Школьная политика третьего рейха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

По плану «Ост», предложенному Гитлеру Генрихом Гиммлером 25 мая 1940 года, всякое образование, кроме начального, на территории РСФСР предстояло уничтожить. А школьная программа включала бы лишь «простой счет, самое большое — до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честными, старательными и послушными». Чтению детей учить не собирались. Однако реальное положение дел вынудило немецкое руководство значительно пересмотреть первоначальные планы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Школьная политика Третьего рейха…………………………………………......3
Заключение…………………………………………………………………….......8
Список литературы………………………………………………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

1История(ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ).docx

— 28.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Школьная политика Третьего рейха…………………………………………......3

Заключение…………………………………………………………………….......8

Список литературы………………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Статья «Хайль Сталин!», избранная мной для написания реферата, опубликована в специальном номере журнала «Родина», изданном в 2002 году. Он посвящен отношениям России и Германии в XX веке. Автор статьи Сергей Константинов,  кандидат исторических наук. В статье рассказывается об организации Третьим рейхом школьного образования на оккупированных территориях СССР.

В школах на оккупированных территориях РСФСР велась активная немецкая пропаганда, а среднее и  высшее образование было практически  полностью уничтожено. Впрочем, изначально немцы почти никого и ничему учить  не собирались вообще. По плану «Ост», предложенному Гитлеру Генрихом Гиммлером 25 мая 1940 года, всякое образование, кроме начального, на территории РСФСР  предстояло уничтожить. А школьная программа включала бы лишь «простой счет, самое большое  — до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честными, старательными и послушными». Чтению детей учить не собирались. Однако реальное положение дел вынудило немецкое руководство значительно пересмотреть первоначальные планы.

Для написания  реферата потребовалось:

Ознакомиться с данной статьей.

Ознакомиться со вспомогательной  литературой: учебниками, статьями на похожие темы.

Кратко изложить, о чем  она. Выразить собственное мнение.

Реферат состоит  из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

Школьная политика третьего рейха.

Воспитание  и обучение в жизни человеческого  общества всегда играли большую роль. Представляя собой сложный процесс  вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, быт, общественную жизнь, они предполагают приспособление ребенка к действительности, ориентируя его в разнообразных жизненных условиях. Отсюда очевидно, что сама политика воспитания и образования определяется теми политическими, социальными и экономическими реалиями, которые существуют в том или ином обществе. В тоталитарном обществе, как показывает практика, воспитание играет огромную роль, так как оно должно создавать и постоянно укреплять основу тоталитарной системы. Более того, сама тоталитарная система предполагает через воспитание создать "нового человека", не просто преданного или лояльного к режиму, а являющегося его составной частью, не мыслящего своего существования вне рамок тоталитарного строя.

Во время  Второй мировой войны жизнь гражданского населения хоть и значительно  изменилась, но все же продолжалась, а дети ходили в школу даже на оккупированных территориях. В итоге немцы решили сохранить существующую систему образования, чтобы свести к минимуму детскую преступность и бродяжничество, а также завоевать симпатии гражданского населения. Тем более что война затянулась, и Германии пришлось учитывать нужды населения, а также следить за настроениями людей (особенно молодежи).

Среди немцев существовало два абсолютно противоположных  образа России. Первый – это образ  вечного врага Германии и Европы, дикой страны населенной славянами  и прочими «недочеловеками». Он был  создан в первую очередь Гитлером, Розенбергом и другими фашистскими  вождями. Мартин Борман в августе 1942 года писал: «славяне должны работать на нас. Когда они нам не понадобятся, они могут умирать... образование опасно. Достаточно, если смогут сосчитать до ста. Образование допустимо лишь в той мере, в какой оно обеспечит нам полезных исполнителей».

Второй образ  – это образ России, как надежного  союзника Европы. Но испорченый коммунизмом. За два дня до нападения на СССР министр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг говорил своим сотрудникам о том, что «союз с возрождённой национальной Россией» является «традиционной», «обычной» точкой зрения «многих кругов до сих пор». Это убеждение исходило от немцев, которые долго жили в России, бывшие подданные Российской империи. Им были чужды русофобские идеи Третьего Рейха. Они считали войну с СССР освободительным походом. Одним из самых активных деятелей, проводивших эти стремления в жизнь, был Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт — балтийский немец, воевавший в годы Первой мировой войны в русской армии, участник Белого движения, а в годы Второй мировой - переводчик командующего группой армии «Центр» фон Бока, затем - один из главных инициаторов и кураторов РОА генерала Власова. В конце 1941 - начале 1942 года, находясь на лечении в Германии, Штрик-Штрикфельдт написал несколько рассказов и драматических произведений, в которых пытался донести до высших политических кругов рейха проигрышность русофобских идей в условиях войны с Россией.

