, в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись  лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые  наделы отдавались безвозмездно, а  другие за налог, равнявшийся 1/6 --1/8 урожая.

 

Владельцы наделов  работали на полях храмовых (позже  также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового  скота, так как на своих маленьких  участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве -- эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела (Существует также и другая точка зрения на общественные отношения в раннем Шумере. Согласно этой точке зрения, общинными землями являлись в равной степени и естественно заливаемые и высокие земли, так как орошение последних требовало пользования общинными резервами воды и по могло быть осуществлено без больших затрат труда, возможных лишь при коллективной работе общин. Согласно этой же точке зрения, лица, работавшие на земле, выделенной храмам или царю (в том числе -- на что есть указание источников -- и на земле, отвоеванной у степи), уже потеряли связь с общиной и подвергались эксплуатации. Они, как и рабы, работали в храмовом хозяйстве круглый год и получали за работу натуральное довольствие, а в начале также и земельные наделы. Урожай па храмовой земле не считался урожаем общин. Работавшие на этой земле люди не имели ни самоуправления, ни каких-либо прав в общине или выгод от ведения общинного хозяйства, поэтому, согласно этой точке зрения, их следует отличать от собственно общинников, не вовлечённых в храмовое хозяйство и имевших право, с ведома большой семьи и общины, в которую они входили, покупать и продавать землю. Согласно этой точке зрения, и земельные владения знати не ограничивались наделами, которые они получали от храма.

 

Рабы работали круглый год. В рабов обращали пленных, захваченных на войне, рабы покупались и тамкарами (торговыми агентами храмов или царя) за пределами государства Лагаш. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.

 

Условия, в  которых жили рабы, были чрезвычайно  тяжёлыми, и поэтому смертность среди  них была огромная. Жизнь раба мало ценилась. Имеются данные о принесении в жертву рабов.

 

Заключение

 

 

Древний Египет явился той частью мира, где одними из первых возникли условия для развития человеческой цивилизации, а затем  появления государственности, то есть развития социально-экономических  отношений общества. В Древнем  Египте развилась довольно высокая  по тому времени материальная культура, способствовавшая скорейшему переходу к классовому обществу, появлению  одного из первых значительных государств.

 

Древний Египет представлял собой высокоразвитое общество, в котором имели место  достаточно развитые экономические  отношения, обусловленные экономикой натурального обмена. В IV тысячелетии  до нашей эры это была наиболее удобная экономическая модель государства, что поставило Древний Египет в ряд развитых стран древнего мира.


Информация о работе Цивилизация Дренего Египта