Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".
Развивается патрониций. Сильный налоговый гнёт на свободных крестьян заставляет их искать покровительства у магнатов. Они отдают свои участки и получают их в условное (прекарное) владение, взамен получая покровительство магната.
Установление протофеодальных отношений. Некоторый отдых после 3 в. позволяет городам в середине-2/2 IV в. возродится, происходит оживление экономики. Увеличиваются объёмы торговли. Не совсем ещё исчезли виллы. Но основную роль в экономике уже играют земельные магнаты (в т. ч. церковь). Важно и государственное хозяйство, муниципальное землевладение. Основной экономический рост на востоке, не так затронутым кризисом. Экономика в целом носит переходный характер.
На востоке феодализация (увеличение иммунитета магнатов, закрепощение колонов) происходит медленнее, с сохранением сильной госвласти. Преемственность.
Запад, хотя и оживляется, но скоро вновь приходит в упадок. Здесь госсобственности постепенно всё меньше, всё больше роль магнатов. Города скоро загнулись => центр ремесла перемещается в замок. Магнаты освобождаются от повинностей в пользу своего города, самовольно захватывают земли. Увеличивается церковное землевладение, церковь постепенно обособляется от империи. После крушения империи центральная власть уничтожена. В рамках варварских королевств происходит синтез античных и варварских традиций, феодализация имеет иной характер.
54. Религиозная жизнь в эпоху поздней Римской империи. Деятельность Аврелия Августина.
Религиозная жизнь.
Диоклетиан. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Придя к власти, Диоклетиан пошел на типичный ход – восстановление и укрепление старой религии (опора на традиции). Он усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе христианства, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.
Константин. Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы).
Ереси. В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси. Африка – циркумцелионы (агонисты). Александрия – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением; союз с варварами и язычниками). Гностицизм. Монтанизм (эсхатологические ожидания и очень аскетичный образ жизни как следствие; против обмирщения церкви. Донатизм – североафриканское развитие монтанизма. Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе (Credo) – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.
Деятельность Аврелия Августина (354-430).
Вся деятельность направлена на борьбу с донатистами, манихеями и ересью пелагиан.
Борьба с манихейстом. Суть: синтез зороастризма, буддизма и христианства. Пророк – мани (первая проповедь - 240). 389-405 – 13 антиманихейских трактатов. 392 – диспут с пресвитером Фортунатом. Тот не смог ответить на несколько вопросов и сбежал. 404 – спор с Феликсом (его А обращает).
Борьба с донатизмом. Суть: объявляют церковь продажной, всё что она делает лишённым святости (рукоположение и крещение действительны только из рук донатистов). Августин пишет несколько трактатов с опровержением. Положение осложняется тем, что донатисты отказываются от диспутов. Епископы жалуются на донатистов императору Гонорию, он их поддерживает. Сначала 405 – закон против Схизмы, но не помогает. В 411 – суд на донатистами и их разгром на Карфагенском соборе (А участвует).
Борьба с пелагианами: Суть: роль божественной благодати мала, преувеличивают значение свободы воли, отменяют первородный грех. 412-421 – упорно пишет опровержения. То же – в последние годы жизни.
55. Распад
единой Римской империи и
Христианство – гос.-религия с 363 г. Юлиан отступник сделал попытку возвратиться к римской политико-религиозной системе, за что был назван отступником.
Упадок внутриполитических отношений. Натурализация хозяйства. Уменьшение рынка. Деурбанизация. Запустение дорог. Жизнь замыкается в латифундии. Частная власть магнатов, живущих в латифундиях, больше центральной.
Церковь. Это единственное, что предохраняет империю от распада. Епископы имеют сильную светскую власть и приличные богатства. В противоположенность им – сначала одиночные, а потом и коллективные поселения монахов-аскетов (монастыри). К 3-4 в. обрастают уставом, хозяйством. Власть в монастыре – на авторитете 12 апостолов. После раскола церковь вышла из под контроля императора (на Востоке этого не произошло) и стала важной политической силой. Раздачи беднякам (контраст с эк. политикой императора) и поддержка магнатов.
Западная Римская Империя и ее упадок. Власть императора слаба и уничтожается из-за упадка внутриполитических отношений. Связанные с городом общественные слои (куриалы) разоряются, магнаты – богатеют. Они получают от слабых императоров привилегии. Формируются варварские королевства.
Экономика. Ужесточаются налоги, а платить не из чего, так как разорение куриалов. Магнаты налогов обычно не платят. Народ волнуется, обращается к слабеющему императору, а тот помочь не может.
Общественные волнения. Пестры по составу. Подавляются уже не императором, а магнатами на местах. Игнорируют распоряжения императоров, сами борятся с варварами. Пример – восстание багаудов V в.
Ереси. Особая форма соц-протеста.
