Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:07, реферат
Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.
Введение………………………………………………………………………..….3
Православные братства…………………………………………………..........4
Православные школы……………………………………………………….....6
Виленская школа……………………………………………………………....9
Роль школы православных братств в развитии образования……………...13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18
Приложение …………………………………………………………….…….….19
Королевский суд в 1601 г. решил подчинить дама городскому праву и запретить братчикам тайные сходки. Но братство опротестовало само право магистрата переносить такого рода тяжбы на задворный суд (1601, 1603 гг.) [2, c. 51].
Александр Иванович Полубенкий вместе с женой пожертвовал имение Судерви виленскому братству (29 сентября 1594 г.). Это пожертвование дало братству возможность улучшить внешнюю сторону школьной жизни, назначить учителям хорошее жалование и пр. В результате этого в школу перешли брестские профессора [7, c. 366].
В 1593 – 1594 гг. виленская школа уже стояла на высоте своего положения: в ней преподавались не только 4 языка, но и «вшелякия науки». Штат школы в это время состоял из ректора и двух «дьяков школьных». Ректором же был Стефан Зизаний (так же он был дидаскалом школьным). Школьная деятельность С. Зизания продолжалось до 1596 г. после столкновения с митрополитом Рагозой. Братская школа от этого не пострадала, так как перешла на заведывание нового ректора – Кирилла Лукариса, который прибыл из Острога еще в первой половине 1595 г. и занимался в братском училище преподаванием греческого языка. При нем произошел подъем различных сторон школьной жизни. Ректорство его продолжалось до конца 1596 г. С его уходом, который совпал с провозглашением брестской унии, для виленской школы начался печальный период: подвернулась нападениям со стороны латино-униатов. Первое нападение виленская школа выдержала в 1598 г. [7, c. 368].
Это нападение содействовало сближение братства с кальвинистами, в котором братство надеялось найти защиту от иезуитов[7, c. 368].
В последующее время братству приходилось терпеть в нехватке хороших учителей, и они нанимали людей случайных, которые не всегда удовлетворяли нравственные требования.
Судьба виленской школы последующие несколько лет неизвестна, так как в самом братстве происходили более крупные события. На братство нападали иезуиты [3, c. 81].
Виленская школа усилила свое влияние только при Иосифе Бабриковиче (начало 1622 г.) Он оставался главным начальником виленской школы до самой своей смерти. Значение виленского училища поднял до того, что сюда даже приезжали учиться из отдаленных городов. Эти успехи были связаны с подъемам деятельности самого братства [1, c. 34].
Судьба виленской братской школы оканчивается привилеем 18 марта 1633 г., который король Владислав IV утвердил представленную ему братством грамоту своего отца от 9 октября 1592 г. с изменением некоторых артикулов, вызванным расширением и развитием благотворительной и просветительной деятельности братства [3, c. 83].
3. Роль школы
православных братств в
В братских школах давалось
начальное и среднее
Братские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском училище [4, c. 87].
Занятия начинались 1 сентября, ученики приходили в школу к 9 часам, учились 6 дней в неделю. Уроки заучивались наизусть и ежедневно проверялись аудиторами, назначавшимися из учеников. Практиковались классные (exercitio) и домашние (occupatio) письменные упражнения. В старших классах проверка знаний осуществлялась с помощью диспутов по субботам, в киевской школе в конце года устраивались публичные диспуты на латыни. Учителю помогали воспитанники старших классов. Существовала система поощрений, например, лучшие ученики сидели на более высоких местах в классе. Телесные наказания применялись только в младших классах, но учителя обязывались применять их «не тирански». Деление на классы появилось в XVII в. В киевской школе было 7 классов. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики, на праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, часто в стихах. В братских школах Львова, Луцка, Киева осуществлялись театральные постановки, с этой целью издавались драматические диалоги и декламации (Просфонима. Львов, 1591). Это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов [7, c. 347].