Если Розенберг  считал, что «за мощью петербургской  эпохи скрывалась русская старина, для которой Европа была всегда ненавистна»9, то солдатам 3-й танковой армии внушали, что именно в эту эпоху Россия стала цивилизованной европейской страной, а при большевиках «Россия, европеизированная Петром Великим, вырывается из ряда культурных государств и возвращается к азиатским обычаям».

В сравнении  с идеологией Розенберга, пропагандистская литература распространявшаяся на оккупированных областях много серьезных различий в трактовке российской истории. Министр весьма негативно оценивал германизацию российской властной элиты в эпоху Петра I и рецидив такой германизации рассматривал как глобальную геополитическую угрозу рейху, поскольку это «возобновило бы империалистические притязания старого русского государства на Балтийское море, Дарданеллы, Персидский залив и т. д. Если бы эти притязания осуществились, то через 50 лет мы снова стояли бы перед конфликтом, который нам нужно разрешить с государством-великаном, имеющим 200 миллионов населения, а новый руководящий слой тем временем удвоит, учетверит и даже удесятерит промышленность сегодняшней России и предпримет разработки огромных резервов Сибири. Из-за этого разгорелся бы бой за гегемонию в Европе и мы сами были бы виновниками этого. Это было бы повторение того, что в русской истории мы можем назвать петербургской эпохой».

Пропаганда  в некоторых частях вермахта и  ретрансляция этой пропаганды через  школьное образование, наоборот, культивировали образ петербургского периода истории  России. В брошюре «Политические  задачи немецкого солдата в России в условиях тотальной войны», предназначенной для занятий с личным составом 3-й танковой армии, читаем: «Царство Петра Великого означает катастрофу для консервативных сил России <...> Россия завоевала выход к Балтийскому морю и таким образом получила возможность влиять на европейскую политику».

 Истории вообще придавалось большое значение. Согласно утвержденной нацистами программе, учителя теперь вынуждены были делать акценты на положительных сторонах европейской ориентации России, поэтому они подробнее останавливались на периоде русского абсолютизма, крестьянских реформах и других темах, которые согласовывались с немецкой идеологической политикой. Среди прочего преподаватели теперь должны были подчеркивать «созидающую» роль революции 1933 года, когда к власти пришли нацисты, и «разрушающий» аспект революции 1917 года, разоблачать постулаты большевизма и марксизма. Однако далеко не все учителя соответствовали предъявляемым им требованиям, поэтому этот предмет часто просто изымался из школьной программы.

В школьных учебниках  по русскому языку, изданных в Риге в 1942 году для распространения на оккупированных территориях, главное  место занимала русская литература XIX века, явившаяся плодом европеизации России, начатой Петром.

Начальное образование  включало не более семи предметов: русский  язык (в том числе пение, рисование, чистописание), немецкий язык, арифметика, география, естествознание, рукоделие  или труд, физкультура. Немецкое руководство  выдвигало определенные требования к изучению предметов. Например, за четыре года ученики должны были выучить  немецкий язык так, чтобы они могли  «изъясняться по-немецки в повседневной жизни». 
 
 Созданные при местном самоуправлении отделы просвещения часто изымали из программы предметы, которые казались им лишними, или вводили новые. Так, советские школьники начали изучать Закон Божий. Правда, этот предмет в некоторых школах так и не ввели, потому что не хватало учителей, да и само нововведение подрывало авторитет новой власти. В некоторых случаях посещение подобных занятий было необязательным. 
 
 

Немцы взяли  за основу советские учебники, которые  значительно переработали. Например, советские неологизмы заменялись на другие слова: вместо «колхоза» —  «деревня», вместо «советский» —  «русский». Но так как переизданных учебников было мало, то всем ученикам книг не хватало, и часто они занимались вообще без учебной литературы.

В данной статье автор выделяет пять основных отличий  школ на оккупированных территориях  от советских:

(1) На смену централизованной системе административного управления приходит децентрализация. Школы подчинялись министерству по делам на оккупированных территориях, военным губернаторам, различным гражданским органам власти. Это привело к хаосу и конфликтным ситуациям. Приведен хороший пример: одной из причин отставки Розенберга с поста министра по делам оккупированных восточных территорий в 1944 году явился его конфликт с рейхскомиссаром Украины Кохом, который, вопреки стремлению министра активно развивать профессионально-техническое образование, закрыл на Украине все специальные (профессиональные) школы.