Армия. Разваливается из-за уклонения. Все труднее отслеживать беглецов. Формируется из подневольных и бандитов. Часто служит частным интересам. Развал. для стабилизации император заключает договоры с варварскими племенами на границе (Валент; федераты). Это опасно, т.к. они не всегда послушны.
Пересмотр римского классического права. Много кодексов, самый известный – Юстиниана.
Великое переселение народов (с 375 г.). С востока в Европу приходят гунны, толкнули готов и проч. В 378 г. они восстали, в 379 г. Феодосий с ними помирился, в 395 г. – умер и Империя окончательно развалилась на Западную (Равенна) и Восточную (Константинополь). Формально империя едина, фактически – нет. В 401 Аларих вступил в Империю. В 419 – вестготы образуют первое королевство (Толедо). Дальше – королевства вандалов и др.
Атилла. Разграбил Италию. В 451 – битва при Каталунских полях, Аэций. Потом Одоакр в 476 низложил Ромула Августула и империя умерла. Инсигнии отосланы Зенону в Константинополь.
56. Основные источники по истории Поздней Римской Империи (IV-V вв. н.э.). Юридические источники.
Историография.
Scriptores historiae Augustae. Сборник биографий императоров, относящийся к несколько более раннему периоду. Приписывается 6 авторам, однако скорее всего подделка при жизни Диоклетиана или Константина. Ковалев очень плохого мнения об этом источнике. Машкин – более хорошего.
Аммиан Марцеллин. История (31 книга, 96-378 – от Нервы до Валента; сохранились 14-31 книги (352-378)). Последний представитель античной традиции, главный клёвый чувак этой эпохи. Хорошие источники (в т.ч. и личные наблюдения). Хорошо осведомлен в том, о чем пишет. Принцип объективности. Последователь Тацита. Много места военной истории, т.к. сам был военным. Трезвость и объективность. Вместе с тем – вычурность и напыщенность языка.
Зосим. Новая история (6 книг, сохранилась вся, от Августа до конца IV в.). Никакой риторики. Ярый противник христианства.
Евтропий. Один из представителей бревиариев (основная идея – из истории сделать краткую выжимку для необразованных). Краткая история Рима. Не примечателен ничем, кроме того, что отражает тенденцию к написанию различных «кратких» произведений, и того, что несколько столетий был общепринятым учебником по истории Рима.
Аврелий Виктор. Один из бездарных биографов.
Христианская традиция. Евсевий Кесарийский. Лактанций. Отцы церкви: Ориген, Иероним, Тертуллиан. (Антихристианская литература сохранилась плохо и в основном по ее критике отцами церкви. Цельс. Порфирий. Юлиан Отступник. Либаний).
Всемирные хроники. Новый, особый вид источников. Краткий обзор всемирной истории, начиная с сотворения мира. По всей видимости – один из источников Амартола, а через него - ПВЛ. Секст Юлий Африкан (от сотворения мира до 221). Его сочинение не сохранилось, но известно по более поздним византийским хроникам.
+ Эпистолярии
Либаний, Юлиан Отступник, Аполинарий. Ото всех также сохранилось куча речей.
+ Трактаты
Палладий (IV в.) – о с/х. Весь смак колонатных отношений.
Птолемей. Система астрономии. Ковалев: отражает упадок научной мысли (?).
Клавдий Гален. Труды по медицине.
Художка. Авзоний (стихи). Сидоний Аполлинарий (стихи). Клавдиан.
+ Юридические источники.
Их важность, т.к. основополагающий характер римского права для Средневековья, а через него – и для всей Европейской цивилизации, а через него – и для цивилизации Нового Света (Америки). Феодосий II – юридический сборник. Надписи.
57. Биографический жанр в римской историографии.
Корнелий Непот (100-25 до). Написал «Хроники», «Примеры» (сборник баек). Но главное – «О знаменитых мужах» - сравнительные жизнеописания: римлянин-чужеземец (про тенденцию к включению Рима в общий мир). Не менее 16 книг. Дошли только иностранные полководцы (22 штуки: Мильтиад, Фемистокл, перс Датама, Ганнибал, Гамилькар). Кроме того, биографии Катона Старшего, Аттика (книга «о латинских историках»). Во многом предвосхищает Плутарха. Сведения часто не точны, язык прост как яичница. Потому и читают часто на латыни.
Аврелий Виктор (IV в. после). Ок. 369 написал краткую историю римских императоров от Августа до Констанция II в биографиях. Предполагается, что занимательное чтиво для безграмотных домохозяек. По степени краткости относится к бревиариям.
Но главное - Плутарх (сер. I-го – начало II-го), Светоний (конец I-го – середина II-го). Интерес к личности. Уже тогда – особое отношение, роль личности в истории ценится. Есть идеи, что личности двигают историю.
58. Археологические памятники как источник по ситории древнего Рима (Рим, Помпеи и др.).
Рим.