Самым давним официальным документом педагогической мысли в Украине является "Порядок школьный" в 1586 году. На нем отразилось влияние гуманистических мыслей. Учитель должен был представлять образец высоконравственного поведения, на почетных первых лавах в школе рекомендовалось сажать наилучших учеников, "даже когда бы они были очень убогы". Ограничивалось применение телесных наказаний. [4, с. 87].
Львовская братская школа, как и ряд более поздних, ставила цель всячески содействовать духовной жизни на западно-украинских землях, вести борьбу против национального гнета, против засилья иезуитов [3, c. 67].
Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками педагогической мысли. Согласно уставам, в братские школы принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления [Приложение 2].
Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась античная литература, философия, развивались умственные способности учащихся, в определенной степени – демократизация [Приложение 1].
В братских школах использовалась
классно-урочная система
Многие учащиеся стали впоследствии известными учёными, общественными деятелями, педагогами: М. Смотрицкий (архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения); Л. Карпович (православный деятель); С. Полоцкий (духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин); С. Зизаний (дидаскал Виленской братской школы); Л. Зизаний (учёный, писатель, педагог, переводчик) и др. [5, c. 34].
Заключение
Крупнейшим вкладом православных церковных братств в педагогическое наследие стало создание типа братской школы, послужившего моделью для организации первых учебных заведений в России.
Братскую школу изначально отличала социальная направленность: она была открыта для детей любого социального положения, братства оказывали помощь бедным ученикам школ и особенно сиротам, которые обучались бесплатно.
Образование в братской школе по своему содержанию включало наряду с духовными и светские дисциплины.
Важнейшей задачей деятельности православных братств на всем протяжении их истории, в том числе и во второй половине прошлого века, оставалась задача всесторонней поддержки школы путем учебно-методической и материальной помощи, организации духовно-нравственных чтений, содержания библиотек, издательской деятельности.
Большое значение в деятельности православных братств имела и задача социальной поддержки нуждающихся.
Особого внимания заслуживает
опыт педагогического подвижничества
Н.Н. Неплюева, основанный на деятельности
Православного Трудового
По примеру православных братств XV-XVII веков церковные братства второй половины XIX века служили объединению усилий церкви и общества в деле духовного просвещения. Форма этого объединения, конечно, полностью отвечала конкретно-историческим условиям своего времени, однако эффективность братства как института духовного просвещения во многом подтверждается и возвращением к этой форме в XX веке. Уже в наше время наблюдается рост интереса к традициям православных братств, что выражается в возобновлении деятельности многими братствами, возникновением новых церковных братств, задачи и цели которых схожи с соответствующими задачами и целями братств прошлого.
1. Дзюба, Е. Н. Просвещение на Беларуси и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в / Е.Н. Дзюба – Минск : 1987. – 349 с.
2. Исаевич, Я. Д., Братства и их роль в развитии белорусской культуры 16- 18 ст./ Я.Д. Исаевич. - К., 1966 . – 321 с.
3. Медынский, Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI—XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией / Е. Н. Медынский. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 158 с.
4. Потупа, А.С. Книгоиздание в Беларуси: мрачные тенденции и светлые перспективы // Недзяржаўная выдавецкая дзейнасць у Беларусі: гісторыя і сучаснасць / А.С. Потупа. – Минск :1997. – 328 с.
5. Самойлюк, Т. А. Православное книгоиздание на Беларуси / Т. А. Самойлюк. – Минск : Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2004. – 292 с.
6. Симонова, Е. Ты сердце людям без остатка отдала… / Е. Симонова. - Минские Епархиальные Ведомости, №1(64), 2003. – 89 с.
7. Харлампович К.В.
Западнорусские православные
Приложение
Приложение 1. Урок в школе. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены» Ф. П. Поликарпова-Орлова. М., 1701 (РГБ)
Приложение 2. Аллегория грамматики. Гравюра. «Грамматика словенска». Лаврентий Зизаний (Тустановский). Вильна, 1596 (РГБ)
Информация о работе Школы православных братств и их роль в развитии образования