(2) В СССР школьное образование было частью непрерывного обучения. Основной же задачей «народных школ» было начальное образование в селе и семилетнее образование в городе, что было редкостью. Немцы хотели как можно скорее включить юношей и девушек в процесс производства на благо Германии.

(3) Вводилось преподавание религии.

(4) Введение платы за учебу. В первом классе с родителей брали по 20 рублей в месяц, во втором - 30 рублей, в третьем - 40 рублей, в четвертом - 50 рублей в селе и 60 рублей в городе. С 5-го по 7-й класс родители платили по 200 рублей в год, с 8-го по 10-й - по 300 рублей.

(5) Введение телесных наказаний. Более того, в не которых местах им подвергались и родители.

Все это негативно  повлияло на функционирование организованных нацистами школ. Они закрывались из-за того, что люди отказывались отдавать детей в такие школы. Население в общем очень отрицательно относилось к такому обучению.

Часто непосещение  проявлялось там, где преподавалась  религия. Нацисты считали, что изжить большевизм можно навязывая противоположные  истины. Но в СССР атеизм пропагандировался  на тот момент уже более двадцати лет и навязать народу снова религиозность  было не просто.

Причиной  того, что родители не пускали детей  в школы, было введение телесных наказаний. Так же это приводило к бегству  подростков в партизанские отряды. Автор здесь тоже приводит яркий  пример этого: один ученик по фамилии Румянцев получил «плохо». Его вызвали к директору. Директор спросил, почему он плохо учится. Румянцев ответил, что у него нет книг. Директор вынес выговор и предупреждение. На следующий раз Румянцев опять получил «плохо». Его исключили из школы, но он опять продолжал ходить в школу. Тогда Андреев (директор школы. — С. К.) сходил в жандармерию, и Румянцева арестовали. Трое суток Румянцев сидел в камере, а на четвертые его высекли плеткой и выпустили. Румянцев ушел в партизанский отряд.

Школы закрывались  по причине того, что оккупационные  власти пренебрежительно относились к  образованию. Оно казалось им ерундой  по сравнению с тотальной выкачкой ресурсов, рабочей силы и различных  ценностей. К представителям такой власти с полной уверенностью можно отнести Эрика Коха, рейхскоммисара Украины, отличавшегося особой жестокостью. Ими было сделано всё возможное, чтобы лишить оккупационные власти ореола освободителей.

Школьная  политика Третьего рейха была нацелена   на   искусственное   занижение культурного уровня русского народа и несла в себе заведомо провальные в условиях СССР элементы (децентрализация управления, насильственное введение религиозного образования, плата за учебу, телесные наказания). Все это предопределило широкое неприятие учительским сообществом и населением «народных школ», сводившее на нет и без того слабые попытки оппозиционных нацизму сил вернуть русский народ в дореволюционное культурно-образовательное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Статья Сергея Константинова «Хайль Сталин!» показалась мне очень интересной. А именно - некоторые вещи стали для меня открытием. Мне казалось, что в годы войны, особенно на оккупированных территориях советские дети вообще не учились, а фашисты использовали детей и подростков только как рабочую силу.

В школах на оккупированных территориях РСФСР велась активная немецкая пропаганда, а среднее и высшее образование было практически полностью уничтожено. Захватчики рассчитывали основательно закрепиться на территории СССР. Соответственно, открытые ими учебные заведения были призваны обеспечить экономику Третьего рейха квалифицированной рабочей силой, уровень образования которой мог бы позволить лишь усердно трудиться на благо захватчиков, и ни в коем случае не имевшей широкого кругозора, а тем более самостоятельных политических взглядов. В целом, оккупантами осуществлялась политика онемечивания советских граждан и превращения СССР в колонию фашистской Германии, и одним из направлений этой политики должна была являться образовательная система, воспитывающая послушных подданных. За первые двадцать лет существования советская власть успела обидеть многих. Даже без учёта многочисленных военнопленных, сотни тысяч советских граждан, оказавшихся на «освобождённых от большевиков» территориях, могли стать грозным подспорьем немецкой армии, сумей немцы найти ключ к их сердцу и на деле, а не на словах доказать,  что являются «освободителями», а не захватчиками и грабителями. Но к счастью этого не случилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Сергей Константинов, кандидат исторических наук «Хайль Сталин!» Школьная политика Третьего рейха». Журнал «РОДИНА» 2002г. №10       стр. 51-55

2. Данилов А.А, Л.Г. Косулина Л.Г., Учебник "История России"; Москва, 2006г.

3.материалы с сайтов: http://ru.wikipedia.org; http://talkin.ru.

Страница |


Информация о работе Школьная политика третьего рейха